Проблемный ребенок в классе

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Социальная педагогика


Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А Амонашвили

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей, у него появляются постоянные обязанности. И младший школьник ждет не просто внимания, а понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную социальную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция – младший школьник должен быть послушным. В результате между взрослыми (учителем и родителями) и детьми растет психологический барьер, преодолевая который, младшие школьники прибегают, иногда, к агрессивным формам поведения. Поэтому агрессивность у детей формируется, в основном, как форма протеста против непонимания взрослых.

Не только учитель, но и родители должны своевременно заметить неблагоприятный характер таких изменений, помочь ребенку преодолеть их.

Часто истоки агрессивности младшего школьника лежат в семье, в отношениях её членов (ссоры, отторжение ребенка, его принуждение, в том числе наказание и т.п.) и, в меньшей мере, со сверстниками и учителями.

Учителя часто жалуются на таких детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе зависят от наших отношений с “проблемными детьми”.

Всю воспитательную работу начинаю с изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребенка. Применяю психолого-педагогические методы изучения личности младшего школьника.

На протяжении обучения ребенка в начальной школе осуществляю диагностики, позволяющие проследить за изменениями: уровень воспитанности; самооценка ученика; уровень самостоятельности (оценка самостоятельности детей родителями и оценка ребенком своей самостоятельности); межличностные отношения («Дом в котором я живу», «Круги на воде», «Необитаемый остров» и д.т.); методики изучения личности учащихся («Десять моих – Я», «Что у меня на сердце»; «Краски», «Настроение», «Цветик-семицветик», «самохарактеристика» и т.д); методики изучения самоконтроля; отношение к своему здоровью (режим дня, самохронометрирование и т.д), определение уровня тревожности.

Опираясь на результаты проведенных диагностик, уже в течение 10 лет, составляю программу развития и воспитания личности, в которой акцентируется внимание на «Я» каждого ребенка…

При составлении программы использую технологию «Гуманно-личностного подхода к обучающимся» Ш.А. Амонашвили и технологию «Гуманного коллективного воспитания» А.В. Сухомлинского. Выделяю основные направления деятельности по формированию коллектива и Я-концепции каждого ребенка:

В данной программе не выделяю особого направления по работе с проблемными детьми. Она охватывает всех детей, так как классы малочисленные и в каждом есть проблемные дети. Программа составляется индивидуально на каждый класс.

В свою работу включаю активные формы и методы: беседы, дискуссии, игры, походы и экскурсии, конкурсы, собеседование, олимпиады, наблюдения, творческий труд, поисковые эксперименты и т.д.

Жизнь в моем коллективе строится так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность каждого. В классе сложились свои традиции. Работает орган самоуправления со своим президентом и министрами. Поручения в классе распределены между ребятами в соответствии с их интересами.

Для того чтобы ребята видели результаты своего труда, оформляю систему инновационной оценки «Портфолио» на каждого ученика.

Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения – совместная творческая деятельность классного руководителя, педагогического коллектива, родителей, социума, руководителей дополнительного образования.

Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья – первая школа интеллектуального, эстетического и физического воспитания, поэтому вместе с родителями, общими усилиями добиваюсь того, что­бы ребенок раскрыл свои способности, умел лю­бить другого человека и быть любимым. Провожу совместно с родителями праздники, походы, лыжные вылазки, театрализованные представления, спортивные соревнования.

На классных часах, на праздниках которые проводим, вместе с родителями, мы знакомимся с традициями, обычаями, обрядами православных праздников, с творчеством народных умельцев. Растет интерес к национальной культуре, народным промыслам, обычаям и традициям. Целенаправленно веду работу по изучению детьми истории малой родины. Нет ничего ближе, конкретнее, понятнее и милее для учащегося, чем родной край с его природой, его настоящим и прошлым.

Дети гордятся своими родителями, когда они участвуют в совместных делах в школе. Поэтому моя задача не давать какие-то рецепты, а подтолкнуть родителей к самостоятельному поиску решений, задуматься о своей роли в жизни ребенка, в том, насколько успешен и счастлив он будет.
Какая бы не была семья по типу, в ней могут быть дети:

1. С отклонениями в поведении – шумливы беспокойны, тревожны, их чувства не находят выходы. Внешняя моторная сторона их реакций зачастую подавляется или задерживается, им необходим «клапан» для выпуска излишней, часто отрицательной энергии
Пример. Девочка первоклассница из опекунской семь, живет в д. Советская Крестьянка. Девочка очень агрессивная, нервная, упрямая. Если что-то не по ее, может накричать, нагрубить и учителю и детям. Друзей не было. Никто не хотел с ней общаться. Могла ударить ребят. Трудно было заставить выучить стишок на праздник в классе. Постепенно девочка стала более активна, меньше стала нервничать, можно было договориться, стала учить стихи, принимать участие в утренниках. Дети стали общаться с девочкой. Участница НПК, очень заинтересована в своей работе, она выращивала бобы зимой на подоконнике. Любуется своими растениями. Сейчас учится во 2 классе.

2. С задержкой психического развития. У этих школьников, как правило, не сформированы школьные интересы. Они с трудом включаются в школьную деятельность, не могут сосредоточиться при выполнении учебных заданий, с большими трудностями овладевают начальными навыками счета, письма и чтения. Во время занятий у них наблюдается повышенная утомляемость, часто школьники жалуются на головные боли, а в поведении наблюдается детская непосредственность. Эти дети нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала обучения. Дети с ограниченными возможностями, в основном, ведомые, им свойственно подражание; нотации беседы бесполезны. Особое значение имеет контакт педагога с родителями таких школьников. Поскольку только единый подход к ребенку обеспечит успешное обучение в массовой школе. Совместное обучение в одном классе способствует, с одной стороны, адекватной социализации данной категории детей, а с другой – формированию у здоровых детей терпимости к недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи. Последнее обстоятельство актуально в наши дни, на что обращается внимание в проекте Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

Пример. Третий год обучается мальчик (ему 12 лет, учится по коррекционной программе), он из опекунской семьи. Мальчик агрессивный, с ребятами конфликтует, ворует. Приходится прикладывать много сил и времени, чтобы «выравнить» мальчика, опираясь на то, что он ласковый мальчик. Учу его трудиться, общаться с одноклассниками. У мальчика это уже получается: рассказывает стихи на утренниках, принимает участие в конкурсах рисунков, помогал мне в работе с первоклассниками (раздать тетради, послушать чтение, помочь трудиться) с ними принимал участие в НПК, проводил исследовательскую работу с первым классом по выращиванию гороха и бобов на подоконнике в зимнее время.

3. Дети имеющие более тонкую и ранимую психику, чем здоровые дети. Эта черта создаёт учителю особенные проблемы, требует от него работы над индивидуальным подходом к ребёнку.

Пример. Мальчик из благополучной, полной семьи. Но мальчик очень сложного характера: плаксивый, несдержанный, раздражительный. Ему всегда все мешает, все не интересно, и ребята все плохие. Мог нагрубить ребятам и учителю, если что-то не так как он хочет. Участвовать нигде не хотел, приходилось много разговаривать, приводить примеры, находить индивидуальные выходы из разных ситуаций. Потребовалось много терпения. Иногда казалось, что все больше нельзя вытерпеть все его капризы и истерики. Но все можно пережить и перетерпеть мальчик стал меняться. Более серьезно рассуждать, меньше стало конфликтов с детьми. Участник конкурса рисунков «Осенний пейзаж» в СДК – диплом III место, участник концертов в школе и СДК. Принимал участие в школьной НПК, самостоятельно выращивал горох и вел свои наблюдения. Учится во втором классе.

При работе с такими детьми прежде всего надо запастись терпением, тактом и беспристрастностью, иначе не найти объяснения постоянно возникающим конфликтам. Потребуется длительное время что бы ребенок почувствовал комфортно себя в новом коллективе. Мы можем помочь ребенку только максимально бережным, щадящим и ободряющим отношением к нему. Коллектив СДК не один год работает с моими учениками по раскрытию талантов и развитию творческих способностей. Колмакова Т.Н. проводит кружки «Очумелые ручки» и «Юный художник». Сольные номера и хоровые песни готовит музыкальный работник Козлова Н.П. Дети выступают на праздниках, утренниках в школе и СДК.

Для повышения познавательного интереса к предметам во внеурочное время активно сотрудничаю с учителями-предметниками. Они помогают через уроки, викторины, конкурсы, игры прививать любовь и интерес к предметам.

Партнерство в разрешении личностных кризисов обеспечивает социальный педагог – посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами. Ни один ученик из класса не состоит на учете при комиссии по делам не совершеннолетних. Это происходит не из-за того, что дети такие хорошие, а потому что провожу кропотливую работу с каждой семьей и каждым ребенком индивидуально стараюсь привлекать во все дела класса и школы.

Чтобы сохранить положительный настрой и не потерять интерес и желание идти в школу тесно сотрудничаю с коллективом детского сада.

Ни будет хороших спортсменов, танцоров, певцов и просто добрых людей, если не будет здоровья.

А чтобы беречь его, правильно заботиться о нем неоценимую помощь оказывают наши медицинские работники и учитель физкультуры Крысов Ю.А. Совместно проводим праздники, конкурсы, профилактические беседы, экскурсии. Дети посещают секции и участвуют в школьных спортивных соревнованиях.

Кроме этого, большое значение в моей деятельности имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования.

Не каждая сельская школа может похвалиться филиалом музыкальной школы. А нам повезло! По окончании её ребята получают право работать музыкальным работником. В моем классе трое ребят играли на фортепьяно, один на балалайке и один на гармони. Сейчас 2 ребенка – по классу баян.

Большую помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий и библиотечных уроков оказывает сельский библиотекарь, с которым сотрудничаем уже много лет. Дети активно идут в библиотеку, чувствуют себя здесь уверенно. Они лучшие читатели.

Мои дети активные участники муниципальных конкурсов: конкурс детского творчества «Школьные годы чудесные» (опекунские семьи – Микуленко Ж., Ходосевич О., Литвиненко А.), районный смотр – конкурс детского творчества на противопожарную тематику – все дети, конкурс детских рисунков «Мой любимый учитель» – все дети. Мы не получили дипломов и грамот, но у нас большая победа в том, что все дети пробуют свои силы в этих работах. У нас еще все впереди! А победы есть. Игра «ПОНИ» все участники получили сертификаты. 3 призера – дипломы и подарки (Неупокоев В., Белых В., Киселева К.). НПК – участники все дети, работы 1 класса на районном уровне вошли в группу «В» получили свидетельства. Всероссийский конкурс юных художников «Великая Победа – 65» номинация «Тематический рисунок» все дети получили дипломы. Семь человек из восьми получили сертификаты конкурса эрудитов «Эму».

Реализуя свою потребность быть личностью, дети показали себя в конкретной деятельности, благодаря которой раскрывались их способности, развивались наклонности каждого. Жизнь коллектива класса становится осознанной, интересной, значимой.

Поэтому в своей воспитательной работе придерживаюсь принципов коррекционо-педагогической деятельности: принцип целенаправленности педагогического процесса, принцип целостности и системности, принцип гуманистической направленности, принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью, принцип опоры на положительное в человеке, сильные стороны его личности, принцип сознательности и активности личности.

Литература:

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 176с. – (б-ка учителя нач. классов). – ИСВН 5-09-003465-6
2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 280с.
3. Ветров Н.И. В-39 Когда в ответе родители (проблемы правогого воспитания). М., «Знание», 1973.
4. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся – 2-е из., доп. – М.: Просвещение, 1986. – 223с.: ил.
6. Перешеева Н.В. , Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с. – (библиотека практического психолога).
8. Ворожищева Н.Н. Диагностика учения, воспитания и развития школьников: методическое пособие. Омск: ОмГПУ. – 2000. – 35с.
10. Трудный подросток: Практический материал по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения/авт. – сос. В.И. Екимова. – М.: АРКТИ, 2007. – 84с. (школьное образование) ИСВН 978-5-89415-626-2