Атмосферное давление. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

Образовательная: способствовать усвоению понятий: атмосфера, вес воздуха, атмосферное давление; формирование навыков поисковой деятельности и умений теоретически обосновывать явления, происходящие с участием атмосферного давления.

Развивающая: развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно; расширение кругозора, развитие интереса к экспериментальной физике.

Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников; личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения: беседа, объяснительно-иллюстративный, информационно-компьютерный, самостоятельная работа.

Оборудование:

  • приборы для демонстрации опытов, подтверждающих существование атмосферного давления: стеклянный шар с пробкой и резиновым отводом; насос; рычажные весы; набор гирь; стакан с водой; трубка с поршнем; медицинский шприц; пипетка; бытовые присоски; пустая банка с крышкой.
  • компьютер с мультимедийным проектором;
  • интерактивная доска;
  • учебник “Физика.7 класс”, под ред. А.В. Перышкина;
  • план-конспект урока,
  • мультимедийное приложение к уроку Приложение 1.

Ход урока

1. Целеполагание и мотивация. Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, друзья! Я очень рада вас видеть и верю, что урок у нас пройдет великолепно и настроение у нас станет прекрасным.

А у меня настроение не очень хорошее. Готовя к уроку опыт, я ополоснула банку горячей водой и сразу закрыла крышкой. Теперь снять ее не возможно. Попытайтесь объяснить, что стало причиной этого явления.

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель: Объясняя этот явление, мы приоткрываем тайну удивительного и важного физического явления, которое является темой нашего урока. Попробуйте догадаться, какого? Слайд 2

Тема урока: Атмосфера Земли. Атмосферное давление.

(учащиеся записывают тему в тетрадь)

Цель урока: Рассмотреть строение атмосферы Земли, убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений.

2. Актуализация знаний

Учитель: Какие физические величины нам понадобятся сегодня для того, чтобы мы достигли поставленной цели? Слайд 3

Ученики:

  • Вес – сила, с которой тело давит на опору вследствие притяжения к Земле.
  • Давление – величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади этой поверхности;
  • Атмосфера – газовая оболочка Земли. Слайд 4

О том, что Земля покрыта воздушной оболочкой под названием атмосфера, вы узнали на уроках географии, давайте же вспомним, что вам известно об атмосфере из курса географии?

Учитель: Какие свойства газов отличают их от твёрдых тел и жидкостей?

Учащиеся: Газы не имеют собственной формы и постоянного объёма. Они принимают форму сосуда и полностью заполняют предоставленный им объём.

Учитель: Почему газ обладает такими свойствами?

Учащиеся: Потому что молекулы газа находятся в непрерывном и беспорядочном движении.

Учитель: Но тогда возникает вопрос: почему молекулы газов, не находящихся в каком-либо сосуде, двигаясь непрерывно и беспорядочно, не улетают в мировое пространство? Что удерживает их у поверхности Земли? Какая сила? А почему атмосфера “не оседает” на поверхность Земли?

Я предлагаю посмотреть видеосюжет и проверить свои умозаключения Приложение 2 Слайд 5

3. Изучение нового материала.

Учитель: Мы выяснили, что на воздух, как и на всякое тело, находящиеся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? А ведь на ваши ладони давит воздух, причем, масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженого кирпичом. То есть около 10 тонн! Почему же мы не ощущаем этого веса? Слайд 6

Как доказать, что воздух имеет вес? Можно ли измерить массу воздуха? Как это сделать?

Ученики: Необходимо взвесить шар.

(Если позволяет оборудование проводят реальный опыт иначе можно воспользоваться ЦОР)

Учитель: Проведем виртуальный опыт. Приложение 3(Интерактивная анимация, демонстрирующая опыт по определению веса воздуха с помощью весов )

Возьмем стеклянный шар и откачаем из него воздух, а затем взвесим на весах. Чему равна масса шара? Слайд 7

Учитель: А теперь откроем кран и запустим в шар воздух. Что произошло?

Ученики: Весы вышли из равновесия, потому что воздух имеет массу.

Учитель: Уравновесим весы, добавив гирьки. А теперь чему равна масса шара? А масса воздуха?

Учитель: Какой мы можем сделать вывод.

Ученики: Воздух имеет вес.

Учитель: Где находится основная масса воздуха?

Учащиеся. В нижнем слое.

Учитель: Верхние слои воздуха сжимают нижние слои, т.е. оказывают на них давление.

Учитель: Как передаётся давление, производимое на нижний воздушный слой верхним слоем?

Учащиеся: Согласно закону Паскаля, одинаково по всем направлениям.

Учитель: Значит, каждый слой атмосферы испытывает давление со стороны всех верхних слоёв, а следовательно, земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха, или, как обычно говорят, испытывают атмосферное давление, и, согласно закону Паскаля, это давление передаётся одинаково по всем направлениям

Атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы. Слайд 8

(Ученики записывают информацию в тетрадь.)

Учитель: Теоретически мы доказали существование атмосферного давления, а теперь убедимся на практике.

Стакан с водой закрываем бумагой, стакан переворачиваем. Бумага удерживает воду в стакане.

Учитель: На воду в стакане действует сила тяжести. Почему же листочек удерживает воду? Оказывается вода немного прогибает бумагу, давление воздуха над водой меньше атмосферного давления, которое прижимает бумагу к стакану. (Учащиеся дают ответ)

Физкультминутка:

Учитель: Устали? Давайте сделаем дыхательные упражнения. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Встаньте. Положите руки на диафрагму и сделайте 3-4 глубоких вдохов и выдохов.

Учитель: Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?

При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие.

При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.

4. Первичное закрепление нового материала.

Учитель: Найдите в 40 параграфе примеры , которые имеют подобные объяснение принципа действия

Учащиеся: Объясняют, действие шприца, пипетки.

Доказали на опытах.

5. Закрепление нового материала.

Учитель: И так что на наши вытянутые ладоши давит воздух с силой, равной весу груженого КАМАЗа. Почему мы выдерживаем такое давление?

Учитель: На каком законе базируется понимание того, что нам не тяжело удерживать в ладонях весь столб воздуха?

Ученики: На законе Паскаля. Давление воздуха действует на наши ладони и сверху и снизу одинаково. Поэтому мы и не замечает этого веса. Слайд 10

Учитель: Проанализируйте рисунки и ответьте, в каком случае художник прав? Слайд 11

6. Работа в группах.

Провести эксперименты по раздаточному материалу и объяснить результаты эксперимента. Приложение 4 Слайд 12-15

7. Итог.

Слайд 16

Почему крышку не возможно было снять с банки? Предложите способы её открыть.

Учитель: Скажите, пожалуйста, что мы изучали на сегодняшнем уроке?

Что такое атмосфера?

Почему атмосфера давит на нашу планету?

Как можно обнаружить атмосферное давление?

Как можно использовать атмосферное давление?

Какое значение имеет для Земли атмосфера?

Учитель: Молодцы!

8. Задание на дом.

Слайд 17

– § 40, 41, ответить на вопросы;

– задание №10 стр.98 (3) по учебнику А.В. Перышкина “Физика-7” (М.: Дрофа, 2004). подготовить 1 занимательный опыт на использование атмосферного давления.

Занимательные опыты можно найти в книгах “Занимательная физика” Перельмана и других.

Рефлексия.

Выставление отметок.

Благодарность ученикам.