Положение о Центре здоровьесбережения участников образовательного процесса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


1. Общие положения

1.1 Центр содействия здоровью участников образовательного процесса школы № 37 «Гармония» является координационным органом, обеспечивающим взаимосвязь всех участников образовательного процесса, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для сохранения и развития здоровья учащихся, сотрудников образовательного учреждения.

1.2 Функционирует для организации деятельности педагогических сотрудников школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, развитию культуры здорового образа жизни всех участников образовательного процесса, созданию оптимального материально-технического и научно-методического обеспечения и координации деятельности всех специалистов и служб школы.

1.3 Создан на базе МОУ- средней общеобразовательной школы № 37 им. дважды Героя Советского Союза маршала М.Е.Катукова г.Орла

1.4 В своей деятельности Центр руководствуется Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования РФ, Федеральными нормативными документами по здоровьесберегающим технологиям в образовании (см.Приложение1), нормативными документами управления общего и профессионального образования администрации Орловской области, управления образования администрации г.Орла.

1.5 Общее руководство деятельностью центра осуществляет руководитель, назначенный приказом директора ОУ

1.6 В своей деятельности Центр подотчетен Совету школы, педагогическому совету.

2. Структура Центра

Совет Центра : директор школы, руководитель Центра, руководители блоков

  • Блоки:
  • Здоровьесерегающая ифраструктура ОУ
  • Организационно-информационно-аналитический
  • Психолого-медико-логопедический
  • Педагогический
  • Физкультурно-оздоровительный
  • Родительский (работа с родителями)
  • Ученический (работа с обучающимися)

3. Цели и задачи

Цель Центра - обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

Задачи Центра:

  1. Разработка и проведение психолого-логопедо-медико-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников.
  2. Организация научно-методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п..
  3. Информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, воспитателей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
  4. Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей

4. Содержание и формы работы

Основные направления Центра представлены следующими блоками:

1. Информационно-организационно-аналитический блок

Блок включает координацию работы центра по вопросам охраны и укрепления здоровья детей , сотрудников школ, а также информационную работу, пропаганду и просвещение в области здорового образа жизни среди учителей, воспитателей, учащихся, их родителей;

2. Здоровьесерегающая инфраструктура ОУ

Блок включает состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с нормами СанПина, оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок, медицинского кабинета, школьной столовой, организацию качественного питания; необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися. Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию школы.

3. Психолого-медико-логопедический блок.

Блок включает проведение индивидуальных и коллективных мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей, сотрудников школы, обеспечивающий становление системы профилактики и коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса, использование рекомендательных методов профилактики заболеваний, регулярный анализ, обсуждение на педагогических советах данных о состоянии здоровья учащихся, доступность сведений для каждого педагога, привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей. Регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья, ихобсуждение с педагогами, родителями, ведение карты здоровья класса(школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.

4. Физкультурно-оздоровительный блок

Блок включает полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.), организацию занятий по ЛФК, организацию часа активных движений (динамической паузы), организацию динамических перемен, физкультурных пауз на уроках, создание условий и организацию работы спортивных секций, регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для всех участников образовательного процесса.

5. Педагогический блок

Блок включает соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки, использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся, индивидуализация обучения, работа по индивидуальным программам в старших классах, введение инноваций в учебный процесс под контролем специалистов, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания, строгое соблюдение требований к использованию технических средств обучения

6. Родительский блок.

Блок включает повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья, привлечение к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и др., проведение родительских встреч с участием специалистов ПЛМПС, индивидуальные и групповые методы работы с родителями учащихся, стимулирующих повышение внимания родителей школьников к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

7. Ученический блок.

Блок включает формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включение с систему работы ОУ образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ, лекции, беседы по проблемам сохранения здоровья, профилактике вредных привычек, проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т.п., привлечение школьного самоуправления к организации и проведению работы по здоровьесбережению, использование всех структур ОУ по формированию духовно-нравственного потенциала школьников.

ПРАВА СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА

  1. Сотрудники центра (далее именуемые как Центр) являются полноправными участниками коллегиального органа управления образовательным процессом в школе. Они имеют право разрабатывать и вносить предложения, готовить проекты решений, определяющих их направление работы, отражать работу Центра в годовом планировании.
  2. Центр имеет право анализировать и оценивать результаты здоровьесберегающей деятельности сотрудников, поощрять их за успешное решение задач укрепления и коррекции здоровья детей, создание благоприятных условий образовательной среды.
  3. Центр, опираясь на анализ результативности педагогического процесса, имеет право вносить коррективы, вырабатывать рекомендации по грамотной организации учебно-воспитательного процесса, по внедрению методик преподавания учебных дисциплин, которые должны строиться на здоровьесберегающих технологиях.

ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРА

  1. Добросовестно и своевременно выполнять свои функциональные обязанности.
  2. Вести в установленном порядке документацию и отчетность, знать нормативные документы.
  3. Принимать участие и активно работать на заседаниях педагогического и коллектива школ, проявлять инициативу и ответственность в решении педагогических и управленческих задач.
  4. Уделять внимание саморазвитию и повышению профессиональной компетентности, владеть основами самоанализа.
  5. Осуществлять практическую и творческую работу как в области экологии человека и здоровьесбережения, так и в других областях деятельности, основываясь на их оценке как факторов и условий здорового образа жизни.
  6. Вносить предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, доводить до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся.

Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основные организационно-методические подходы ее реализации

Здоровьесберегающая образовательная технология — функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности.

Полная реализация здоровьесберегающей технологии возможна в том случае, если она охватывает одновременно все составляющие образовательной системы(нормативно-правовое и материально-финансовое обеспечение, кадры – педагогические, психологические, медицинские, а также их компетентность, готовности и устремленность к реализации здоровьесберегающих технологий в образовании)

Целью здоровьесберегающей образовательной технологии должно выступать обеспечение условий физического, психического, социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности а также возможность диагностировать и проверять уровень здоровья учащихся и изменение его качественных признаков.

Качественными диагностируемыми и проверяемыми характеристиками здоровья учащихся являются следующие показатели: интеллектуальная и физическая работоспособность; физическое развитие и общая физическая подготовленность; психологическая адекватность и уравновешенность; совокупность социально-духовных ценностей личности, обеспечивающих культуру поведения, а учителя (преподавателя) – психофизическая готовность к профессиональной деятельности и высокая степень ее активности, продуктивность, которые исследуются такими методами, как тесты, педагогические наблюдения, опросы, самооценка и др. Приложение 2 ( прогнозируемая модель личности ученика и конечные результаты программы)

Основными задачами концепции являются:

  1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях рассредоточенного (комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.
  2. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, обеспечивающих:
    - психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса на основе физкультурно-спортивной активности;
    - обоснованное соответствие учебной нагрузки, объема передаваемой информации с психофизическими возможностями ее усвоения;
    - переведение традиционной, в основном информативно-объемной системы образования, в технологию обучающей, интеллектуально-преобразующей, духовной, конструктивной, творческой деятельности, основанной на постепенном повышении степени научной абстракции знаний (от феноменологической ступени к аналитико-синтетической, прогностической до аксиологической), что позволит учащимся интеллектуально свободно мыслить и рассуждать, переходя от изложения фактов, их каталогизации, использования бытового языка, к обоснованию закономерностей явлений природы и общества, принципов и причинно-следственных связей, обусловливающих их, анализу и синтезу информации, прогнозу событий на основе широкого использования междисциплинарных знаний и научного языка;
    - создание интегративных дисциплин и учебно-методического их обеспечения.
  3. Реализация научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.
  4. Создание максимально возможных санитарно- гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
  5. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
  6. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологии в образовании.
  7. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся, как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.
  8. Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; ее агитации и пропаганды; объединение усилий всех систем и подразделений учебных заведений, учреждений медицины и физической культуры.
  9. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни учащихся.
  10. Развертывание опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий.
  11. Осуществление психологического и медицинского сопровождения образования.
  12. Создание совершенной системы оздоровления учащихся в условиях летних лагерей.
  13. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительных систем.
  14. Создание оптимальных условий для функционирования физической культуры, обеспечивающей современные инновационные формы формирования физической культуры личности школьника.
  15. Открытие в общеобразовательных учебных заведениях кафедр физической культуры и консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей.
  16. Введение в учебный процесс обязательного гуманитарного курса «Основы здорового образа жизни».

Исходя из слагаемых здоровьесберегающей технологии и их характеристик, можно сказать, что данная система представляет собой совокупность организационно-функциональных и психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур, образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это система организованных форм и технологических единиц, сорентированных на конкретный педагогический результат (уровень здоровья и творческое использование ценностей культуры здорового образа жизни).

Приложение1
Приложение2
Приложение3
Приложение4