Я и мои родители

Разделы: Классное руководство


Эпиграф

“К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои дети относились к тебе”

Исократ

“Любовь и уважение к родителям есть без всякого сомнения чувства святые”

В.Г.Белинский

Цели урока: формирование жизненно – ценностных ориентиров, основ нравственной культуры.

Задачи урока:

  1. Воспитание уважительного и ответственного отношения к своим родителям.
  2. Определение роли матери и отца в воспитании детей.
  3. Анализ взаимоотношений между родителями и детьми (по результатам анкетирования).

Оснащение: на столах у учащихся находятся:

  • тексты с тестом “Наедине с самим собой”;
  • карточки с вопросами для обсуждения.
  • на доске записаны тема классного часа и приведенные эпиграфы.

Орг. момент: класс разбивается на группы, для обсуждения предложенных вопросов (3 группы).

Вступительное слово учителя:

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что – ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

В.Берестов

Сегодня мы поговорим о роли родителей в вашей жизни и о взаимоотношениях родителей и детей.

Учитель: “Подумайте и ответьте на вопросы”:

  1. Что для тебя лично значит – “мама”? Чему в жизни ты обязан ей?
  2. Что ты в своем возрасте можешь дать своей маме? И что можешь отнять у нее?
  3. Попробуй назвать качества, присущие твоей маме.

Учащиеся: Каждая группа рассуждая, пытаются дать ответ на один из поставленных вопросов.

I ученик читает: “Притча о матери”.

Когда-то в давние времена на прекрасной плодородной земле жил красивый народ. Мужчины охотились, выращивали хлеб, пасли скот. Женщины вели хозяйство и растили детей.

Но вот однажды наступили тяжелые времена для этого народа. Пошло на них войной чужеземное племя. Собралось тогда все мужское население да отправилось воевать. Долго, долго сражались доблестные воины, защищая свою родину. Но слишком неравные оказались силы. И разбили враги войско славное, а красных девиц да добрых молодцев забрали в плен. Спустилось тогда на ту землю горе черное. Плакали матери и убивались по сыновьям и дочерям своим. Но вдруг разверзлись небеса и раздался голос: “Если хотите вы вернуть детей своих, отдайте им свою красоту”. И безропотно женщины отдали свою красоту. Видели ли вы когда-нибудь некрасивых женщин? Не смейтесь: они отдали красоту свою детям своим. И опять разверзлись небеса и раздался голос: “Если хотите вы вернуть детей своих, отдайте им свои силы”. Послушались женщины и отдали свои силы. Видели ли вы когда-нибудь уставших женщин? Знайте: они отдали свои силы детям своим. И в третий раз разверзлись небеса, и вновь раздался голос: “Если хотите вы вернуть своих детей, отдайте им свое здоровье”. И выполнили женщины веление голоса. Видели ли вы когда-нибудь изможденных болезнями женщин? Помните: они отдали свое здоровье детям своим.

И получили пленные молодцы силу огромную. Освободились они от гнета, освободили красных девиц, да побили все вражье племя. Вернулись они на родину и увидели каких-то старых и уродливых женщин. И не узнали в них своих матерей: “Нет, – молвили они, – это не наши матери. Наши матери красивы, сильны и здоровы”.

Если когда-нибудь вы случайно встретите некрасивую, уставшую, изможденную женщину, не смейте смеяться. Она все отдала детям своим.

Учитель: О каких качествах матерей рассказывает эта притча?

Учащиеся: Делают вывод о том, что это: любовь к своим детям, способность к самопожертвованию.

Учитель: “Подумайте и ответьте на вопросы”:

  1. Чему научил тебя твой отец?
  2. Каково назначение и роль отца в воспитании и судьбе человека?
  3. Попробуй назвать качества, присущие твоему папе.

Учащиеся: После обсуждения в группах, отвечают на вопросы.

II ученик читает: “Притча об отце и сыне”.

У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец, у подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на доске не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”. На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее – она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.

Учитель: О чем говорится в этой притче?

Учащиеся: Рассуждают о великодушии, самоотверженности и ответственности отца, который не позволяет своему ребенку идти в жизни ложным путем.

Учитель: Не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей. Например:

  1. Подросток много и вдумчиво читающий. Воспитывает у родителей уважение к книге.
  2. Подросток, суетливо меняющий и требующий новые наряды. Воспитывает у родителей преклонение перед – “тряпками”.
  3. Подросток умный, жадный к науке. Растит родителей оптимистами, людьми жизнерадостными, уверенными в завтрашнем дне.
  4. Сын – бездельник. Развивает в родителях осторожность и страх, вынуждает копить на черный день – ибо с ним черных дней впереди предвидится много.
  5. Веселый ребенок. Активно поощряет в старших чувство юмора.
  6. Упрямый и вредный подросток. Вызывает у родителей озлобленность и занудную страсть к нотациям.

Больше всего воспитывают друг друга близкие люди – как и вообще люди – личным примером. Рядом-с честным человеком начинаем ценить честность, рядом с хитрым приучаемся хитрить.

Учитель: Приведите примеры из своей жизни, когда вам удалось оказать влияние на своих родителей или других членов семьи.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам ответить на тест “Наедине с самим собой” (об отношениях с родителями). На вопросы отвечаете: “да”, “иногда”, “отчасти”. Анализ своих ответов найдете на обратной стороне листа.

1) Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
2) Говоришь ли ты со старшими “по душам”, советуешься ли ты по “личным делам”?
3) Интересуешься ли ты работой своих родителей?
4) Знают ли родители твоих друзей?
5) Бывают ли они у вас дома?
6) Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
7) Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свое свободное время вне дома?
8) Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?
9) Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?
10) А “детские праздники” – предпочитаешь ли ты, чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?
11) Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
12) А телевизионные передачи и фильмы?
13) Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14) Участвуете ли вместе в прогулках, туристских походах?
15) Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?

Утвердительный ответ оцени двумя баллами. Если ответ выражается словом “отчасти”, “иногда”, – одним баллом. Если он отрицателен – ноль. Подсчитай, сколько баллов ты набрал. Если более 20 баллов – твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными. Если от 10 до 20 – отношения можно оценивать как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние; подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены. Если менее 10 – твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

Учитель: Какие результаты самоанализа ты бы не получил, помни они не для приклеивания к тебе ярлыков (“я такой”, “такова жизнь” и т.д.). Они для того, чтобы принять себя таким, какой ты есть. Важно осознать свои отрицательные и положительные проявления, чтобы внутри зародилась проблема и началась непрерывная внутренняя работа. И, наконец, родилось понимание.

А наш классный час я хочу закончить словами:

Пока ты молод, чти того, кто немощен и сед,
Чтобы уважали самого тебя на склоне лет.

Аттар

Литература:

  1. Верб Л.Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога.– СПб.: Питер, 2003 г.
  2. Жуховицкий Л.Н. Счастливыми не рождаются, М., 1983 г.
  3. Маленкова Л.И. Я – Человек., ТОО “Интел Тех”, М., 1996 г.
  4. Максимцева Т.А. Воспитываем гражданина (система гражданского образования в школе). – Волгоград: Изд. “Панорама”, 2006 г.