Нетрадиционный урок русского языка. Урок-исследование по теме "Местоимение как часть речи, разряды местоимений"

Разделы: Русский язык


Все мы хорошо знаем, что цель обучения на сегодняшний день изменилась и состоит не столько в накоплении суммы знаний, умений и навыков, сколько в подготовке школьника как субъекта образовательной деятельности.

Именно поэтому мы зачастую сталкиваемся с проблемой, которая упирается в необходимость найти пути создания такой творческой атмосферы, таких условий, в которых любой школьник мог бы самоадаптироваться, самообразовываться, самореализоваться.

Почему возникает эта проблема?

Во-первых, потому, что до сих пор мы не соотносим новую цель обучения с теми методами, которыми этой цели можно достигнуть. Новая цель обучения понимается исходя из привычного смысла хорошо знакомых задач воспитания и развития, решать которые очень удобно все теми же средствами. В основе их – активность, но не учеников, а учителя, продолжающего оставаться главным и единственным действующим лицом на уроке, т.е. готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании мы сможем лишь тогда, когда изменим отношение к смыслу учебной деятельности, к методам и средствам обучения, к самим ученикам.

Что же означает изменить отношение?

Каким мы привыкли видеть учителя? Обычно к нему выдвигаются следующие требования:

– знание своего предмета, умение теоретические знания соотнести с жизненным опытом;
– ясность изложения, возможность встать на позицию ребенка;
– знание методики преподавания;
– теплота и доброжелательность, адекватное педагогическое общение;
– энтузиазм, интерес к своей работе, желание научить, заинтересовать.

Однако в новых условиях этого оказывается недостаточно. Даже если все учителя, преподающие в классе, будут обладать всеми выше перечисленными качествами, это вовсе не будет означать, что все дети станут способны к самореализации, что все будут стремиться к развитию себя и своих способностей.

Для того чтобы ученик захотел и сумел взять на себя ответственность за учебу, учителю надо многое сделать. Лучше сказать не учителю, а учителям. И вот здесь очень важно стремление в тесном взаимодействии самих учителей.

Понятно, что человек, с вечера решивший стать творческим, активным, утром не проснется таковым. Поэтому понятно и то, что, если в среднее звено из начальной школы придет ученик, не способный к творчеству, чтобы развить эту способность, потребуется немало времени, а иногда это будет и вовсе бесполезно. То же самое будет происходить, если один учитель работает по-новому, а другой – нет. Т.е. начало работы по подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности в постепенности, системности и взаимодействии.

Учить ставит цели, планировать действия, оценивать итоги собственной деятельности – задачи учителя на уроках при работе с младшими школьниками. Развивать стремление к успеху, надежду на успех, чувство ответственности и умение познавать себя – задачи учителя при работе с подростками. Полностью передать ответственность за учебу детям, стать для ученика человеком, который помогает ему добиваться целей, – задача учителя при работе со старшими школьниками.

Для того, чтобы осуществление этих задач стало возможным, необходимо изменение преобладающего в учебных заведениях социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру процесса обучения и воспитания. Цель же этих изменений – рождение творчески активных учеников, способных к самореализации, самообучению, самовоспитанию, т.е. не объектов, а субъектов учебной деятельности.

Конечно же, традиционный урок никто не отменял, многие традиционные приемы и методики дают устойчивые положительные результаты. Но не секрет, что зачастую именно наш традиционный комбинированный урок, так всеми любимый, не только не позволяет добиться устойчивых положительных результатов нашей педагогической деятельности, но и отбивает у детей всякое желание учиться. Вспомните, как часто, заканчивая изучение какого-либо тематического блока и прогнозируя результат, мы ждем высокого уровня усвоения материала, особенно если в течение уроков по этой теме ребята получали высокие отметки, но, проверяя контрольную работу (диктант, тест и т.п.), мы разочаровываемся: материал усвоен плохо. Мы склонны видеть причины этого в пробелах в знаниях учеников, непрочности усвоения материала и т.п. Конечно, это иногда так. Но главное – каждый  педагог не раз задумывался над тем, как исправить ситуацию. Как сделать знания прочными, как заставить ребят устранять пробелы в знаниях? Без сомнения, каждый учитель выработал свои приемы повышения уровня знаний и добивается устойчивых положительных результатов обучения.

Тем не менее, важным условием эффективности обучения является повышение у учащихся интереса к учебе. Все мы с вами знаем: что интересно, то всегда лучше запоминается, об этом будут читать, об этом будут искать дополнительный материал. Как же сделать урок и интересным, и одновременно эффективным?

По моему глубокому убеждению, наиболее интересными являются уроки, построенные с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Характерными, устойчивыми особенностями развития КМ (критического мышления) являются:

  • оценочность;
  • открытость новым идеям;
  • целостное рассмотрение ситуации;
  • стремление к разносторонней осведомленности;
  • поиск альтернатив;
  • выбор точки зрения, позиции (а также ее изменение при наличии достаточных оснований);
  • склонность к применению навыков КМ в жизни.

Технология развития КМ через чтение и письмо (РКМЧП) тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения, которое широко применяют педагоги начальной школы, работающие по программам Д. Б. Эльконина – В. В.Давыдова и Л. В. Занкова. В среднем звене, к сожалению, пока господствует традиционная методика преподавания, хотя именно в процессе применения технологии развития критического мышления повышается как интерес и мотивация учащихся к изучению предмета, так и эффективность самого урока. Именно на таких уроках

  • происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология.

Базовая модель технологии развития критического мышления

В технологии развития КМ выделяют 3 стадии:

  • Стадию вызова.
  • Стадию осмысления новой информации.
  • Стадию рефлексии.

На уроках русского языка по технологии РКМЧП может проводиться:

  • работа с информационным текстом;
  • работа с художественным текстом (развитие речи, подготовка к написанию сочинения или изложения);
  • взаимообучение;
  • урок – исследование;
  • урок – письмо (обучение составлению письменных текстов – сочинения, изложения, реферата, доклада);
  • дискуссия (риторика).

Много пишут о таких уроках, но прежде всего о методике проведения уроков работы с информационным текстом (мозговой штурм, составление кластера, инсерт),  работы с художественным текстом (чтение с остановками), уроков-дискуссий, уроков взаимообучения. Популярен сегодня урок-письмо (один из наиболее популярных – составление синквейна).

Урок-исследование незаслуженно забыт нами, несмотря на то, что методика проведения уроков данного вида и проще, и, как мне кажется, более эффективна в условиях нашей школы, т.е. в условиях классно-урочной системы. В отличие от других уроков по технологии РКМЧП урок-исследование позволяет не только построить интересный и эффективный урок, но и оценить работу учащихся, что всегда затруднительно, например, на уроках-дискуссиях, уроках взаимообучения, уроках-мастерских.

Технологическая карта урока-исследования проста:

I. Стадия вызова II. Стадия осмысления III. Стадия рефлексии
Парная мозговая атака Заполнение таблицы Дальнейшее целеполагание

Приведу пример урока-исследования по одной из самых проблемных тем при изучении самостоятельных частей речи в 6 классе

Тема: Местоимение как часть речи, разряды местоимений

Цели:

  • повторить ранее изученный материал;
  • углубить знания о местоимении как части речи:
    • о соотнесенности местоимений с грамматическими именами;
    • о морфологических признаках местоимений;
    • о роли местоимений в тексте;
    • познакомиться с разрядами местоимений;
  • формирование умения употреблять местоимения в собственной речи;
  • формирование навыка находить в тексте местоимения, отличать их от других частей речи.

ХОД УРОКА:

I. Стадия вызова. Парная мозговая атака

1. Отгадайте загадку:

Из-за тебя я бью себя.
Из-за себя я бью тебя.
Будет литься кровь моя.

(Комар)

2. Коллективный опрос:

– Какое слово помогло сделать загадку «загадочной»? (тебя)
– Какой частью речи оно является?

3. Сообщение темы, частично целей урока.

4. Вызов: итак, что же мы знаем об этой части речи?

5. Парная мозговая атака: учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме урока (5 мин.)

II. Стадия осмысления. Заполнение таблицы.

1. Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками.

Знаю – хочу узнать – узнал.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали

Список того, что учащиеся знают или думают, что знают, по теме урока Различные аспекты данной темы. Здесь указываются конкретные аспекты, освещенные на занятии и те вопросы, которые остались для учащихся не выясненными.

– Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу и запишите эти сведения в первой графе таблицы (ответы учащихся записываются в первую графу таблицы, если они верны, комментирует и оценивает их правильность учитель или те учащиеся, которые не согласны с высказыванием);
– Поставьте вопросы к изучаемой теме и запишите в графу: хотим узнать.
Вот как может выглядеть данная таблица после работы учащихся

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали
1. Местоимение –  самостоятельная часть речи.

2. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

3. Местоимения изменяются по числам и падежам.

1. Что обозначают местоимения?

2. Только личными бывают местоимения?

3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам?

 

– Ознакомьтесь с текстом (текст можно подготовить самостоятельно, также можно воспользоваться материалами учебника, § 68, стр. 158 («Русский язык, 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. «Просвещение» 2003, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская));
– Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.

Справка. В латинском языке местоимение имело название прономен. Это слово составлено из двух слов: предлога про – «вместо» и существительного номен – «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени».

  • Местоимение –  самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
  • Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
  • В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

По значению и грамматическим особенностям местоимения бывают 9 разрядов: личные (я, ты); возвратные (себя);  вопросительные (кто? что? каков? чей?);  относительные (кто, что, каков, чей); неопределенные (некто, кое-кто); отрицательные (никто, ничей); притяжательные (мой, твой, наш); указательные (тот,  этот); определительные (весь, самый, другой).

Из истории языка:

В древнерусском языке некоторые местоимения имели две формы: мене – мя, тебе – тя, себе – ся, вас – вы и т.д. Из одних форм возникли современные формы местоимений: мене – меня, тебе – тебя, себе – себя, васъ – вас. Другие практически исчезли, слабые следы этих форм сохранились лишь в некоторых выражениях, например: иду на вы (предупреждение врагам о походе на них войной), я те дам, вот те на, вот те раз. Встретить устаревшие формы местоимений можно  в художественных произведениях, в некоторых фразеологических оборотах: в оные времена – в давние, когда-то давно, оный – этот, сей отрок – этот, азъ воздам – я и т.д. Кроме того, следы некоторых форм местоимений можно найти в составе слов современного русского языка: ся(сь) – в глаголах(умываюсь, собирался и т.п.), ти – в междометии ахти.

Вот как может выглядеть данная таблица после работы учащихся с предложенным текстом:

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали

1. Местоимение –  самостоятельная часть речи.

2. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

3. Местоимения изменяются по числам и падежам.

1. Что обозначают местоимения?

2. Только личными бывают местоимения?

3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам?

1. Местоимение –  самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2. Местоимения бывают не только личными, имеют 9 разрядов.

3. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

4. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

5. Местоимения употреблялись в древнерусском языке, многие из них изменились, иногда в современном русском языке употребляются устаревшие формы местоимений.

2. Результаты работы обязательно коллективно обсуждаются под руководством учителя и записываются на доске, для того чтобы получить наиболее полную картину по каждому разделу таблицы от всех учащихся.

III. Стадия рефлексии. Дальнейшее целеполагание

1. Выполнение практических заданий (на данном этапе можно воспользоваться как материалами учебника («Русский язык, 6 класс». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М «Просвещение»2003, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская), так и приготовленными учителем карточками, которые обеспечат дифференциацию).

Упражнение 390 (Спишите, вставляя подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения. Обозначьте падеж выделенных и вставленных местоимений.).

Примеры карточек:

Уровень А (слабые учащиеся)

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь.  ____________ было оч…нь вес…ло.

Продумайте ответ на вопрос, какую роль выполняют вставленные местоимения в данном тексте.

Уровень В

Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

Под Москвой л…са были наскво…ь пр…свечены солнцем. В т…кой день нач…лся наш путь из Москвы на зап…д. Путь прош…л мимо Бородинского поля, над которым в это время расст…лался туман, п…хожий на дым ср…жения.

Продумайте ответ на вопрос, почему в последнем предложении слово путь нельзя заменить местоимением он.

Уровень С (сильные учащиеся)

Вставьте пропущенные буквы. Найдите в тексте местоимения, подчеркните их как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

Быть может, на св…ем пути
Ты карлу – ч…родея  встрет…шь –
Ах, если ты его замет…шь,
Коварству, злобе отомсти!
И наконец я счастлив буду,
Сп…койно мир оставлю сей –
И в бл…годарности м…ей
Тв…ю п…щечину забуду.

– Какое из местоимений, по вашему мнению, устарело? Продумайте ответ на вопрос, нужно ли устаревшее местоимение заменить на общеупотребительное.

Выполненные учащимися практические задания проверяются в классе самими учащимися. В качестве образца можно использовать слайды подготовленной учителем презентации или карточки-ответы. Устные ответы учащихся на вопросы помогут углубить знания учащихся о роли местоимений в речи. Если же этот этап проводился, как выполнение упражнения учебника, то можно проверить его коллективно, комментируя выполненное задание, можно также провести взаимопроверку работ.

2. Работа по развитию речи учащихся:

Устное выполнение упражнения 393, стр. 159 (Укажите недочеты в употреблении местоимений)

3. Постановка домашнего задания: § 68, стр. 158, упражнение 393, стр. 159 (Укажите недочеты в употреблении местоимений. Перепешите в исправленном виде. Подберите к выделенному слову однокоренные и запишите их по образцу.).

4. Итог урока подведет коллективный опрос:

– Что нового мы узнали о местоимении?
– Как вы думаете, многого ли мы еще не знаем? Что, по-вашему? (Учитель может прокомментировать предположения учащихся, но может ограничиться ответом: «Об этом мы узнаем на следующих уроках», кроме того, ответы на некоторые вопросы можно предложить подготовить самим учащимся)

В качестве доказательства эффективности урока-исследования по данной теме могут служить оценки учащихся, поставленные в ходе проверочной работы на следующем уроке.

Всего в классе 22 учащихся, присутствовали – 21

«2» – 0 учащихся
«3» – 5 учащихся
«4» – 13 учащихся
«5» – 3 учащихся

Таким образом, качество усвоения материала составило 70%, а степень усвоения материала – 100%.