Языковой портфель как инструмент самооценки и саморазвития ученика

Разделы: Иностранные языки


Цели:

  • формирование межкультурной компетенции учащихся;
  • формирование у учащихся гражданского самосознания (гражданин России);
  • формирование у учащихся стремления самостоятельно осваивать культурное и языковое наследие Европы.

Задачи:

  • отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;
  • отслеживать опыт межкультурного общения учащегося;
  • исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;
  • развитие учащегося в течение определённого времени;
  • изучить особенности себя как личности и развивать самоуверенность;
  • развивать письменные навыки;
  • обеспечивать преемственность в процессе обучения (при переходе в другое учебное заведение, изучение языков на протяжении всей жизни);
  • подготавливать к поступлению в среднее/ высшее учебное заведение и на работу.

Разделы портфеля:

  • паспорт;
  • языковая биография;
  • досье работы, свидетельствующие об успехах учащегося в овладении языками:
    • свидетельства развития личности, лидерских качеств, достижения в учёбе;
    • «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками);
    • автобиографические записи;
    • список прочитанной литературы;
    • работы по чтению, словарные работы;
    • стихи и рассказы, написанные учащимся;
    • индивидуальные и групповые проекты (картинки, коллажи, слайды, видео);
    • работы, выполненные на компьютере;
    • письма – деловые и личные;
    • письменные доклады, рефераты;
    • рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося.

Памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу; схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь и т.д.)

Рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.

Cтруктура и содержание языкового портфеля

1) В начале учебного года учащиеся определяют свой языковой уровень. В начале учебного года перед определением нового языкового уровня учащиеся делают свой собственный анализ на тему: «Я уже умею…», в котором описывают свои умения по тем дескрипторам, над которыми они уже работали. Им предлагается поработать в группах, обменяться мнениями, определить общие и отличительные стороны их анализов и представить своё общее выступление классу. 

2) Учащиеся определяют на каждую четверть тот дескриптор, над которым будут работать самостоятельно. В назначенный урок они должны представить результат своей групповой или индивидуальной работы в виде презентации.

Примерное содержание языкового портфеля может быть следующим:

Он включает:

– Языковой паспорт, в котором отражены языковые навыки, описанные на основе уровней «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком», сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языке/-ах в данный период времени. Основываясь на Общеевропейской шкале уровней владения языками, паспорт включает самооценку и оценку учителем или языковым институтом языковых компетенций учащегося. Указывает, когда и кем была сделана оценка. Кроме того, включает формальные квалификации и описание опыта межкультурного общения.

Паспорт включает в себя следующие разделы:

  1. Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои ближайшие родственники.
  2. Где я учился/училась.
  3. Языки, которые я изучал (-ю) в школе.
  4. Пребывание за границей.
  5. Проекты.
  6. Языки обучения (билингвальное обучение).

– Языковую биографию – способствует развитию навыков планирования, рефлексии и самооценки в процессе изучения языка. Развитие полиязычности, компетенции в ряде языков. Что я умею делать на других языках? Каков мой языковой и культурный опыт в учебном контексте и во внеаудиторное время?;
В языковой биографии содержатся цели обучения, устанавливаемые учащимся и корректируемые учителем; фиксируется динамика роста языковой компетенции учащегося; отражаются достигнутые успехи и опыт межкультурного общения.
В языковой биографии учащийся определяет свой уровень владения изучаемым языком по таблице самооценки

– Досье – материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Владелец собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка. Это работы:
выполненные им самостоятельно на уроке (контрольные работы, тесты, сочинения и т. п.);
выполненные дома, на внеклассных занятиях (проекты, рефераты, доклады);
дипломы, сертификаты, свидетельства, подтверждающие достижения пользователя портфеля в изучении языка.

Отбор может проводиться в течение одного года или одной четверти на протяжении всех лет обучения. Портфель или отдельные работы предваряются комментарием ученика о том, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа также сопровождается кратким комментарием ученика: что у него в этой работе получилось, а что – нет; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов этой работы. Разумеется, такая работа предусматривает аргументированное корректирование ошибок. Главное в такой работе – самооценка учащегося в виде рассуждения, аргументации, обоснования. Периодически по истечении намеченного отрезка времени, отводимого на досье, ученик выставляет свой портфель на презентацию в классе, в группе, на учительской конференции, на родительском собрании. На таком форуме ученик показывает свои продвижения, доказывает, что его самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группы экспертов (из числа учеников). Желательно также, чтобы защита портфеля велась на иностранном языке.

Большое значение имеет то, что последовательная работа над созданием языкового портфеля ученика дает возможность развить у учащихся способность к рефлексивной и достаточно адекватной самооценке, что является одним из наиболее важных показателей учебной компетенции и автономии учащегося в учебной деятельности, направленной на овладение языком и культурой.

Модель рефлексивного овладения иностранным языком основана на том, как оценивают сами учащиеся степень сформированности коммуникативных умений и уровень коммуникативной компетенции в видах речевой деятельности, как они анализируют свои проблемы в данной области, отслеживают свой прогресс посредством серии промежуточных и итоговых контрольных срезов, и как они используют предлагаемые рекомендации по самостоятельной работе. Их учебная деятельность и ответственность за свой труд становятся все более осознанными. Немаловажным фактором является то, что родители и независимые эксперты принимают активное участие в этом процессе. Это дает возможность создания целостной картины объективного продвижения ученика в той или иной области. Реальная значимость и личная вовлеченность учащегося в процесс управления учебной деятельностью и ее оценки (позиция «я — учитель») обеспечивают повышение мотивации учащегося не только на практический результат использования изучаемого языка, но и на процесс овладения им. Это, как известно, является наиболее высоким и наиболее эффективным уровнем мотивации учебной деятельности и свидетельствует о ее продуктивном творческом характере.

Работа с языковым портфелем способствует формированию такого важного показателя продуктивной учебной деятельности, как накопление эффективного опыта использования и овладения иностранным языком и перенос его в новые ситуации. Языковой портфель предполагает долговременную работу с этим учебным средством, которая может и должна перейти в привычку постоянно фиксировать свой речевой и учебный опыт в области изучения языка и культуры, оценивать его, внося необходимую коррекцию.

Презентация портфолио проводится ребёнком в классе, на родительском собрании или школьной конференции. Готовясь к презентации, ребёнок отвечает на следующие вопросы: Какую работу провёл для отбора материала в «Портфель»? Что получилось / вызвало трудности? Как организовал информацию? Какие технологии использовал? Была ли работа над портфелем полезна для твоего продвижения в области данного предмета?

Родители оценивают портфолио, отвечая на такие вопросы: Каково Ваше первое впечатление от «Портфеля»? Что вызвало у Вас чувство удивления /гордости? Насколько самостоятельно ученик составлял «Портфель»? Как часто он советовался с Вами? Какие дополнительные материалы/ технологии использовал?

Заключение

Таким образом, анализ педагогических возможностей языкового портфеля как средства рефлексивного обучения иностранным языком показывает, что его использование в самостоятельной работе учащегося позволяет обеспечить:

– личностно-ориентированный характер обучения иностранному языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации,  реальных личностно значимых потребностей в изучении языка и культуры; значимых потребностей в изучении языка и культуры;

– направленность на создание личностного образовательного продукта и включение процесса овладения иностранным языком непосредственно в создание учащимся личностного образовательного продукта в формате языкового портфеля, что обеспечивает ситуацию развития и условия для продуктивной учебной деятельности учащегося в области изучения языка и культуры.

Если мыслить более глобальными категориями, то языковой портфель учащегося делает образовательный процесс более открытым (для других учащихся, учителей, администрации, родителей). «К системам открытого обучения предмету могут быть отнесены те, в которых обеспечиваются возможности самооценки уровня знаний, умений и навыков и имеется объективная система накопления и публикации оценочных мероприятий по учебному прохождению и успешности обучения каждого обучаемого». Именно это имеет место быть в технологии ведения портфеля.