Петр I и его внешняя политика

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема: «Внешняя политика Петра 1», с целью корректировки знаний на следующем уроке;
  • формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документом; развивать аналитические умения учащихся (синтез, анализ, умение делать выводы), а также развивать историческое мышление;
  • воспитывать добросовестность, чувство коллективизма, дисциплинированность, умение работать в группе, чувство такта, целеустремленность, активность, интерес к предмету, чувство к патриотизму и т.д.

Оборудование: портреты Петра 1, иллюстрация корабля, учебная карта, схемы сражений, документы, выставка книг. Тип урока: урок повторение.

ХОД УРОКА

Класс разделен на три команды. Урок начинается с представления команд. На доске оформляется табло для счета баллов.

Эпиграф:

«То академик, то герой,
то мореплаватель, то плотник,
он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник»

А.С. Пушкин

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня наша задача повторить материал, который изучили и на его основе дать характеристику личности Петра 1. Я предлагаю вам поиграть. В игре 5 конкурсов. У каждого капитана команды список игроков, в котором вы должны выставить оценку каждому члену команды по итогам игры. На каждом столе есть чистый лист, в течении игры вы должны записывать черты характера Петра 1, в конце урока мы подведем итоги.

Повторение.

Посмотрите пожалуйста на портреты Петра 1, которые висят на доске. Какого человека вы на них видите?

Приложения

1 конкурс. Разминка.

Приложения (нужно собрать из частей целую картинку)\

– Что у вас получилось? Какое отношение имеет корабль к нашей теме? Чем еще увлекался Петр 1 ?
– Какая команда справилась первой?
– Как вы думаете почему?
– Я надеюсь, что все команды в течении игры будут дружны и дисциплинированы, желаю всем удачи.

Конкурс капитанов

Найди ошибки.

Старший сын царя Алексея Михайловича – Петр родился от первого брака царя (с Натальей Кирилловной Нарышкиной) 30 мая 1675 года. Первые три с половиной года он был буквально баловнем царской четы. Такое положение продолжалось до смерти царя в 1676 году. Новым царем стал сын покойного Алексея Михайловича – Иван. Он любил Петра и заботился о нем. Первым учителем Петра был дьяк Александр Меньшиков.
В 1682 году остро стал вопрос о престолонаследии. Царями были провозглашены Иван и Петр. До их совершеннолетия регентом назначалась старшая сестра юных правителей – Мария. В сентябре 1692 года Петр объявил о прекращении ее правления и заточении ее в Феропонтов монастырь.
Пока капитаны работают команды выполняют следующее задание. Но для этого нам нужно разыграть группы вопросов, проведем жеребьевку.

Расположите события по порядку:

  • Азовские походы
  • Нарвская конфузил
  • Гангутское сражение
  • Великое посольство
  • Полтавская битва
  • Заложен Санкт-Петербург

2 конкурс. Кто больше?

  • Дата первого Азовского похода
  • На какой реке стояла крепость Азов
  • С кем воевали
  • Причины поражения первого похода
  • На верфях какого города строили корабли для второго похода
  • Как называется судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое
    в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля?
  • Кто был поставлен во главе армии во 2 Азовском походе.
  • Какое звание ему было присвоено после похода
  • Итог битвы

Скажите пожалуйста какая черта характера Петра 1 отразилась в этих походах?

  • Великое посольство (1797-98)
  • Официальная цель
  • Кто возглавлял В.П.
  • Под каким именем ехал Петр 1
  • Что значит инкогнито
  • Какие страны посетил Петр 1
  • Нашел ли союзников в борьбе против Турции
  • Почему ?
  • Какое событие в России заставило его вернуться

Отказался ли Петр 1 от затеи выхода в море после неудачного поиска союзников в борьбе против Турции?

  • Когда была создана регулярная армия
  • Как назывались полки в этой армии
  • После какого события военные реформы были ускорены
  • Когда вышел указ о рекрутской повинности (1705)
  • Где брали металл для отлива пушек
  • Что стало первым шагом в создании военной экономики
  • Перечислите учебные заведения, где обучали офицеров
  • когда появился первый воинский устав
  • Общее число кораблей построенных при Петре 1

Какая война заняла большую часть правления Петра 1?
Назовите годы этой войны.
Именно в этой войне проявились в большей мере таланты и наклонности Петра 1.

3 конкурс. Что лишнее.

  • Дания, Саксония, Австрия, Россия.
  • Нотебург, Орешек, Петербург, Шлиссельбург.
  • Петропавловская крепость, Кроншлот, Кронштадт, Дербт.

4  конкурс. Угадай битву.

Ученики вытягивают билет с названием битвы и используя имеющиеся документы и схемы выбирают необходимые

Приложения

ПОЛТАВСКАЯ БИТВА
БИТВА У ЛЕСНОЙ     
ГАНГУТСКОЕ СРАЖЕНИЕ
28.09.1708
27..06.1709 27.07.1714

(документы и схемы прилагаются)

Приложения

5 конкурс. Петр 1

Учащимся предлагаются 2 документа с воспоминаниями о Петре 1, необходимо выписать характеристики Петра, дополнив те что уже имеются.
Герцог де Сэн-Симон:
Царь Петр был высок ростом, очень хорошо сложен, не тучен телом, с лицом округлой формы, высоким лбом и красивыми бровями; нос у него был довольно короткий и немассивный, чуть расширенный на конце, довольно полные губы, красноватое смуглое лицо, большие, красивые, живые и проницательные черные глаза, взгляд величественный и благосклонный, когда он следил за собой, но иногда суровый и бешеный; он страдал судорогами, которые случались у него не часто, но так искажали лицо и глаза, что внушали ужас. Продолжались они всего мгновение, взгляд становился блуждающим и страшным, но тотчас же прекращались... Весь вид его свидетельствовал об уме, рассудительности, величии и не чужд был известной приятности...Монарх сей вызывал восхищение своей исключительной любознательностью, неизменно интересуясь всем, что было связано с его планами в части правления, коммерции, просвещения, полиции; его любознательность распространялась на все, не пренебрегая даже самыми ничтожными подробностями, ежели в последствии они могли оказаться полезными...

В.О. Ключевский «Исторические портреты»:

«Петр прожил свой век в постоянной и напряженной физической деятельности, вечно вращаясь в потоке внешних впечатлений, и потому развил в себе внешнюю восприимчивость, удивительную наблюдательность и практическую сноровку. Но он не был охотник до досужих общих соображений; во всяком деле ему легче давались подробности работы, чем ее общий план; он лучше соображал средства и цели, чем следствия; во всем он был больше делец, мастер, чем мыслитель. Такой склад его ума отразился и на его политическом и нравственном характере. Несчастье Петра было в том, что он остался без всякого политического сознания, с одним смутным и бессодержательным ощущением, что у его власти нет границ, а есть только опасности. В Петре вырастал правитель без правил, одухотворяющих и оправдывающих власть, без элементарных политических понятий и общественных сдержек. С детства плохо направленный нравственно и рано испорченный физически, невероятно грубый по воспитанию  и образу жизни и бесчеловечный по ужасным обстоятельствам молодости, он при этом был   полон энергии, чуток и наблюдателен по природе. Радея о народе, он до крайности напрягал его труд, тратил людские средства и жизни безрасчетно, без всякой бережливости. Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями, умел пользоваться ими, быстро угадывал, кто на что годен, но не умел и не любил входить в их положение, беречь их силы, не отличался нравственной отзывчивостью своего отца. Петр знал людей, но не умел или не всегда хотел понимать их».

Итог урока

– О ком говорили на уроке.
– Какие основные события политики Петра 1 повторили? Какие черты характера выделили?
– Какими чертами характера Петра 1 вам хотелось бы обладать?
Проводится подсчет баллов. Подводится итог. Выставляются оценки.