Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Сочинение-описание по картине Г.Нисского "Февраль. Подмосковье". 5-й класс

Разделы: Преподавание русского языка


Цели:

  1. Развивать устную и письменную речь учащихся.
  2. Совершенствовать умения и навыки написания сочинения-описания.
  3. Учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова.
  4. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса работы.

Оборудование: Репродукции картин: И.И. Шишкин "Зима", И.Э. Грабарь "Зимний пейзаж", "Февральская лазурь", А.А. Пластов "Первый снег", Н.П. Крымов "Зимний вечер", Г.Г. Нисский "Февраль. Подмосковье".

Проектор для мультимедийных презентаций.

На стеклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
Д. Кедрин

Ход урока

Зима! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. Словом можно красиво описать зиму. Давайте вспомним, как поэты воспели зимушку-зиму в своих стихотворениях. (Читаются отрывки стихотворений).

1.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит: ("Зимнее утро" А. Пушкин)

2.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всего его одело. ("Зима" И. Суриков)

3.

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит ("Чародейкою зимою" Ф. Тютчев).

4.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне. ("Береза" С. Есенин).

5.

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А.Фет).

Вопросы к классу:

1. Что объединяет эти стихотворения?

2. Одинаковы ли отрывки по настроению?

3. Что подчеркивают поэты, изображая зимнюю природу?

Обобщение: поэты подчеркивают необычность зимней природы, ее красоту. Эти поэтические картины зимы наполняют душу ощущением покоя, радости. Каждое слово предстает перед нами как волшебство. Хочется проникнуть в мир, созданный поэтами.

2. Композиторы тоже не остались равнодушными к зимней красоте и отразили ее в музыке. Прослушаем фрагмент из Первой симфонии П.И. Чайковского - "Грёзы зимнею дорогой" (так называется произведение). Грёзы - мечты, игра воображения во сне или наяву. Грезить - мечтать. (О чем мечтает композитор, вы ?) (Слов. работа).

3. Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Давайте вспомним, что это за изобразительные средства:

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Мастера слова - писатели - очень часто используют эти средства выразительности в своих произведениях. Давайте проанализируем фрагменты текстов:

И. Бунин.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, снежными и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее огромное и удивительно нежное небо.

Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет.

(Анализ текста учеником: общее впечатление от увиденного передается в предложении: "Какое великолепие и спокойствие!". Писатель использует эпитеты: "пушистые снега", "нежное небо", "пышные вен