Пагубная привычка

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Возрастная группа учащихся: 4-6 класс.

Цель: профилактика курения среди учащихся.

Задачи:

  • создать предпосылки для осознания учащимися отрицательных последствий влияния курения на организм;
  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • развивать навыки работы с различными источниками информации;
  • развивать навыки публичных выступлений;

Основные понятия: вредные привычки, табакокурение, никотин, компоненты табачного дыма, причины и последствия курения, никотиновая зависимость.

Оборудование: мультимедиа, презентация, сигареты, спички, вата, медицинская груша.

Подготовительный этап

Для организации и проведения мероприятия необходимо:

1)предложить творческие задания (по выбору ребят);

- презентация по теме "История табака";

- эксперимент "Сигарета - фабрика ядовитых веществ;

- сцена-миниатюра "Причины курения"

2) сформировать творческую группу, распределить обязанности, подобрать необходимую литературу, реквизит.

Ход мероприятия

Презентация.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами поговорим об одной из вредных привычек. А что эта за привычка вы сможет мне подсказать, если отгадаете ребус (слайд №1).

Библиотекарь: Верно - курение. И тема нашего занятия "Пагубная привычка" (слайд 2)

Библиотекарь: В ходе работы мы с вами узнаем, откуда к нам пришла эта вредная привычка; попытаемся выяснить, почему люди начинают курить, какое влияние вещества, содержащиеся в сигаретах, оказывают на оргазм.

Аня: О том, что курить вредно, знает каждый. Об этом даже в курсе сами курильщики - не зря же государство им об этом напоминает надписью всё более крупными и заметными буквами "Курение опасно для вашего здоровья!"

Библиотекарь: А пока что давайте разберёмся, откуда появилась у человечества это вредная привычка, откуда вообще появился табак, который входит в состав сигарет.

Кристина: Первыми курильщиками были индейцы из Америки. Родиной табака считают остров Тобако. 1000 лет назад индейцы стали использовать листья этого растения для курения. Они курили табак, как с помощью трубки, так и в виде скрученных вместе табачных листьев (слайд 3).

Кристина: Для них, во-первых, курение было священным мистическим ритуалом - индейцы верили, что во время курения они впадают в особое состояние, которое помогает им контактировать с богами и духами, слышать их и разговаривать с ними. Во-вторых, курение табака считалось у индейских лекарей целебным и помогающим справиться с целым рядом болезней. Ну, и, в-третьих, курение доставляло индейцам то же удовольствие, которое оно доставляет современным курильщикам - успокаивало и расслабляло их (слайд 4).

Анюта: Открытие Америки Христофором Колумбом привело к тому, что табак пришел в Евразию. Именно во время экспедиции великого мореплавателя испанцы впервые увидели людей, которые поджигают какие-то листья, потом засовывают их в рот и выдувают дым. Сам Колумб и бывшие с ним католические священники отнеслись к курению резко отрицательно, небезосновательно считая это занятие частью языческих ритуалов, а вот их менее богобоязненным спутникам невиданное растение стало интересно (слайд 5).

Кристина: Один из соратников Колумба, Родриго де Херес стал первым европейцем-курильщиком, ради любопытства попробовавший затянуться табачного дыма. Де Хересу новые ощущения понравились, и он не только стал курить в плавании, но привёз листья табака в Старый Свет. Правда, здесь он поплатился за это - католическая инквизиция продолжала считать табакокурение дьявольским искушением, и Родриго оказался в тюрьме на три года. Но "его дело" продолжало жить, распространятся по всему миру.

Анюта: Фактически главная причина, почему табак распространился по всей Европе, заключалась в том, что первоначально он использовался в медицинских целях. Так, например царица Екатерина лечилась с помощью табака от головных болей (слайд 6).

Библиотекарь: Но сегодня все знают, что сигарета - фабрика ядовитых веществ. И никакие болезни он не лечит, а наоборот медленно убивает организм. При курении в организм попадает разные вредные вещества.

Кристина: Да это все уловки вас - взрослых! Есть же фильтр. Он задерживает все эти вредные вещества и поэтому для организма человека некоторые сигареты - безвредны - легкие сигареты.

Библиотекарь: Ну, раз ты Кристина не веришь моим словам, то мы в этом можем легко убедиться. Посмотрим, что ты скажешь, когда станешь участником химического эксперимента.

Опыт. Берется сигарета, груша медицинская (с помощью неё имитируется вдох-выдох) и ватный диск (имитация легких). С помощью груши раскуривается сигарета. На ватном диске через 1-2 минуты можно наблюдать желтое пятно и крупинки сажи. Опыт проводят в вытяжном шкафу, либо у открытого окна.

Библиотекарь: Ну, что? Кристина, теперь веришь?

Кристина: Верю.

Библиотекарь: А вы ребята?

Ответы ребят из зала.

Библиотекарь: Все, наверное, помнят состояние волка в знаменитом мультфильме "Ну погоди", когда он пытался выкурить зайца из телефонной будки. Никотин- это яд. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к клюву, лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Вдыхание дыма табака приводит к длительному нарушению работы головного мозга, сердца и других важных органов. Нет такого органа, который не поражался бы табаком. Установили, что люди начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака лёгких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Учёные выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростка полпачки (слайд 7,8).

Кристина: Так, что Татьяна Борисовна, получается, что фильтры - не защищают организм от вредных веществ?

Библиотекарь: Ребята, как вы думаете, почему люди начинают курить? Почему дети, подростки берут в руки сигарету?

Ответы ребят из зала.

Библиотекарь: Предлагаю вам посмотреть сцену-миниатюру "Курильщицы".

Представление сцены - миниатюры "Причины курения"

Сцена-миниатюра "Курильщики"

Действие. Две девочки стоят и курят, а мимо проходят два мальчика.

Роман. Вон девчонки как смолят.

Яна. Вы, мальчишки, подходите.

Алиса. Мимо нас не проходите. Мы сигаркой угостим.

Сергей. Нет! Спасибо, не хотим.

Роман.

Нам с Сергеем вас так жалко!
От привычки этой страшной умирают люди в мире.

Алиса. Нет привычки никакой!

Яна. Так смолим вечернею порой.

Сергей. От куренья ж вред большой.

Роман.

Это желтый цвет лица,
Запах неприятный изо рта.

Сергей.

А в дальнейшем страшный кашель
И::

Алиса. Хватит, хватит нас пугать!

Роман.

Мы сейчас вас не пугаем,
А лишь вас предупреждаем.

Сергей.

Что же с вами приключилось,
Коль привычка появилась?

Яна.

Дело было вечером
Делать было нечего.
Мы на улице гуляли
И в беседке отдыхали.
Юрка дым в лицо пустил,
Петр сигарку предложил,
Огонек Семен поднес.
Так все, в общем, началось.

Алиса.

У меня другой расклад.
Было вовсе всё не так.
Мне хотелось взрослой быть,
На артистку походить.
Сигаретку-то взяла,
Но не думала тогда,
Что здоровью вред большой
Нанесу себе:.

Роман. Жаль, что поздно поняла!

Сергей. Лучше б вообще не бралась.

Девочки (вместе).

Нет!
Больше мы курить, не будем,
Про сигареты позабудем.
Будем спортом заниматься
И театрам увлекаться.

Библиотекарь: Ребят, так какие же причины привели к тому, что девочки из представленной сцены пристрастились к курению?

Ответы ребят из зала.

Кристина: А разве мало дел, которыми можно заняться в свободное время?

Ответы ребят из зала.

Аня: Вот вы, ребята, чем в свободное время любите заниматься?

Ответы ребят из зала.

Кристина: Можно почитать книги, журналы, поиграть с друзьями, поиграть в футбол, пойти на рыбалку.

Аня: А можно научиться играть на музыкальных инструментах, работать на компьютере, рисовать :

Кристина: А быть взрослым - это разве значит курить?

Ответы ребят из зала.

Аня: Конечно - нет! Быть взрослым - это значит быть ответственным за себя, за своих близких людей.

Библиотекарь: Наша работа подходит к концу. Но нам хотелось бы узнать, интересен, полезен ли вам наш сегодняшний разговор. Для этого мы просим вас заполнить анкету (слайд 9).

АНКЕТА

  1. Инструкция:
  2. Фамилия необязательна.
  3. Грамотность не учитывается.
  4. Интересно твое мнение, а не мнение соседа.
  5. Мне понравилась / не понравилась.
  6. Самым интересным было _______________________________.
  7. Польза от этого разговора заключается_в __________________.