Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа дополнительного экологического образования "Пять шагов по чистой планете"

Разделы: Экология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время особую значимость приобрело экологическое образование в связи с объявленным ООН и ЮНЕСКО десятилетием - образование для устойчивого развития. Это переход от передачи знаний к созданию условий для активного   познания и получения детьми практического опыта.

Актуальность настоящего курса заключается в том, что современное экологическое образование реализует потребности общества в целом в решении проблемы выживания, охраны природной среды, развития гармоничной личности, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других жизненных ценностей в подрастающем поколении. Преподавание данного курса связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии и туризма, так и с переосмыслением мировоззренческих, ценностных ориентиров учащихся, становлением целостной гармонически развитой личности. Образование для устойчивого развития - это изменение подхода к самой сути образования

Мы предусматриваем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности. Таким образом, в целевые установки образовательного курса входит, прежде всего, направленность на решение социальных и этических задач.

Усиливает программу возможность проведения ряда занятий в природных условиях: природоохранных зонах, например, парке Кузьминки, Битцевский, Воробьевы горы; возможность сотрудничества с рядом природоохранных институтов.

Важным звеном качественного выполнения программы являются партнерские связи с:

  • Государственным биологическим музеем им. Тимирязева (работа в лаборатории, зимнем саду, экспозициях);
  • Экоцентре культурно-исторического парка "Кузьминки-Влахернское" (участие в акциях, природно-познавательных экскурсиях, практикумах);
  • Геологическом музее им. Вернадского (совместные практические сессии);
  • Московским зоопарком;
  • Фондом развития экотуризма "Дерсу Узала" (работа в эколагерях).

Среди главных идей курса - идея биологического и географического многообразия и значение его в содержательном аспекте экологического образования, становится существенно ощутимей благодаря включению в программу разнообразных экскурсий. Программа курса направлена на усиление экологической составляющей программ Биология и География для 5-10 классов - московского регионального учебного плана, где материал подобного содержания раскрывается не достаточно глубоко.

За основу программы взяты программы: "Экология Москвы", "Общая экология", "Теория устойчивого развития" и страноведение.

Новизна данной программы заключается в том, что ее особенностью является логическая связь занятий в группах дополнительного образования с тематическим планированием программы московского регионального плана, усиление вопросов, связанных с экологией отдельных систематических групп организмов, изучение охраняемых видов животных и растений Московской области, изучение организмов на местности. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла, постановке эксперимента и постановке исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности учащихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. Практическая часть программы направлена на: исследование экологии района, города; изучение экосистем и достопримечательностей Подмосковья; навыки ориентирования и выживания в диких условиях, что обусловливает развитие у наших воспитанников экологической культуры и ответственное отношение к природе, укрепляет гуманистические начала в каждой личности.

Программа рассчитана на реализацию принципов развивающего обучения:

- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;

- многообразие видов активной познавательной деятельности учащихся;

- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой активности;

- использование богатых ресурсов кабинета, начиная с дополнительной литературы, коллекций, и заканчивая цифровым микроскопом и компьютерами с выходом в интернет;

- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;

- выездные экскурсии и лагеря оптимизируют процесс обучения, учащиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой.

Большие возможности в изучении объектов краеведческого характера будут служить условиями формирования у учащихся отношения причастности к проблемам своей малой Родины, патриотических чувств, активной жизненной позиции, а также потребности в исследовательской деятельности, развивающей успех и стремление к новым достижениям.

По перечисленным признакам программу можно считать инновационной.

Целью данной дополнительной образовательной программы является формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно - этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.

Реализация цели в данной образовательной программе опирается на несколько ключевых методологических принципов ее построения.

Первый из них - принцип научности, который обеспечивает познавательное отношение к окружающему миру. Он включает необходимое рассмотрение объектов живой природы во взаимосвязи и в связи с компонентами неживой природы, экологических проблем, выявление их причин и возможности их устранения.

Второй принцип - аксиологический, который формирует нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, способствует становлению новой системы ценностей у учащихся, в которой экологические идеалы имеют первостепенное значение. Высокое мировоззренческое значение настоящего курса заключается в том, что он охватывает круг проблем как естественно - научного, так и гуманитарного плана.

Занятия проводятся в дополнение и в тесной связи с предметом - география, отрабатывая на практике необходимый географический комплекс. И как сам предмет, дополнительный блок нацелен формировать у учащихся целостное представление и активное отношение к миру. Любое искажение в этой картине мира - экологические и социальные проблемы, кризисы, катастрофы - воспринимаются как нарушение естественного баланса.

Третий принцип - деятельностный, формирует познавательные и практические умения экологического плана, развивает волевые и творческие качества учащихся. Особое значение в данной программе приобретают практические занятия - выезды и экскурсии в условиях парковой зоны, во время которых учащиеся приобретают навыки исследовательской работы, умения проводить мониторинг, оценивать биологическое разнообразие и др. Неразрывность теоретического материала и практической деятельности в данной программе демонстрирует актуальность традиционного "натуралистического" подхода в экологии.

Четвертый принцип - межпредметный, который заключается в обеспечении связи между различными внутренними разделами самой экологии, а также формировании межпредметного взаимодействия современных естественно-научных дисциплин и гуманитарных знаний.

Наконец, пятым принципом является принцип личностно-ориентированного образования. Он нацелен на воспитание позитивных качеств личности, становящейся в условиях развитой экологической культуры.

Для достижения основной цели программы необходимо поставить и решить несколько задач.

Задачи программы:

воспитательные:

  • формирование целостной гармоничной личности, развивающейся в идеале гуманизма и гармонии природы и человека;
  • социализация личности;
  • формирование эколого-ориентированной системы ценностей и необходимости охраны окружающей среды.

обучающие:

  • формирование представлений о том, что каждый вид - есть необходимый элемент сообщества, экосистемы, связанный с другими компонентами многообразными связями;
  • обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды по состоянию живых объектов;
  • обучение основным методам изучения организмов и сред: наблюдение, эксперимент, микроскопирование, научного рисунка, а также методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.

развивающие:

  • развитие общих естественно-научных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания роли междисциплинарных связей при изучении объектов живой и неживой природы;
  • развитие социальных, коммуникативных, эстетических качеств учащихся;
  • развитие навыков практической работы.

Формы и режим занятий

Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, самостоятельная учебная и творческая работа, экскурсии, лагеря.

В каждом разделе предполагается проведение теоретических, практических занятий и экскурсий на природу или в музей, ботанический сад, в другое образовательное учреждение по теме. В большинстве разделов преобладают практические занятия и экскурсии.

Режим занятий должен учитывать необходимость как в высокой познавательной сконцентрированности во время занятий, так и дополнительные методы повышения мотивации. Оптимальным режимом занятий является сочетание теоретической и практической форм работы (1,5 - 2 часа с последующим обсуждением результатов - 1 час). Такое распределение должно стать оптимальным для полноценного усвоения материала без психологической и эмоциональной перегрузки. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, отражающих уровень усвоения материала.

Ожидаемые результаты - знания, умения, навыки, формируемые в процессе реализации программы:

После первого года обучения:

  • базовые знания по географии и биологии;
  • навыки самостоятельной работы с литературой;
  • базовые навыки лабораторно-практических работ;

После второго года обучения:

  • навыки работы с программами Power Point Photo Shop Word
  • навыки компановки материала;
  • основы экологии; мировая природоохранная практика;

После третьего года обучения:

  • углубленные знания по географии и биологии;
  • составление экскурсионных маршрутов;
  • навыки работы с международными программами;
  • навыки аналитической работы с литературой;
  • индивидуальная работа над проектом;
  • умение оформлять и представлять собственный проект и презентацию;

Учащиеся должны владеть умениями и навыками:

  • применять полученные знания в ходе проведения самостоятельных работ;
  • использовать инструменты, оборудование, измерительные приборы;
  • устанавливать систематическую принадлежность животных и растений по определителям;
  • создавать и представлять индивидуальные исследовательские проекты;
  • работы со справочной и дополнительной литературой;
  • ответственное отношение к окружающей среде.

Механизм оценки образовательных результатов:

Оценка знаний учащихся проводится в процессе обучения при собеседовании с педагогом, во время практикумов, работы в полевых условиях. При этом учитываются:

  • правильность и осознанность изложения материала;
  • точность употребления понятий и требований;
  • умение применять полученные знания при работе в полевых условиях, на лабораторных занятиях, при работе с оборудованием;
  • умение применять полученные знания на практике и в жизни.

Входной контроль может проводиться в виде собеседования по каждой теме или в начале первого года обучения. Текущий контроль можно проводить в виде зачетов по отдельным темам, контрольных практикумов, отчетных творческих заданий (например, отчетный натуралистический рисунок, экологический плакат).

В отдельных темах также возможно использование проектных технологий, когда защита проекта выносится на конец обсуждения той или иной темы и является формой промежуточного контроля уровня усвоения знаний. Итоговый контроль возможен в форме зачета, контрольного собеседования по основным разделам программы или в виде защиты рефератов по выбранной теме, участия в экологической или биологической олимпиаде.

Программа геоэкологической направленности рассчитана на три года обучения в объеме 102 часов в год.

Программа ориентирована на школьников 6-8 классов.

Поурочно-тематическое планирование курса дополнительного образования.

6 класс

Раздел: Мир флоры и фауны, среды обитания. Изменения сред. 102 часа.

Кол-во часов Тема занятия Даты Задания
1 1 Введение. Техника безопасности.    
2 1 Разнообразие мира живой природы. Одноклеточные. Многоклеточные.    
3 1 Приборы для наблюдения: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.    
4 1 Практическая работа №1. Знакомство с экоцентром "Кузьминки".    
5 1 Формы жизни растений. Простейшие: бактерии, грибы, лишайники.    
6 1 Значение растений.    
7 1 Знакомство с теорией Дарвина. Галапагосские острова - природная лаборатория.    
8 1 Практическая работа № 2. Работа с микроскопом.    
9 1 Практическая работа № 3. Посадить семечку. Проанализировать воздействие воды, солнца, земли.    
10 1 Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная. Приспособляемость организмов    
11 1 Флора и фауна Подмосковья.

Практическая работа №4 прогулка в парк.

   
12 1 - цветы и растения Подмосковья.    
13 1 Полезные и вредные растения.

Практическая работа № 5 в экоцентре парка "Кузьминки-Влахернское".

   
14 1 - животные Подмосковья (виды, следы, повадки).    
15 1 - птицы Подмосковья (вид, голоса, описание по энциклопедическим справочникам).    
16 1 -деревья Подмосковья (вид, роль, описание по энциклопедическому справочнику).    
17 1 Практическая работа №6. Гербарий.    
18 1 Закономерности обитания видов. Флора и фауна мира.    
19 1 Южные континенты. История вопроса. Самые экзотические представители.    
20 1 Африка. Экзотические виды.    
21 1 Африка. Вымирающие виды.   Доклады
22 1 Австралия. Экзотические виды.    
23 1 Австралия. Вымирающие виды.   Доклады
24 1 Ю. Америка. Экзотические виды.    
25 1 Ю. Америка. Вымирающие виды.   Доклады
26 1 Северные континенты. История вопроса. Самые экзотические представители.    
27 1 С. Америка. Экзотические виды.    
28 1 С. Америка. Вымирающие виды.   Доклады
29 1 Европа. Экзотические виды.    
30 1 Европа. Вымирающие виды.   Доклады
31 1 Азия. Экзотические виды.    
32 1 Азия. Вымирающие виды.   Доклады
33 1 Антарктида. Экзотические виды.    
34 1 Антарктида. Вымирающие виды.   Доклады
35 1 Практическая работа № 7. Гербарий.    
36 1 Практическая работа № 8. Зоопарк.    
37 1 Вода - источник жизни. Международное сообщество и вопросы водопользования. Хартия воды.    
38 1 Природные и искусственные водоемы    
39 1 Практическая работа № 9. Исследование воды в интернате.    
40 1 Практическая работа №10. Исследование воды в водоеме парка "Кузьминки".    
41 1 Аналитическое занятие. Сравнение результатов. Выводы, рекомендации.    
42 1 Практическая работа № 11. История вопроса. Музей воды.    
43 1 Практическая работа № 12. Экскурсия на предприятие соков "Мултон". Пятиступенчатая очистка    
44 1 Практическая работа № 13.Экскурсия на очистное предприятие. Двуступенчатая очистка.воды.    
45 1 Факторы среды: температура, влажность, свет.    
46 1 Атмосфера - крыша мира. Международное сообщество и вопросы использования воздушного пространства. Конференция в Копенгагене.    
47 1 Состав атмосферы. Роль озона. Изменение температуры.    
48 1 Экология. Экологические технологии.    
49 1 Практическая работа №14. Уровень загрязненности воздуха нашего района. (Отбор листьев на территории интерната).    
50 1 Практическая работа № 15. Уровень загрязненности воздуха нашего района. (Отбор листьев на территории парка).    
51 1 Аналитическое занятие. Сравнение результатов. Выводы.    
52 1 Почва - золотой фонд страны. 27 марта-День Земли. Хартия Земли.    
53 1 Виды и качества почв. Их роль в жизни человека и живых существ.    
54 1 Эрозия почв. Примеры почвопользования. Характеристика почв Подмосковья.    
55 1 Практическая работа № 16. Территория интерната.    
56 1 Практическая работа № 17. Территория парка.    
57 1 Аналитическое занятие. Сравнение результатов. Выводы, рекомендации.    
58 1 Практическая работа № 18. Экскурсия в музей почвоведения.    
59 1 Программы по сохранению природных биоценозов: высадка деревьев, цветов, разведение в искусственной среде отдельных видов, подкормка в дикой среде, ограничение отстрела (отлова).    
60 1 Международные сообщества: WWF, GREENPEACE.    
61 1 Презентация представителя GREENPEACE.    
62 1 Презентация представителя WWF.    
63 1 Презентация представителя "Заповедники России".    
64 1 Флора и фауна Подмосковья.    
65 1 Практическая работа № 19. Работа над созданием гербария.    
66 1 Практическая работа № 20. Работа над созданием альбома.    
67 1 Животные и птицы Подмосковья.    
68 1 Практическая работа № 21. Экскурсия в парк.    
69-71 2 Природоохранные сообщества.    
72-73 2 Работа над презентациями и проектами: посещение тематических музеев.    
74-76 3 Работа над презентациями и проектами: проведение лабораторных и практических занятий    
77 1 Работа над презентациями и проектами: основы проектно-презентационной деятельности. Определить этапы работы над проектом.    
78-80 3 Работа над презентациями и проектами: сбор и систематизация информации.    
81-82 2 Работа над презентациями и проектами: составление списка литературы.    
83-

85

3 Работа над презентациями и проектами: работа с фотоматериалами для презентации и книги.   Презентации,

Проекты.

86-

90

5 Работа над презентациями и проектами: работа над презентацией.   Презентации,

Проекты.

91-

96

6 Работа над презентациями и проектами: работа над творческой книгой.   Презентации,

Проекты.

97-

99

3 Работа над презентациями и проектами: работа над докладом.   Презентации,

Проекты.

100-102 2 Защита проектных работ, выбор победителей по номинациям.   Презентации,

Проекты.

Количество часов - 102 часа.

Практических и лабораторных - 21.

 Поурочно-тематическое планирование курса дополнительного образования.

7 класс Раздел: Экосистемы. Чудеса природы. Народные промыслы. 102 часа.

Кол-во часов Тема занятия Даты Задания
1 1 Введение. Техника безопасности.    
2 1 Повторение. Глобальное изменение экосистем.    
3 1 Уникальные природные уголки планеты:    
4 1 - Галапагосские острова- колыбель мира. Теория Дарвина.    
5 1 - Камчатка- край вулканов и гейзеров. Стык литосферных плит. Уникальность флоры и фауны.    
6 1 -Восточно - Африканское нагорье. Расхождение литосферных плит. Уникальность флоры и фауны.    
7 1 - Коралловые рифы - уникальный и хрупкий мир.    
8 1 - феномен Мертвого моря.    
9 1 - и снова с болью об Арале.    
10 1 - Байкал.    
11 1 Восстановительные программы в России.    
12 1 - Уссурийский край.    
13 1 - Алтай.    
14 1 - мир пещер.    
15 1 - величайшие водопады мира.    
16 1 Практическая работа № 1. Экскурсия в музей воды. Очистка воды. Аэрация.    
17 1 - Калмыкия - места райских птиц в России.    
18 1 - край озер - Карелия.   Проект
19 1 Почва - золотой фонд страны. 27 марта-День Земли. Хартия Земли.    
20 1 Виды и качества почв. Их роль в жизни человека и живых существ.    
21 1 Практическая работа № 2. Экскурсия в музей почвоведения.    
22 1 Практическая работа № 3. Экскурсия в зоомузей.    
23 1 - Крымский полуостров.    
24 1 - Арктика России.    
25 1 - Дальний восток.    
26 1 Программы по сохранению природных биоценозов: высадка деревьев, цветов, разведение в искусственной среде отдельных видов, подкормка в дикой среде, ограничение отстрела (отлова).    
27 1 Международные сообщества: WWF, GREENPEACE.    
28 1 Презентация представителя GREENPEACE.    
29 1 Презентация представителя WWF.    
30 1 Презентация представителя "Заповедники России".    
31 1 Флора и фауна Подмосковья.    
32 1 Практическая работа № 4. Исследование воды.   Проект
33 1 Практическая работа № 5. Исследование почвы.   Проект
34 1 Практическая работа № 6. Описание экосистем района.   Проект
35 1 Практическая работа № 7. Экскурсия в парк.    
36 1 Мир флоры и фауны в батике. Мастер-класс. Возникновение батика. Техники.

Возможности техник (фотогалерея).

   
37 1 Этапы работы: натягиваем рамки, наносим основу.    
38 1 Этапы работы: переносим рисунок клеточным способом.    
39 1 Этапы работы: наносим по границам клеевую черту.    
40 1 Этапы работы: наносим красками фоновые элементы    
41-44 4 Этапы работы: завершить работу    
45-46 2 Этапы работы: оформление в рамочки с паспорту и подведение итогов. Оформить выставку работ.   Творческие работы
4736 1 Народные промыслы. Вводная. Русские национальные промыслы (презентация)   Творчески
48-50 3 Мастер-классы: изготовление кукол.

Виды кукол, изготовление.

   
51-53 3 Мастер-классы: роспись тарелок.

Подготовительный и основный этапы.

   
54-56 3 Мастер-классы: роспись яиц.

О празднике Пасха, виды оформления яиц, роспись яиц.

   
57-58 2 Оформление работ и выбор победителей.    
59 1 Основы проектной деятельности: вводный инструктаж.    
60 1 Компьютерные программы: Pover Point    
61 1 Компьютерные программы и интернет ресурсы в помощь геоэкологии и туризму: Google, Wikipedia и др.    
62 1 Использование интернет ресурсов: Google   Практическая работа пра
63-65 2 Специальные геотуристские программы (в сети интернет)   Практическая работа Практическая
66-68 2 Специальные геотуристские программы (на дисковых носителях)   Практическая работа
67-68 2 Модификация сайта.   Практическая работа
69-70 2 Экскурсионные программы по уникальным местам. Вводная.

Семь чудес России.

   
71-

74

4 Составление экскурсии по объекту. (работа с литературой, создание собственного текста)    
75-77 3 Составление экскурсии по объекту. (создание презентации)    
78-80 3 Разработка законченного маршрута, включающего и экскурсию    
81-83 3 Наполнение маршрута дополнительными объектами (показа и рассказа)    
84-86 3 Оформление творческих работ   Презентации и проекты.
87-89 3 Предзащита (прослушивание) работ.   Презентации и проекты.
90-102 12 Защита проектных работ.   Презентации и проекты.

Количество часов - 102 часа.

Практических и лабораторных - 7.

 Поурочно-тематическое планирование курса дополнительного образования.

8 класс Раздел: Экосистемы. Антропогенное влияние. Памятники, охраняемые ЮНЕСКО. 102 часа.

Кол-во часов Тема занятия Даты Задания
1 1 Введение. Техника безопасности.    
2 1 Повторение.

Глобальное изменение экосистем. Программы по сохранению природных биоценозов: высадка деревьев, цветов, разведение в искусственной среде отдельных видов, подкормка в дикой среде, ограничение отстрела (отлова).

   
3 1 Экологические проблемы:

- глобальное изменение климата;

   
4 1 - изменение качества почв: заболачивание, солончаки, разработки полезных ископаемых.    
5 1 - проблема численности населения планеты.    
6 1 - проблема загрязнения атмосферы.    
7 1 Практическая работа № 1. Проверить уровень загрязнения выхлопными газами в нашем районе. Аналитическое занятие. Сравнение результатов. Выводы, рекомендации.    
8 1 - потеря численности и разнообразия видов (животных и растений).   Проект
9 1 - вырубка леса. Опыт восстановления численности зарубежных стран. Восстановительные программы в России.    
10 1 Энергия. Энергопотребление. Энергосбережение. Альтернативные виды энергии. Опыт России.    
11 1 Водопотребление. История вопроса. Практическая работа № 2. Экскурсия в музей воды.

Очистка воды. Аэрация.

   
12 1 - проблема мусора. Практическая работа № 3. Экскурсия на мусороперерабатывающий завод.    
13 1 Почва - золотой фонд страны. 27 марта - День Земли. Хартия Земли. Виды и качества почв. Их роль в жизни человека и живых существ. Практическая работа № 4. Экскурсия в музей почвоведения.    
14 1 Практическая работа № 5. Экскурсия в зоомузей.    
15 1 Туризм. Основы туристической деятельности.    
16 1 Туризм. Современный уровень индустрии.    
17 1 Туризм. Направления и специфика    
18 1 Туризм. Международные специализированные программы    
19 1 Туризм. Дисковые специализированные программы    
20 1 Туризм. Создание турпродукта    
21 1 Туризм. Варианты проживания, звездность отелей (презентация).    
22-23 2 Туризм. Маршруты - лидеры продаж. Путешествие моей мечты.    
24 1 Туризм. Международное законодательство в помощь клиенту    
25-26 2 Практическая работа №6. Экскурсия на предприятие.    
27-28 2 Работа над индивидуальными экскурсиями в Google планета   Работа
29-30 2 Работа над индивидуальными экскурсиями в Google карты   Работа
31-32 2 MapGPSv.7.0. Создание продукта   Работа
33-34 2 Reiseplaner Europa. Создание продукта   Работа
35-36 2 Pover Point. Создание продукта   Работа
37-38 2 Защита творческих работ   Работа
39 1 Уникальные памятники, охраняемые ЮНЕСКО. Чем занимается ЮНЕСКО.    
40-42 2 Памятники Европы    
43-45 3 Памятники Азии    
46-48 3 Памятники Австралии    
49-51 3 Памятники Латинской Америки    
52-54 3 Памятники Северной Америки    
55-57 3 Памятники Африки    
58 1 Антарктида, Грендандия и др. острова    
59-61 3 Создание интерактивного журнала "чудеса творений рук человеческих".

Сбор информации, комбинирование по регионам

  Журнал
62-64 3 Подбор фотоматериалов    
65-68 4 Компановка и редакция    
69-71 2 Представление журнала    
72 1 Основы проектной деятельности. компьютерные программы в помощь.    
73 1 Индивидуальная работа над проектами. Вводная лекция.    
74-76 3 Индивидуальная работа над проектами.

Посещение тематических выставок и музеев.

   
77-80 3 Индивидуальная работа над проектами.

Подбор литературы. Составить список литературы.

   
81-83 3 Индивидуальная работа над проектами. Компановка, работа с текстом.    
84-87 4 Редакция творческой книги.    
88-92 5 Индивидуальная работа над проектами.

Работа с презентацией по теме.

   
93-95 3 Индивидуальная работа над проектами.

Работа с докладом.

   
96        
97-98 2 Предзащита экскурсий и проектных работ    
100-102 3 Защита экскурсий и проектных работ    
         

Количество часов - 102 часа.

Практических и лабораторных - 6.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • наличие учебного класса (аудитории) со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации наглядного, видео, коллекционного материала;
  • специальная библиотека учебно-методической и научно-популярной литературы по экологии и охране окружающей среды. Необходимы также различные экологические словари (не вошедшие в список литературы);
  • коллекционный (биологический) и другой наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, информационные буклеты и другие материалы);
  • наличие специальных технических и лабораторных средств обеспечения практических работ по оценке состояния окружающей среды (тест - комплекты, комплекты-лаборатории, средства отбора проб, приборы для определения физических и физико-химических параметров окружающей среды, реактивы и химические материалы, лабораторные инструменты и принадлежности, средства индивидуальной защиты для лабораторных и полевых работ).

Если планируется проведение экскурсий, особое внимание следует обратить на возможность подготовки проекта на материалах экскурсии с учащимися, разработку индивидуальных исследовательских тем, соответствие методического обеспечения, оборудования, а также инструктажу по технике безопасности. Экскурсии могут быть организованы с целью овладения базовыми методиками полевой экологической работы, в виде ознакомительной практики в разных природных ландшафтах Московской области, для изучения экологического разнообразия и особенностей различных сообществ.

Интернет источники и литература.

1. Алексеев Б.А. Заповедники мира.- М., 2006.

2. Грант В. Видообразование у растений. - М.Мир,1984.

3. Латышев О. Ю. Смысл и цели образования детей-сирот в контексте их социальной адаптации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

4. Ковриго В.П. Почвоведение с основами геологии.-М.Колос,2000.

5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. - М.МГС, 1998.

6. Мунин П.И. Теория устойчивого развития.- М.Либроком, 2009.

7. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика-психология-прогнозирование).-М.,2004.

8. Неймайр М. История Земли. -М.Терра,1994.

9. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. - М.Дрофа, 1999.

10. Халий И. А. Акции экологического движения: руководство к действию. М.,1996. 

11. Ягодин Г.А. Экология Москвы и устойчивое развитие. - М.МИОО, 2007.