Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Начала программирования

Разделы: Преподавание информатики, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (703 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Мой стаж педагогической деятельности – 31 год. Из них 21 год я преподаю информатику. Мои ученики – победители региональных и Всероссийских олимпиад на протяжении последних десяти лет. Много лет я искала формы и методы доступного изложения материала по разделу Программирование для обучающихся средних общеобразовательных школ.

Предлагаемый Вашему вниманию урок по началам программирования – один из вариантов первого урока данной темы.

Предварительные сведения.

Класс: 10-ый, физико-технический профиль. Класс разбит на две подгруппы, то есть на уроке может быть до 14-15 человек.

Изученный материал: темы «Моделирование процессов» и «Разработка алгоритмов». При изучении темы Алгоритмы основное внимание уделялось школьному алгоритмическому языку, пошаговому анализу выполнения алгоритмов. Рассмотрены все базовые алгоритмические структуры (следование, ветвление, циклические структуры Для и Пока), введены понятия стандартных функций и вспомогательных алгоритмов, дана классификация типов данных, рассмотрена возможность вложенности алгоритмических структур. Степень обученности учащихся (10-х классов) по теме «Алгоритмы» (по Симонову) составила 0,8 (из 1,0). Степень обученности учащихся (СОУ) рассчитывается по формуле , где К5 , К4 , К3количество пятерок, четверок и троек, N – количество обучающихся в классе.

Вывод: класс готов к восприятию нового материала.

Цели урока:

  1. Понятие программа, программирование.
  2. Классификация языков программирования.
  3. Изучение основных процедур, функций и операторов для реализации алгоритмических структур: read(readln), write(writeln), ifthenelse, fordo, whiledo в процессе перевода алгоритмов решения задач на язык программирования.
  4. Исследование среды программирования Delphi (консольное приложение).
  5. Закрепление навыков представления алгоритмов решения задач в виде программного кода.

Форма организации урока: Интерактивная лекция.

Сопровождение урока: интерактивная лекция, реализованная в среде PowerPoint, среда программирования Delphi (Console Application), файлы с примерами программ (с общим доступом) – Приложение 2, доступ к сети Интернет.

ТСО: интерактивная доска (желательно), ПК, ЖК-панель (вместо интерактивной доски).

План урока:

  1. Организационный момент – 5 минуты
  2. Понятие программа, программирование. – 15 минут
  3. Реализация структуры Следование я. п.Pascal – 10 минут
  4. Реализация структуры Разветвление – 15 минут
  5. Реализация структуры цикла Для – 15 минут
  6. Реализация структуры цикла Пока – 20 минут
  7. Подведение итогов урока (закрепление материала) – 10 минут
  8. Домашнее задание: Классификация языков программирования (конспект), одну-две задачи из раздела Домашние задачи – 5 минут (время оргмомента)

Ход урока

I. Организационный момент урока

– загрузка интерактивной лекции, среды программирования Delphi (консольное приложение), актуализация внимания. Домашнее задание.

II. Понятие программа, программирование

(Слайд 1, не считая титульного)– структурная схема места темы в общем плане предмета, работа со слайдом – 5 минут.

III. Реализация структуры Следование

я.п. Pascal (Слайд 2). Задача: Определить сумму цифр трехзначного числа.

  1. Просмотр справки для знакомства с процедурами ввода и вывода информации – read и writeln (Слайд 6). Организован возврат на текущий слайд из справки.
  2. Реализация приведенного алгоритма решения задачи в среде Delphi (можно использовать подготовленный файл z_sl.dpr, размещенный в архиве Примеры_программ.rar).
  3. Для выполнения программы нажать клавишу F4 (при этом поставить курсор перед служебным словом end.). Ввести значение числа N, например, 157. И получить результат – 13. Продемонстрировать учащимся выполнение программы по шагам, используя окно AddWatch среды Delphi,поместив в окно все используемые переменные (результаты отразить либо на интерактивной доске, либо на ЖК-мониторе, либо с помощью проектора на экране).
  4. Показать учащимся процесс закрытия окна выполнения программы: перейти в редактор кода программы и нажать клавишу F7.
  5. Ответы на вопросы по процессу реализации алгоритма.

IV. Реализация структуры Разветвление

(Слайд 3). Задача: Определение максимального значения из трех чисел.

  1. В беседе с учащимися предсказывать каждое следующее действие, подтверждая его с помощью интерактивной лекции (каждый шаг программы в лекции идет через нажатие клавиши Пробел или щелканье левой клавишей мыши).
  2. Дать время учащимся для набора текста программы в среде Delphi (или загрузить готовый файл с текстом z_razvl.dpr) и затем запустить его на выполнение (клавиша F4 – курсор в начале строки end.). В процессе выполнения программы ввести значения, например, 5 8 1 и получить результат 8. В то время, когда учащиеся набирают текст программы, учитель готовит демонстрацию пошагового выполнения программы, открыв файл с текстом программы и заполнив именами переменных окно отладчика среды.
  3. Ответить на вопросы учащихся по процессу реализации алгоритма.

V. Реализация структуры Для

(циклический алгоритм) (Слайд 4, без титульного). Задача: Дан ряд целых чисел размерностью N. Определить максимальное значение данного ряда.

  1. Используя материал интерактивной лекции, сделать акцент на вложенности структур: разветвления в циклической структуре Для. Показать по шагам реализацию алгоритма решения предложенной задачи.
  2. Дать задание учащимся загрузить подготовленный файл и запустить его на исполнение (клавишей F4).
  3. Принять значения переменных: N=5, a: 4 3 17 -8 7 (вводить числа в ответ на приглашение системы программирования по одному, нажимая клавишу Enter, или одной строкой через пробел). Результатом выполнения программы будет вывод числа 17.