Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении темы "Векторы"

Разделы: Математика


В современных условиях развития образовательной системы, стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Если учитель хочет успешно решать эти задачи, он должен изменить стиль преподавания, относиться к ученику не как к объекту, а как к субъекту обучения и воспитания, учитель должен научить ученика самостоятельно добывать знания. Не секрет, что компьютер сейчас стал доступен многим. Во многих семьях он неотъемлемая часть быта, как телевизор, магнитофон. При хорошем программном обеспечении, компьютер может стать помощником учителя, взять на себя некоторые его функции. Работая на компьютере с обучающей программой, ученик может выбрать оптимальный для себя темп работы, он не боится делать ошибки, так как имеет возможность их исправить и неоднократно вернуться к трудным для него разделам программы. Обучающая программа абсолютно объективна в оценках, при работе с ней снимаются многие психологические трудности. Если умело организовать работу учеников с компьютерной обучающей программой (а это можно сделать и дома, и в школе), можно решить многие дидактические и методические задачи, задачу личностно-ориентированного обучения.

Сегодня в школу приходит компьютерная техника. Поставлена задача использования компьютерных технологий на уроках, начиная с начальной школы. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Компьютер в школьном математическом обра­зовании не только справочник, в котором можно найти формулу, график, рисунок или ответ к за­даче. Он может восприниматься так же, как вос­принимается прибор в физике.

§1. Применение презентации на уроке

Основное преимущество презентаций – наглядность, компактность и интерактивность преподнесения материала. Рассмотрим это применительно к геометрии:

На мониторе легко воспроизводится не только статическая картина, но и динамическая; не только результат, полученный определен­ным построением, но и сам процесс построения.

Это имеет огромное значение для восприятия и понимания ситуации в целом.

Мы можем видеть процесс, а не только его итог. В решении задачи появляется такой фактор, как время, в течение которого этот процесс происходит. 

Однако, необходимое программное обеспечение часто либо отсутствует, либо по тем или другим причинам не удовлетворяет учителя.

В этих случаях незаменимым помощником учителя может оказаться Power Point. Это приложение позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийное пособие к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом, от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки, т. к. основные возможности приложения легко освоить всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.

Выделим некоторые методические приемы применения таких пособий на уроке математики.

Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса. (Построения чертежа, графика)

При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения. (Тесты, кроссворды).

При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным контролем результатов визуальный.

При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ. Легко проверить индивидуальные домашние работы.

При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Таким образом, даже при отсутствии специальных учебных программных средств, учитель получает возможность оснастить свой урок в компьютерном классе самостоятельно подготовленными мультимедийными пособиями.

Есть много интересных предложений по использованию компьютера в учебном процессе, позволяющих повысить эффективность и качество урока и внеурочных занятий. Безусловно, ищущие и талантливые учителя-практики предложат много интересных разработок.

§2. План-конспект занятия

План-конспект занятия с применением мультимедийной презентации по теме: «Векторы».(Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразовательных учреждений/Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение)

Данное занятие разработано с учетом того, что ученик (или группа учеников) может самостоятельно, с использованием средств ПК, разобраться с новым материалом, работая по индивидуальной образовательной программе.

В начале занятия учащимся, дается инструкция по работе с компьютером. Выполняя требования компьютера,  ученик не только самостоятельно изучает тему, но и одновременно закрепляет ее.

Работа продолжается до тех пор, пока ученик не усвоит данную тему, в зависимости от него ИОП (индивидуальная образовательная программа).

Изучение векторов в курсе геомет­рии преследует две цели: подготовить учащихся к восприятию действий над векторными величинами в физике и показать, как можно использовать векторы при решении геометрических за­дач. Поэтому основное внимание следует уделить не обосновани­ям формул и теорем векторной алгебры, а умению выполнять действия над векторами и демонстрации возможностей векторно­го метода в геометрии.

Цели:

  • ввести понятия вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов;
  • ввести понятия суммы двух векторов, трех и более векторов;
  • ввести понятия разности двух векторов;
  • ввести понятие умножения вектора на число.
  • научить изображать и обозначать векторы, откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному;
  • научить строить сумму двух данных векторов, используя правила треугольника и параллелограмма, сумму нескольких векторов, ис­пользуя правило многоугольника, строить разность двух данных векторов, строить вектор, умноженный на некоторое число.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Постановка цели занятия, включение учащегося или группы учащихся в работу, знакомство с планом прохождения данной темы.

2. Изучение нового материала (Приложение 1. Слайды 1-11)

3. Закрепление нового материала (Приложение 1. Слайды 12-13)

4. Подведение итогов занятия

Учащиеся и учитель  рефлектируют по поводу:

– Что понравилось и почему (в плане обучения и организации занятия)
– Как в будущем это использовать
– Что не удалось и почему
– Как исправить недостатки (предложения как сделать лучше)

Пожелания учащихся

5. Домашнее задание: вопросы 1-13 стр.204 учебника.

§3. Тест «Векторы»

Тест применяется для закрепления основных понятий  связанных с векторами. Данный тест выполнен в офисной программе Microsoft Excel. (Приложение 2)
Данное задание ученик выполняет самостоятельно на компьютере.

Выполните задание: (задание выполняется в ходе просмотра презентации)

ABCD – прямоугольник, точка О – точка пересечения диагоналей. Найдите по данному рисунку:

  • пары коллинеарных векторов;
  • пары сонаправленных векторов;
  • пары противоположно направленных векторов;
  • пары равных векторов.

§4. Презентация «Векторы»

На данном занятии используются слайды презентации «Векторы». Презентация выполнена в офисной программе PowerPoint, она  содержит основной материал по данной теме и может использоваться учащимися для самостоятельной работы  на занятии, а также при работе дома. Большое количество цветных иллюстраций способствует зрительному восприятию изложенной информации. Для оптимизации иллюстраций использованных в презентации проводилась в программе Adobe Photoshop CS. Данную разработку можно использовать как в виде отдельных элементов урока, а так же в виде изучения и обобщения всей темы.

Заключение

  1. Информационно-коммуникационные технологии, возможно, использовать при любой форме обучения в школе.
  2. ИКТ можно успешно использовать для организации учебного процесса на любом этапе обучения.
  3. Применение компьютера и ИКТ на уроке повышает интерес учащихся к изучению предмета.
  4. Использование ИКТ позволяет применять новые более эффективные формы обучения, в том числе способствует переходу от классно-урочной системы к индивидуально-дифференцированной.