Беседа по изобразительному искусству "Музыка, слова и краски в образе русской природы"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • формирование мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей личности, эстетическое воспитание и  развитие кругозора и представления учеников о русской пейзажной поэзии, живописи,музыки.
  • знакомство с творчеством И.И. Левитана, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова.

Оборудование: презентация или  картины художников И.И. Левитана, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, произведения П.Чайковского и С. Рахманинова.

ХОД БЕСЕДЫ

I. Учитель. Сегодня на нашем уроке мы познакомимся с лирическим русским пейзажем в искусстве.
– Как вы думаете, зачем композитор музыкально рисует с помощью звуков широкую ровную гладь полей; художник показывает заветный уголок родной природы; поэт словами передает красоту зимнего леса или другое мимолетное впечатление?  Если только для того, чтобы запечатлеть природу, то с этим легче и быстрее справилась бы цветная фотография? (Ответы детей)

Учитель. Значит, в пейзажах есть что-то более важное, чем просто изображение природы?

Ученик. Композитор, художник, поэт, рисуя лирический пейзаж своей родины, не только предает внешнее впечатление от красоты увиденной природы, но и всегда предает то, что ему понравилось, удивило, поразило, запомнилось.

Учитель. В своих пейзажах художник раскрывает внутренне состояние, настроение, которое природа вызывает в душе у человека, исполнитель того или иного пейзажа всегда обращается к нашему чувству.   Но не всегда мы умеем все видеть, и иногда проходим мимо красоты нашей природы, потому, что еще не научились смотреть, слушать и слышать природу.

Но есть в человеческой жизни великое средство открывать глаза невидящим, это средство – искусство. Есть люди, которые как будто рождаются для того, что б остановить нас и сказать: «Подожди, не спеши и не бегай. Остановитесь! Посмотри, как хорошо, как прекрасно. Вглядись, запомни».Задушевная лирика среднерусской полосы является огромным простором для творчества великих людей.

– Назовите великих композиторов, певцов родной земли. (Ответы детей) Чайковский, Глинка, Рахманинов, Скрябин, Свиридова.

– А кто знает художников-пейзажистов?  (Ответы детей)  Щербаков, Зверьков, Герасимов, Куинджи, Айвазовский    – А стихотворения каких поэтов о русской природе вам больше всего нравятся? (Ответы детей) Фет,Тютчев, Майков, Никитин, Пушкин, Есенин и многие другие.
Вот это уединение с природой давало этим людям особый прилив жизненных сил и возможность раскрыть свой талант, оставить большое наследие и прославить свою Родину – РОССИЮ.

Ученик. Образ Родины – ее поля и леса, огромная простота осенних перелесков и синяя стужа зим, буйство летнего цветения и свежесть осеннего утра западают в душу с детства и на всю жизнь невидимыми нитями связывает человека с родной землей, с нашим отечеством.

Учитель. Как не любить Родину, как не быть ей признательным за все, что она дает так щедро. Много есть на свете хороших государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина, Россия. (Учитель читает стихотворение Бокова «Откуда начинается Россия?»)

Откуда начинается Россия?
С Курил? С камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна.
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, Россия
Не с гор берет начало, а с тебя.

Итак, откуда начинается Россия? Я думаю, ребята, вы тоже оставите для России доброе наследие своего труда. Каждый из вас найдет свой жизненный путь в будущем. А теперь посмотрим и послушаем, как задушевная лирика отразилась в произведениях замечательных людей, творчество которых знают и ценят не только в России, но и в других странах.

II. Учитель. Среди русских композиторов-класиков выделяются имена:
Петра Ильича Чайковского (1840 г.р.),Сергея Васильевича Рахманинова (1875-1943), нашего современника Георгия Свиридова (1915-1975). Жил Георгй Свиридов в небольшом уютном городе Фатеж под Курском. (Учитель читает стихи С.Есенина)

Ты откуда русская,
Зародилась музыка.
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости? В боли?
Или в птичьем свете?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?

– Что такое музыка?

Ученик. Это тихая лунная ночь: это шелест живых листьев, это отдаленный вечерний звон; это то, что родится от сердца и идет только к сердцу.   Во всех странах земного шара звучит музыка великих композиторов и будит в сердцах людей светлые, добрые и чистые чувства.
Произведения Чайковского захватывают и волнуют всех людей. Все творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе.Чайковский обладал удивительно сильным, феноменальным чувством природы, и он после долгих прогулок довольный садился за рояль. Объединение с природой, любовь к ней вдохновляли П. Чайковского.

(Прослушивание музыки. 4 симфонии «Времена года»)

Творчество С.Рахманинова, великого композитора, глубоко эмоциональное, полное высокого драматизма и вдохновенной лирики. С 1919 года был признан I пианистом в мире. Уехав за границу, Рахманинов надолго погрузился в молчание. «Разлука с Россией стала трагедией композитора. Прекрасные лирические страницы его музыки – отражение образа Родины, Необозримой шири ее степей и полей. Эти удивительные мелодии дали, мелодии разлива звучат в его фортепианных концертах, прелюдиях, этюдах-картинах.

III.Ученик. Русский пейзаж прошел большой путь. Русские художники всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа – картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействие не уступит многофигурной композиции.

Учитель. Вся история русского пейзажа – это огромный труд художника, длительное и кропотливее изучение и осмысление природы, это история самоотверженной коллективной работы многих поколений художников, история преемственности и добросовестной работы – учебы у старших товарищей, сверстников, а иногда и у младших.   
– Какие по своему содержанию бывают пейзажи:

(Ответы детей)

1. Сельский
2. Городской (организованное руками человека, площади, набережные)
3. Парковый  
4. Морской
5. Архитектурный (памятники архитектуры)
6. Индустриальный (роль человека – созидателя)

Учитель.  Стремление найти и передать в своих картинах различное состояние природы и соответствие человеческим чувствам, переживаниям, настроениям – придало пейзажу лирическую окраску (Исаак Ильич Левитан – художник-лирик (1860-1900) «Левитанская осень»)    Чувство тоски, грусти, радости или безнадежности находят свое отражение в пейзаже настроения художников, их манера письма, их жизненная судьба.
Величавые картины природы полные внутренней силы, красоты и спокойствия характерны для эпического пейзажа. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) – мастер эпического пейзажа.
В пейзажном жанре находят воплощение исторические события – такой пейзаж называется историческим.
В пейзаже порой можно увидеть какое-то бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа. В этом жанре проявил себя Федор Александрович Васильев (1850-1873) – художник с романтической мечтательностью.

IV. Ученик. Иван Иванович Шишкин родился в суровом крае в городе Елабуге на Каме в купеческой семье. Город раскинулся на холме, а кругом шумели непроходимые леса. Мальчик целыми днями бродил по живописным окрестностям Елабуги и старался зарисовать все, что ему особенно нравилось. Он рисовал всегда всюду, а когда у него не было бумаги и карандаша, доставал мел или уголь и расписывал стены, двери, ворота. Отцу хотелось, чтобы сын был купцом, но мальчик не проявил никаких способностей к торговле. Он мечтал стать художником. В Москве он блестяще окончил училище. Потом поступил в Академию Художеств в Петербурге. И стал живописцем. Верстовым столбом в развитии русского пейзажа назвал его И.Л. Крамской – руководитель, вождь передвижников.
Наконец дождался русский лес своего художника. И фамилия у него была лесная – Шишкин, и звали его по-русски – Иван, сын Ивана. Произведения этого художника популярны и любимы зрителям. Шишкин приобрел редкое мастерство – умение перенести русский лес на картину. Да как перенести! Так, что малейшая травинка на холсте видна, и от него пахнет не масляной краской, а духом цветов и хвоей тянет. Едва ли не половину жизни провел Шишкин в лесу на этюдах, немало исходил лесных дорог. В зеленом царстве внимательный острый глаз пейзажиста подметил все многообразие леса, как не похожи между собой деревья, цветы, травы, как они отличаются по форме и цвету.
Любовь художника к природе бесхитростная,  народная. Шишкин видел лес эпически. Богатырские дубы и сосны изображал он, богатырскую роль. «Да и сам он был богатырем, как зеленый, могучий лес заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью», – вспоминал И.Репин (сотни картин, тысячи этюдов).
Давайте остановимся около картин: «Лесные дали», «Сосновый бор», «Рожь».
Перед нашим взором открывается величественная широкая панорама, увешанная как бы с вершин холма. Картина написана свободно с большим размахом. Живописен лесной массив, разнообразен и сложен по цвету, но легкая дымка утреннего тумана, окутывающего дали, помогла художнику объединить все цвета в единой спокойной красочной гамме.
Шишкин изображает типичный русский пейзаж: поляна с группой маленьких деревьев и одинокой сосной на первом плане; одетый в утренний туман лес на втором плане и озеро на границе третьего дальнего плана, где-то вдалеке среди темной зелени голубеет лесное озеро или излучина реки.
Общий: холодный голубовато-зеленый тон картины несет в себе дыхание северного лета. Художественный язык картины Шишкина «Лесные дали» строго размерен и величав. Образ природы строится на основе глубокого знания натуры.

А. Н. Толстой

Бор сосновый в стране одинокий стоит,
В нем ручей меж деревьев бежит и журчит,
Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,
Я люблю в том лесу вспоминать старину.

Ученик. Шишкин «Сосновый бор».  Всю жизнь Шишкин изучал русский, преимущественно северный, лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. Этот эпический пейзаж рассказывает нам о красоте и величии русского северного леса. Здесь художник мастерски, удивительно тонко заметил всю прелесть соснового бора. Он вплотную подходит к дремучему лесу, останавливаясь на полянке у лесного ручейка, как бы приглашал нас, зрителей, следовать за ним.

В. Г. Бенедиктов

В лесу

Тебя приветствую я снова
Маститый старец – темный лес.
Стоящий мрачно и сурово
Под синим куполом небес.
Твои стволы, как исполины,
Поправ пятой постелью мхов.
Стоят, послав свои вершины
На поиск бурных облаков.

Бор наполняется гомоном и шумом лесных голосов. На первом  плане искусно, живо передает журчанье ручья, прописывает камни, траву, корни, вымытые водой из земли, сучья деревьев, сломанных ветром. Высокие стройные сосны на голубом высоком небе подчеркивают могучую красоту леса. Могучим формам лесной части противопоставлены тонкие березки, которых так не хватает в темном бору. Вся картина залита ярким летним солнцем, теплом. Вглубь леса уносит свои воды лесной ручеек, как бы делит всю картину на 2 части. За ручьем на полянке мы видим фигуры медведей, которые спокойно разгуливают и греются на лесной полянке, а, может, пришли на водопой. Все средства живописи использованы для создания глубокого правдивого образа леса.

Ученик. Картина «Рожь». К мотиву хлебной нивы И.И. Шишкин обращался не раз. Это лучшее из полотен, изображавших равнинную природу. «Рожь» – это не просто пейзаж, а образ раздолья, простора, благодатной красоты России.
Жаркий летний день мы видим на картине. Парит. В солнечном воздухе чувствуется приближение грозы. Ласточки летают над самой дорогой так, что их белые груди обдает жаром нагретая за день земля. И до самого горизонта простирается под голубым небом море ржи. Перед нами обжитая человеком из поколения в поколение земля. Людей на картине нет. Только приглядевшись, мы можем заметить мелькнувший во ржи красный женский платок. Но везде ощущается присутствие человека. Это он истоптал лаптями и покрыл золотом хлеба землю. Это его повозки выбили по дороге колеи. Это он выбил красовавшийся когда-то на этой земле неприветливый сосновый бор. Да не поднялась рука до конца загубить могучую красоту – до самого горизонта возвышаются среди ржи вековые сосны, под ними весной отдыхает пахарь, а осенью жнут щедрую рожь жницы. Золотистая спеющая рожь клонит сои тяжелые, налитые колосья почти до самой земли, в хлебах синеют васильки. Для своей картины художник выбрал полотно довольно большого размера и горизонтального формата и построил композицию так, что дорога невольно ведет наш взор в бесконечную глубину бесконечного моря ржи. Картина эта прославляет богатства русской земли и труд человека.

Ученик. Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) родился в Литве, в семье бедного служащего на железной дороге. Много несправедливости и унижений пришлось на долю бедняков Левитанов. В надежде на лучшие заработки семья переехала в Москву. Вскоре умирают родители и 12-летний Исаак, его брат и 2 сестры остаются без куска и крова. Кто помогал им в то время, остается неизвестным. Известно, что 12-летний Исаак подал прошение в Московское училище живописи, вочения и зодчества и был принят в числе учеников. На редкость красивый, изящный мальчик, юный Левитан обращал на себя внимание и тем, что тогда уже он слыл в школе за талант. Учеба Левитану давалась легко, тем не менее, он работал упорно, с большой выдержкой. Исаак Левитан вошел в историю русской живописи, как один из самых проникновенных пейзажистов, лириком, умевший выразить в образах родной природы тончайшие оттенки настроений и переживаний, которые она вызывает в душе человека.
Осень на картинах Левитана разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Он оставил около 100 осенних картин. Левитан, так же как и Тютчев, Пушкин ждал осени, как самого доброго мимолетного времени года. Тема творчества Левитана была русская природа, природа чужих краев не увлекала Левитана, а он был в Финляндии, Италии, Германии, Франции, не увлекала его и природа Крыма.

Ученик. Юноша Левитан участвует на ученических выставках, где его пейзажи привлекали внимание. Написанная Левитаном в студенческие годы небольшая картина «Осенний дождь. Сокольники» заинтересовала Третьякова, и он приобрел ее в свою галерею.
В этой картине Левитан раскрыл осеннее состояние природы, ее настроение, осенний, ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотистом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. Осенняя тишина, грусть, сложное чувство возникает от контраста больших деревьев, поднявшихся вверх, рисующихся на облачном небе, и тем загадочным, что заключено и в дорожке, и в фигуре, и что соответствует маленьким планам Левитана: стремится передать влажность воздуха, ненастье осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу под большими деревьями, и в неярком очертании стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с темным небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов, их опавших листьев на дорожке. Левитан заменяет предметную выписность и детализацию пейзажей более широкой манерой письма и жидко разведенной краской. Эта манера письма была естественным стремлением пейзажа передать настроение, погоду, воздух и свет, объединив изображение, придает пейзажу целостность.

Ученик. Картина «Владимировка» – вот что предшествовало ее созданию.
«Однажды, – вспоминает художница Кувшинникова – мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была удивительной, тихая прелесть. Длинная полоса дороги белеющей полосой убегала среди перелеска в синюю даль. В дали над ней виднелись две фигуры богомолок, а старый покосившийся голубец со стертой дождями иконой говорил о давно забытой дождями иконной старине. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это дорога.
– Посмотрите! Да ведь это Владимировка, та самая Владимировка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда. Сразу вспомнилась песня «Колодники» А.К. Толстого:

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль.
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль
Идут они с бритыми лбами,
Шагая вперед тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.

И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть. Грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и неб. Присев у подножия Голубца, мы заговорили о том, какие тяжелые картины развертывались на этой дороге, как  много скорбного передумано было здесь. На другой же день Левитан с большим холстом был на этом месте и в несколько сеансов написал всю картину прямо с натуры».
Непрерывна линия горизонта, протянувшаяся на всю ширину картины. Бесконечно пространство, в котором теряется синяя даль. Нет края уходящей дороге и тропинкам, вьющимся по сторонам ее. Небо тяжелое, беспросветное, полное облаков, нависших над далью горизонта.
Зелень неяркая, поблекшая. Крестец и маленькая фигура женщины. Очень просто. Но сколько в этом пейзаже содержания, размышления о человеческой судьбе, о жизни. Сколько горя видела эта дорога, сколько заунывных протяжных песен слышала она, сколько людей похоронено по обочинам ее. Многострадальная, облитая слезами и кровью дорога.
«Владимировка» является русским историческим пейзажем.

Ученик. В развитии романтического восприятия природы Ф.А. Васильеву принадлежит выдающаяся роль. Против всего за 23 года Ф.А. Васильев смог написать столько великолепных шедевров, столько поэтических образов родной природы. Родился Васильев в семье бедного почтового чиновника. В детстве художник не получил никакого образования, в 12 лет стал зарабатывать свои первые крохи. Поступил на службу почтальоном. По вечерам после целого трудового дня Федор занимался любимым делом, стал посещать школу общества поощрения художеств в качестве подмастерья. Общение с художниками и знакомство с И.И. Шишкиным помогло Васильеву рано найти свое призвание – пейзаж. Дружб с Репиным, Саврасовым способствовали необычному взлету живописной поэзии Васильева.
В своих картинах Васильев предстает изумительным мастером колорита. Тонкие цветовые отношения, лишенные красочной нарядности создают единую цветотональную гармонию. В пейзажах Васильева всегда слышится мелодия русской песни, раздольной и грустной. Федор Васильев любил изображать родную природу и различные ее состояния: в солнечный знойный день, перед дождем и после дождя, перед бурей.

Ученик. В картине «Перед дождем» художник с присущей ему лиричностью и глубиной предает состояние природы перед вот-вот начинающимся дождем и грозой. О начинающейся грозе говорит все – и спешащие женщины на мосту, подгоняющие гусей, и темная грозовая туча, закрывшая все небо, и гнущиеся под сильным резким ветром деревья, встревоженные птицы, луч солнца, пробивший с трудом сквозь тучи и последним раз осветивший мостик берега реки, деревья.
В картине настроение предгрозовой поры выразительно передается четкостью композиционного строения, ясностью рисунка, сочетанием темно синих, фиолетово-коричневых красок с нежно-желтыми и светло-зелеными резкими тональными отношениями света и тени. Картина «Перед дождем» – цельный завершенный романтический пейзаж.

Ученик. В картине «Оттепель» изображена весна, вступающая в свои права. Здесь мы видим заснеженную сельскую дорогу, разбухшую от подтаявшего снега, по которой невозможно пройти человеку. Нередко такие оттепели на несколько дней, а от и недель «отрезали» от всего мира деревни. Сила весны как бы подчеркивается одинокими фигурами старика и девочки, идущими по дороге, и покосившимися избами вдалеке. Лучи солнца, пробивающиеся сквозь тучи, как бы говорят о том, что природа просыпается от долгого зимнего сна. Сочетание серых тонов картины усиливает впечатление грусти. Вытянутая по горизонтали композиция картины также способствует созданию впечатления бескрайности пейзажа. В этой картине поражают тихая красота колорита, тонкость взаимоотношений, планов, создающих русскую даль и ее беспредельность усиливает уходящая к темному горизонту талая дорога, по которой с трудом пробираются путники. Немного найдется во всей пейзажной живописи картин, в которых были бы сельские печали, столько сердечной боли о судьбе народной лирики русского пейзажа складывался под благотворным влиянием русской литературы того времени, поэтических образов родной земли в произведениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
Природа в пейзажах Васильева, Шишкина, Левитана как бы увидена глазами самого русского народа.

V. Подведение итогов

– С творчеством каких художников мы познакомились?
– Назвать картины Левитана, Шишкина, Васильева.
– Музыку каких композиторов слушали на этом уроке?
– Какие по своему содержанию бывают пейзажи?
– А какой пейзаж нарисовали вы ? (Устное словесное рисование).

Вывод: чтобы передать всю необычайную и чудесную красоту какого-либо пейзажа, кроме зрительных образов важны также музыкальные и словесные. Вот и образ природы мы с вами увидели, услышали с помощью красок, музыки и слов. И что бы перед нами не представало: музыкальное ли произведение в чистом виде, картина ли или стихотворение, эти три средства поэтизации, одухотворения неразлучны, дополняют друг друга: музыка, слова, краски. Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.

Литература:

1. Сто великих художников. Издательство «Вече», 2005 г.
2. Сто великих картин. Издательство «Вече», 2005 г.
3. Художественно-эстетическое образование в Белгородской области: состояние, проблемы, поиски. Выпуск 1/ под редакцией И.А. Ильяевой. – ИПЦ «Политера» 2003г.
4. Энциклопедия для детей Т.3. Искусство. Ч.3 «Музыка, театр, кино»/ под. Редакцией М. Аксёнова, В. Володина и др. – М.:Аванта +, 2006.– 624 с.:ил.
5. Энциклопедия для детей Т.9 Ч1.3 «Русская литература XX век»/ под. Редакцией М. Аксёнова. – М.: Аванта +, 1999. – 672 с.:ил.