Основы светской этики. "Добро и зло". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • ознакомить учащихся с терминами “добро” и “зло” как основными этическими понятиями;
  • воспитывать уважение и понимание к нуждам и чаяниям ближнего, внимательное отношение к тем, кто нас окружает;
  • развитие умения работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся.

Основополагающий вопрос: как можно использовать полученные знания в жизненном опыте, может ли человек оценить “добро” без понятия “зла”.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение в тему

– Послушайте притчу и попробуйте определить ее тему.

Давным-давно жила прекрасная птица. Возле ее гнезда находились дома людей. Каждый день птица исполняла их заветные желания. Но однажды счастливая жизнь людей и птицы-волшебницы кончилась. Так как в эти места прилетел злой и страшный дракон. Он был очень голодный, и его первой добычей стала птица Феникс. Съев птицу, дракон не утолил свой голод и стал поедать людей. И тогда произошло великое разделение людей на два лагеря. Одни люди, не желая быть съеденными, перешли на сторону дракона, и сами стали людоедами, а другая часть людей постоянно искала надежное убежище, страдая от притеснений жестокого чудовища. Наконец дракон, насытившись, улетел в свое мрачное царство, а люди стали населять всю территорию нашей планеты. Они не остались под одним кровом, потому что не могли жить без доброй птицы, кроме того они постоянно ссорились. Так на свете появилось добро и зло.

3. Объявление темы урока

Дети называют тему урока.
– Как вы понимаете слова “добро” и “зло”?
– Назовите героев народных сказок, представителей этих сил.
– Какие черты характера присущи представителям сил “добра” и “зла”?

О добре с умом

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:
– Зачем столько птиц? Император ответил:
– У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.
– Каких птенцов? – спросил император.
– У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
– Об этом я не думал, – признался император. Тогда мудрец сказал:
– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император. На это мудрец заметил:
– И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но добро без ума – не лучше.

– Как вы понимаете слово “добро”, “зло”?

Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному или растительному миру. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей.
Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, состраданий.
Объясните значение выражений “доброе сердце”, “доброе дело”, “добрый конь”, “добрый дождь”, “добрый урожай”.
Рассмотрите иллюстрации к русским народным сказкам. Определите общего героя. Как вы думаете, представителем каких сил “добра” или “зла” он является? От чего зависит ваш выбор? (Как он поступает в ответственный момент, какой поступок выбирает ).

– Что значит “поступок”? Давайте обратимся к словарю.

Приведите примеры поступков, которые вы считаете добрыми.

4. Работа с текстами учебника

– Почему в сказке добро всегда соседствует со злом? (Обращение к началу урока).

5. Работа с притчей “О добре с умом”

Работа в группах.

Придумать на каждую букву слова “добро” слова, обозначающие положительные качества характера человека

д – дружелюбный;
о – отзывчивый;
б – бережливый;
р – рассудительный;
о – откровенный;

– Подберите пословицы разных народов мира, относящиеся к теме нашего урока.
– Объясните, как вы понимаете смысл каждой. (Приложение 1)
Выберете из предложенных сказок ту, где отрицательный персонаж совершает добрый поступок. Объясните, как вы понимаете, почему?
“Царевна-лягушка”, “Гуси-лебеди”,“Русалочка”, “Дикие лебеди”, “Белоснежка и семь гномов”, “Финист – ясный сокол”.

Проверка выполненной работы.

6. Знакомство с памяткой “Как стать добрым человеком?” (Приложение 1)

– Как вы думаете, поможет ли человеку соблюдение названных в ней правил стать добрее?

  • Старайся видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе. От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.
  • Будь добр к людям!
  • Учись добру у добрых!
  • Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
  • Не причиняя зла, добрей становишься.

7. Рефлексия

– Подумайте, верны ли данные высказывания? Почему?

  • Поступок определяет становление героя на сторону добра или зла.
  • Человек сам делает выбор своих поступков.
  • Добро и зло не имеет границ национальной принадлежности и рода.

8. Итог урока

– Появилось ли у вас желание быть добрым, делать добро? Почему?
– Трудно ли быть добрым? Почему?

9. Домашнее задание

– Написать свою памятку “Как стать добрым человеком”.
– Подобрать литературные произведения, где можно оценить поступки героев с точки зрения “добра” и “зла”.