Рейтинг@Mail.ru

А.А. Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество). 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • создать условия для знакомства с особенностями поэтического мира раннего творчества Ахматовой, обучения анализировать созданные автором образы,
  • развивать умения культурологического анализа поэтического текста;
  • воспитание гуманистического отношения к культурному наследию человечества.

Оборудование:

  • стихи А.А. Ахматовой - р/м у каждого уч-ся;
  • Презентация “А.А.Ахматова. Художественный мир поэтессы (раннее творчество)”.

Ход урока

Слайд 1. Организационный момент.

Постановка задач: выразительное чтение стихотворений, показать умение видеть образ лирической героини и рассказать о нём, самое серьёзное внимание - анализу поэтического текста, повторить размеры русского стихосложения, определить размер ахматовских строк, проверить умения самостоятельно определять языковые особенности текста.

Вступительное слово. Комментарии к слайдам 2-4.

Слайд 2.

Первые русские поэты ХХ столетия (по 27 лет).

- Кого в поэзии можно поставить рядом с ними?

- Некого.

Поэзия А. восходит к ещё одному интересному образу в истории культуры человечества.

Слайд 3

Прошу обратить внимание на следующий вид - Развалины древнего Парфенона.

В связи с чем возникает на нашем уроке образ Древней Греции?

Слайд 4 “Сапфо”. Информация, комментарии.

Чтение наизусть уч-ся. Стихотворение “Мне ни к чему одические рати...”

- Что сказала о своей позиции в поэзии А. Ахматова?

Слайд 5

- Прошу обратить внимание на ленту времени. 6-7 в. до н.э…..20 век н.э.

Прошли десятки веков, прежде чем в культуре мира, на этот раз – в русской культуре - появилась “вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо - Анна Ахматова

Это стало ясно уже после выхода первого сборника “Вечер”.

Слайд 6

I. Лирическая героиня Ахматовой.

Чтение стихотворений.

Рассуждения учащихся о характерных особенностях личности героини стихотворения:

“Высоко в небе облачко серело…”.

“Столько просьб у любимой всегда!”

“Сероглазый король”

“А! Это снова ты. Не отроком влюблённым…”

“Высокие своды костела...”

“Меня покинул в новолунье...”

Вывод: Л.г. А. предстаёт в её стихах не отражением персональной её судьбы, а всеми проявлениями женской доли и женского голоса.

Слайд 7

II. Одна из особенностей художественного мира А. – особая значимость художественной детали. Приём говорящей детали (знак глубокого обострения чувств, достигает потрясающей психологической убедительности).

- Выделите такие детали в стихотворении “Песня последней встречи”. (Перчатка; много ступеней, хотя их только три; равнодушно-жёлтые огни свечей)

- Попробуйте выделить афоризмы, общепринятые формулы в известных стихотворениях Ахматовой.

Я на правую руку надела перчатку с левой руки…
Сколько просьб у любимой всегда,
У разлюбленной просьб не бывает...
Как много камней брошено в меня...

III. Культурологический анализ стихотворения. Выступление учащегося.

Слайд 8. “Песенка”.

1) Чтение наизусть учащимся.

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.
Вижу, девочка босая
Плачет у плетня.
Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды
Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой

2) Образ лирической героини в стихотворении.

Слайд 9. Художественные средства создания образа.

Фольклорно-песенные традиции - характерный приём народной поэзии.

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.
Вырываю и бросаю –
Пусть простит меня.

На первый взгляд, это простая крестьянка. К народной поэтике восходит и сама заданная ситуация – пение во время работы.

Слайд 10. Смысловой параллелизм-контраст про любовь пою – лебеду полю.

(Комментарии)

Слайд 11. Как теме, мысли, чувствам автора подчинён размер стиха?

3) Слайды 12-14. Беседа “Размеры русского стихосложения”.

а) Комментарии слайдов учащимися:

“Двусложные размеры стихосложения. Ямб. Хорей”

“Трёхсложные размеры стихосложения. Дактиль. Амфибрахий. Анапест”

“Дольник”

Дольник - вид стихосложения, когда строки совпадают по количеству ударений, число безударных слогов относительно свободно, сочетания ударных и безударных слогов образуют не “стопы”, а “доли”, “такты”.

- Как организована поэтическая речь Ахматовой.

б) Давайте определим стихотворный размер произведения.

в) Сопоставление метрической системы Ахматовой и Сапфо. Работа у доски и в тетрадях.

Каким стихотворным размером написана Песенка? Почему? (Дольник - излюбленный размер в фольклоре)

Вывод. Из глубины веков тянется к нам ниточка культурного наследия человечества...

Слайды 15-17

4) Динамика внутреннего состояния лирической героини.

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.

Первые 2 стиха – обещают радость, но 3 и 4 строки – картины тяжёлого труда, и мажорная интонация, увы, снимается.

Страшно мне от звонких воплей
Голоса беды,
Всё сильнее запах тёплый
Мёртвой лебеды.

Образ лебеды в фольклорных песнях обычно символизирует тяжёлую, жизнь, голод, бедствия народа, несчастья даже. У А. запах лебеды становится знаком тревожного душевного состояния.

Сравнительная степень прилагательного усиливает нарастание напряжения, динамику внутреннего состояния л. г.

Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.

Последние стихи оставляют лирическую героиню наедине с мирозданием – в поэзии это символ идеального мира, это (на была глубоко религиозной поэтессой) ещё и мир Божий.

Ключевой образ последней строфы – “камень вместо хлеба”. Это её “награда злая”. Эта участь предуготована ей (обращаем внимание на глагол в форме будущего времени будет. Не за прополку же огорода! Конечно, это уже другая тема - тема женщины-поэта, крестного пути поэта.

Слайд 18

5) Символика звукового фона произведения.

Вначале мы слышим голос крестьянки, она поёт, и в стихотворение входит её голос.

Затем звучит голос плачущей девочки (плачет – глагол довольно нейтральный, можно предположить юношеские переживания, разочарования – то, через что проходит каждый; страшно другое - вопли голоса беды, страшен мотив запаха смерти – этот мотив оттенён резким эпитетом мёртвая по отношению к лебеде. Так голос поэтессы обретает вселенское звучание.

И наконец Голос твой - на ты она может обращаться в возлюбленному, и к Музе своей, и к Господу. Конкретный источник отсутствует, и это позволяет увидеть нам

надындивидуальный голос судьбы,

голос доли - муки и в национальном, и в мировом масштабе.

Выводы. “Песенка” – программное стихотворение, поэтесса раскрывает суть своей лирической героини, своих творческих устремлений – быть национальным и одновременно всемирным голосом женской доли – муки.

Слайд 19

IV. Как представлен образ женщины – поэта в творчестве Ахматовой?

Самостоятельная работа с учебником.

Слушание ответа.

За всю историю культуры человечества Ахматова первая, кто открыл мировой поэзии образ женщины – поэта, её трагической судьбы, несовместимости женского счастья и судьбы творца.

Чтение наизусть стихотворения “Уединение” (1914).

Как развивается в стихотворении уже знакомый по “Песенке” (1911) мотив камня?

(Пушкин: хвалу и клевету приемли равнодушно...)

Слайд 20. “Мини-тестовое задание”.

...А не дописанную мной страницу –
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.

Божественный дар лирической героини Ахматовой позволяет видеть мир с высоты.

Возникает образ Музы, созданный с помощью:

а) парцелляции;

б) сравнительного оборота;

в) литоты;

г) синекдохи.

Слайд 21

Выводы. Обратите внимание! Лирическая героиня не жалуется, не ропщет, достойно, мужественно принимает возложенную на неё миссию. Поэтический дар - для неё это Горний свет, величайшая Божья милость, и величайшее Божье испытание, аналог крестного пути Господа.

Слайд 22. Рефлексия.

Вот такой величественной, великой, поэтом, вровень с А. Блоком, первым русским поэтом, стала Ахматова сразу же, без поры ученичества.

Стихи, о которых мы говорили сегодня, относятся к 1911-1914 годам, т.е. ей, уже первой, уже великой, всего – то 22 года, 25 лет.

Но чёрные дни не миновали страну. Всю эту жизнь, этот такой хрупкий мир перечеркнула война. 19 июля 1914 года началась I мировая война.

Война накладывает отпечаток на всё её творчество, изменяет суть ахматовской Музы: теперь это голос общенациональной скорби, голос вдов, сирот, матерей.

Символами её поэзии теперь уже навсегда станут ворон и крест.

Оценки.

Домашнее задание.

Стихотворения А.Ахматовой 1917-1960-х лет, поэма “Реквием” - чтение, комментарии; стр.342-347 - изучение материалов; инд. зад.: выучить наизусть стихотворения: “Мужество”, “Родная земля”.

Приложение