Местоимение как часть речи. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  1. Повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; дополнить полученные знания новыми.
  2. Выделить параметры, по которым местоимения определяются как часть речи.
  3. Формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи.
  4. Вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
  5. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Оборудование: проектор для мультимедийных презентаций; раздаточный материал.

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!

В. Брюсов.

Ход урока

Посмотрите вокруг, нас окружает много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество – это язык, главное предназначение которого состоит в том, чтобы мы понимали друг друга при общении. Общаясь между собой, мы употребляем самые различные части речи. Давайте вспомним и перечислим их …(учащиеся перечисляют части речи, разграничивая самостоятельные и служ. части речи). Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только одна из них ничего не обозначает, а … Что же она делает – попытаемся в этом разобраться на уроке.

Наш урок посвящен исследованию местоимения как части речи; употреблению местоимений в речи; использованию местоимений в стихотворениях русских поэтов; знакомство с устаревшими местоимениями (Сим повелеваю…); познакомимся с нормами употребления местоимений в речи.

Обратимся к эпиграфу (еще раз читается эпиграф – отрывок из стихотворения русского поэта серебряного века Валерия Брюсова “Родной язык”). О чем говорится в стихотворных строчках В. Брюсова? Кого он называет другом и врагом, царем и рабом? Как характеризует поэт язык – мой язык. Мой указывает на принадлежность, обобщенность. Слово мой – это местоимение.

1. Сообщение ученика:

Мы нашли определение слова местоимение по толковому словарю:

Местоимение – в грамматике: одна из частей речи – имя, приобретающее значение конкретного предмета, качества или числа в зависимости от содержания речи. Местоимения очень встречаются в речи. По частоте употребления они занимают 3-е место после существительного и глагола. Они употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий и указывают на них, в чем и заключается их общее грамматическое значение. Их свойство “указывать” отразилось в названии местоимений – “вместо имени”.

Давайте обратимся к примерам:

Скворец летел к себе домой.
Летел дорогою прямой.
Он изучил за много лет
Ёе по множеству примет.

Он и ёе – это местоимения, они не называют предметы, а указывают на них. Он – это скворец, ёе – дорога. Это восстанавливается из текста стихотворения.

2. Сообщение ученика:

Нас интересует следующий вопрос, как могут изменяться местоимения. Поскольку мы их употребляем вместо существительных и прилагательных, то есть именных частей речи, могут ли местоимения изменяться по падежам? – да. (Слайд).

И. п. – я, мы, мой
Р. П. – меня, нас, моего.
Д. п. – мне, нам, моему.
В. п. – меня, нас, мой.
Т. п. – мною, нами, моим.
П. п. – обо мне, о нас, о моем.

Задание к классу: просклонять местоимения ты, твой.

Проверяем (слайд).

Вывод: местоимения, как правило, изменяются по падежам.

3. Сообщение ученика.

Рассмотрим теперь, какую синтаксическую роль выполняют местоимения, то есть какими членами предложения они могут быть.

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

А.А. Блок.

Ты – кто?– вопрос имени существительного, именительный падеж, является подлежащим.

Мне – кому? – вопрос косвенного падежа, является дополнением.

Такой – какой? – вопрос прилагательного, указывает на признак, является определением.

Всех – каких? – указывает на признак, является определением.

Задание классу: списать, подчеркнуть местоимения как члены предложения.

О Русь! В тоске изнемогая,
Тебе слагаю гимны я.
Милее нет на свете края,
О родина моя!

Ф. Сологуб.

Вывод: в предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Итак, подведем итог:

  1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
  2. Местоимения изменяются по падежам. Есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.
  3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Слово учителя.

А я предлагаю вам познакомиться с таблицей “Разряды местоимений”.

4. Сообщение:

Местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения (я, ты,мы, вы). Второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой), а третье – неопределенные (какой-то, чей-то, кто-либо, кое-кто).

Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать различные разряды местоимений. Послушаем отрывки из стихотворений (звучат стих-я).

1. А.С. Пушкин.

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благославил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

2. Алексей Кольцов.

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!

3. С. Есенин.

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.

4. Анна Ахматова.

Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу…
Сосен дрогнули верхушки,
Желтый луч упал в траву.
Но ни звука в чаще свежей…
Я иду домой,
И прохладный ветер нежит
Лоб горячий мой.

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

5. Сообщение ученика.

Обратимся к истории и попытаемся определить значение устаревших местоимений.

Поможет нам в этом произведение А. Пушкина роман “Дубровский”, которое мы изучали на уроках литературы в этом году.

“Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз.” ( Сим, оным – этим; коих – которых).

Устаревшие местоимения входят в состав некоторых слов, употребляемых в наши дни:

Сегодня, сию минуту, ни с того ни с сего, ни то ни се, до сих пор, во время оно.

6. Практическая отработка полученных знаний.

Из стихотворного отрывка выписать местоимения, определить их разряд.

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благославил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесененный,
Твой колокольчик огласил.

(Мой – прит., я – лич., мой – прит., твой – прит.)

7.

Слово учителя. В нашей жизни нужны местоимения, они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь. Но употреблять в речи местоимения надо умело, избегая речевых ошибок.

Заглянем на урок физики: учитель: “Приведи мне пример трения”. Ученик: “Человек на льду скользит. Чтобы не скользил, его посыпают песком”. Что посыпают песком? Какая ошибка допущена учеником? – неверное употребление местоимения его создает в предложении двусмысленность. Местоимение следует заменить существительным: “Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком”.

8.

Найдите и устраните ошибки в употреблении местоимений:

  1. Был сильный мороз, из-за его мы остались дома.
  2. Мама попросила дочь выписать для себя журнал.
  3. На детской площадке мы увидели девочку с обезьянкой. Она была очень маленькой.

9.

Следующее задание. Вставьте в пословицы пропущенные притяжательные и определительные местоимения:

1. …рубашка ближе к телу.
2. У … тряпки свои порядки.
3. … сверчок знай … шесток.
4. Не рой яму другому, … в неё попадешь.

Проверим (слайд).

10. Работа с текстом.

Вставить в текст пропущенные местоимения, определить их разряды. (Слайд с текстом).

Снегири.

В комнате было два окна, выходивших во двор. Под окнами росла большая черемуха. Весной … зацветала так пышно, что казалось – это уже не дерево, а белое облако. Летом … дерево было обсыпано темно-синими, почти черными ягодами величиной с горошину. Зимой было … интересное, потому что на черемухе в … время года бывали частыми гостями снегири. … хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу. Много лет прошло с тех пор, но … и сейчас очень легко представляю … эту сказочную картину.

(Я, она, всё, самое, это, себе, их).

Проверим: я, она, их – личные; себе – возвратное; все, самое – определительное, это – указательное.

Вывод: местоимению нашу речь делают красивее и богаче, помогают избегать повторы.

11. Итоги урока.

Домашнее задание: параграф 68, упр. 391 (п), 393(у), придумать рекламу местоимению.