Конспект урока в 3-м классе по теме "Состав слова"

Разделы: Начальная школа


“Если кто-то загрустит, ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом утешай и помогай!”

I. Орг. момент, сообщение темы урока.

Как вы понимаете смысл слов эпиграфа?

Тему нашего урока вы узнаете, расшифровав запись на экране.

ВЗБРТКСОСТАВПРЕЬДНПРВРПАЛОЛРАИМКЕОРОЛ

ОИКПЕЬТЮВЁСЛОВАРП

(состав слова) Подчёркиваем

Мы продолжим работать над темой “Состав слова”

II. Повторение изученного материала.

Повторим сведения о всех частях слова.

(Дети работают по карточкам “Состав слова”)

Одна сторона карточки

Другая сторона карточки

1.Общая часть однокоренных слов – это корень

2. Часть слова, стоящая перед корнем – это приставка

3. Изменяемая часть слова – это окончание

4. Часть слова, стоящая после корня – это суффикс

1. Корень – это общая часть однокоренных слов, главная часть основы

2. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

3. Окончание – это изменяемая часть слова

4. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Расскажите, что вы знаете о каждой части слова. Начнём с корня.

Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
Часть слова, которая изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

Приставки – большие труженицы. Они образуют тысячи слов, хотя самих их всего около 50.

За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

Послушайте рассказ “Родственники”:
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
– А я ваша тётя – Гусеница.

Есть ли в этом рассказе однокоренные слова? (Это гусь, гусыня, гусята. Корень гус)

А какое слово лишнее? (гусеница – это не однокоренное, так как гусь, гусыня, гусята – это птицы. А гусеница – это насекомое, у этого слова другое значение.) Обводим

Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.

Дома вам было предложено найти в словаре значение выражения “Смотри в корень”, “Зри в корень”. Кто готов объяснить?

В корень смотреть – вникать в самую суть дела.

Зреть в корень – понимать суть, смотреть глубже.

Если говорят о причинах чего-то плохого, скажут “корень зла”.

Если надо что-то основательно переделать, говорят “коренная переработка”, “коренные изменения”

III. Закрепление изученного материала

Работа в парах.

Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям найти свои места.

Учащиеся вытаскивают карточки с изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.

Придумайте к данной схеме слово, запишите его и разберите по составу.

Один ученик чертит верную схему. Другой ученик записывает слово и разбирает его.

Слова: 1. травка, морской, тигренок 2. выход, полет, завал 3. Кот, грибы, поле 4. Посадка, настольный, вырубка

Ребята, налетел ветер и слова “рассыпались” на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования морфем в каждом слове, и запишите получившиеся слова.
ок, лес, пере        ______________________
к, беж, про, а        ______________________
ок, гор, при        _______________________
ушк, корм, а         ____________________
за,енн,снеж, ый     __________________
н , зим, ий              ____________________

В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща

IV. Итог урока