Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок русского языка в 4-м классе по теме "Склонение имен существительных во множественном числе"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • cпособствовать формированию представления об особенностях склонения имен прилагательных во множественном числе;
  • cовершенствовать умение распознавать род и падеж имен прилагательных.
  • развивать память, мыслительные операции; аналогию, обобщение; коммуникативные способности; познавательный интерес; развивать орфографическую зоркость, речевые умения.
  • cпособствовать формированию уважительного отношения к людям труда с "золотыми руками" совершенствовать навыки каллиграфического письма.

Тип урока: ОНЗ.

Вид урока:

Демонстрационный материал:

  • репродукция с картины И.И.Шишкина "Рожь".
  • таблицы-помогайки.
  • опорная таблица
  • карточки со словосочетаниями для словарной работы.
  • кружочки (красный, желтый, зеленый) для самооценки.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.).

Цель: 1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.

- Улыбаемся нашим гостям, поприветствуем их улыбкой.

- Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке?

- Вы согласны?

- Итак, приступаем.

- Сели красиво, открыли тетради, положили их с наклоном, ручки взяли правильно.

- Записываем число, классную работу.

Сегодня у нас (Девятнадцатое февраля. Классная работа).

II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности (5-6 мин.).

Цель:

1. Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам, числам).

2. Актуализировать мысленные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

3. Зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных по падежам во множественном числе.

Повторение изученного об имени прилагательном.

- Прочитайте про себя отрывок из стихотворения Е.Серовой "Золотые руки". И вставьте окончания.

(стихотворение на доске).

Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золот..?
А в ответ колоски шелестят:
- Золот.. руки растят!

- Какие окончания вставили?

- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами?

(Именами прилагательными).

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?(По родам, числам, падежам.)

- Какого рода они могут быть? Как определить род?

- Как определить падеж имен прилагательных?

- Как вы понимаете значение выражения

Золотая рожь?
Золотые руки?
Золотое сердце?
Золотой человек?

(выписать словосочетания на доске.)

- Как по-другому можно назвать золотые руки? (крепкие, сильные, могучие)

- Золотую рожь очень красиво показал в своей картине Иван Иванович Шишкин. Наш соотечественник. Родился и вырос в городе Елабуга.

- На какие две группы можно разбить эти словосочетания? (единственное число и множественное число).

- Назовите словосочетания в единственном числе? Множественном числе?

- Какие окончания имеют имена прилагательные в единственном числе? (ая, ое, ой)

Минутка чистописания

- Цепочку из этих окончаний мы возьмем сегодня на минутку чистописания.

аяоеой

- Вторая строчка у вас у каждого своя.

- А теперь запишем в тетради словосочетания единственного числа.

Единственное число: золотая рожь, золотое сердце, золотой человек.

- Множественного числа

Множественное число: золотые руки.

III. Постановка учебной задачи. (2-3 мин.)

Цели:

1. Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.

2. Согласовать цель и тему урока.

- Что помогают определить окончания имен прилагательных единственного числа? (род)

- Можно ли определить род имен прилагательных множественного числа? (нет)

- Как еще изменяются имена прилагательные единственного числа? (по падежам - склоняются)

- Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

- Докажите! (если да)

- А хотелось бы вам узнать, изменяются они по падежам или нет?

- Как вы думаете, о каких прилагательных мы сегодня будем говорить? (множественное число)

- Запишем тему урока в тетради.

Склонение прилагательных множественного числа.

IV.Построение проекта выхода из затруднения. (10-11 мин.).

Цели:

1. Организовать коммуникативное воздействие для наблюдения над особенностями склонения имен прилагательных множественного числа.

2. Зафиксировать алгоритм склонения в знаковой и вербальной форме.

Наблюдение над особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе.

- А над изменением окончаний имен прилагательных множественного числа мы будем с помощью карточки-помогайки.

- Заполним окончания имен прилагательных во множественном числе в нашей таблице.

И.п. какие? -ые, -ие,

Р.п. каких? -ых, -их,

Д.п. каким? -ым, -им,

В.п. какие? -ые, -ие,

каких? -ых, -их,

Т.п. какими? -ыми, -ими,

П.п.о каких? -ых, -их.

Проверка.

- Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (совпадают окончания в родительном и предложном падежах, в винительном и именительном падежах.)

- Что нового узнали о прилагательных множественного числа? (склоняются)

- Можно ли определить род прилагательного множественного числа?

V. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5 мин.).

Цели:1.Зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи.

- Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 150. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

- Прочитайте правило (про себя и в слух).

- Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

- Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

(правило написать на доске 1, 2)

Физминутка.

(рисование носом: зимний пейзаж: снеговик. Круг, морковку-носик, ведерко на голове, пуговки-глазки, метла большая в руке.)

- Поупражняемся в определении падежей имен прилагательных во множественном числе, выполнив упражнение 346 на странице153.

- Прочитайте текст про себя.

- О каком дереве мы узнали из текста?

- Что узнали об этом дереве?

- Найдите ответ на вопрос: как получают хлеб из плодов хлебного дерева?

- Давайте мы сейчас выпишем словосочетания прилагательного + существительного, определим падеж и выделим окончание.

Комментированное письмо(1 или 2 варианта).

- Имена прилагательные какого числа встречались в этом тексте? (множественного числа)

- Что мы можем сказать о них? (Как они изменяются)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). (5-6 мин.).

Цели:

1. Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

2. Проверить умение определять падеж имен прилагательных множественного числа.

- У вас на столах лежат карточки.

- Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать?

Списать словосочетания, выделить окончания имен прилагательных, указать падеж:

За воздушными шарами

О летних каникулах

Соседние подъезды

Из колючих кустов

Народные песни

С трескучими морозами

К соседским мальчикам

До первых заморозков

На музыкальных инструментах

По речным волнам

- Сели красиво, наклон тетради, ручку взяли правильно. Приступаем.

- Достаточно. Проверим по эталону