"Перед вами две дороги. Выбирайте…" 8-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 8


Цель :

  1. Формировать толерантное отношения одноклассников между собой и с окружающими.

Задачи:

  • создать условия для осознания важности воспитания толерантности;
  • привлекать детей к участию в решении проблем и в определении способов их решений по мере того, как у них возникает чувство ответственности за свои действия и за происходящее внутри их коллектива;
  • дать возможность воспитанникам оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;
  • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу;
  • воспитывать коммуникативную культуру общения и взаимопонимания;
  • показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Оборудование и материалы:

  1. Оформление кабинета: макет дерева толерантности, плакат солнца “Толерантности”, плакаты с высказываниями великих
  2. Распечатки на каждую парту:
  3. Распечатка правил толерантного поведения.
  4. Презентация и мультимедийный проектор.

Цитаты (оформление доски)

  • “Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание”. (Л.Н. Толстой)
  • “… Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует”. (Ф. Бэкон)
  • “Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием”. (Конфуций)
  • Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма...

Наш первый порыв и даже последующий – это ненависть ко всякому,  кто не так думает, как мы. Ж. Леметр.

  • “Чтобы поверить в добро, надо его делать”. (Л. Толстой)
  • “Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства”. (Л. Толстой)
  • Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
    Плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:
    Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу

Заходя в класс, ученики берут листочки разного цвета, затем по цветовой гамме рассаживаются за столы.

Сегодня на классном часе мы работаем с вами в группах, давайте вспомним правила работы в группах. (Они написаны большими буквами на листах каждой группы.)

Правила работы в группах:

  1. Искренность в общении – открытое выражение чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе, никто не обижается на высказывания других членов группы.
  2. Определение сильных сторон личности – во время занятий каждый участник тренинга стремится подчеркнуть положительные качества другого участника, с которым вместе работает.
  3. Активное участие в работе группы – стремление общаться со всеми членами группы, независимо от симпатий, не замыкаться в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное.
  4. Уважение к говорящему когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем до тех пор, пока он не закончит говорить, и лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Принимаем данные правила на сегодняшнем классном часе? Да, тогда начинаем.

2. Смысловая поддержка. Работа с афоризмами.

– Сейчас мы поработаем в группах. У каждой группы на столе лежат положения, взятые из мировых религий и высказывания великих людей.

Подумайте, о чем говорит каждая из них.

Передайте эти мысли своими словами.

(Детям розданы карточки, на которых записаны афоризмы. Каждый ребенок читает свой афоризм и пытается его объяснить. Учитель помогает ему в случае необходимости.)

  • “Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание”. (Л.Н. Толстой)
  • “… Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует”. (Ф. Бэкон)
  • “Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием”. (Конфуций)
  • Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма...

Наш первый порыв и даже последующий – это ненависть ко всякому,  кто не так думает, как мы. Ж. Леметр.

  • “Чтобы поверить в добро, надо его делать”. (Л. Толстой)
  • “Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства”. (Л. Толстой)
  • Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
    Плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного:
    Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу

Учитель: Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга, доверять друг другу, уважать друг друга, не бояться и дружить. Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

3. Сегодня вы должны будете выбрать для себя одну из двух дорог. Для этого послушайте историю:

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.

– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.

– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.

– А нам-то что? Он сам виноват.

– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

– Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.

– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда, – он попытался увести её.

– Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой.

– Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

– Спасибо, леди, спасибо...

– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

– У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро пошла к телефонному автомату.

– Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте себе счастье.

Какие же две дороги вы смогли увидеть в этом рассказе? (Помочь и отвернуться)

Как вы думаете, путь по какой дороге будет простым? (отвернулся, меня не касается)

Какой путь выбрал для себя молодой человек? (отказа)

Почему молодой человек отказался помочь?(Он был брезгливый и считал, что его это не касается, он бессердечный.)

Как вы думаете, пожилой мужчина был доволен тем состоянием, в каком оказался? (Нет).

Скажите, а люди все застрахованы от такого положения? (Нет, каждый может оказаться в таком положении.)

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Как вы думаете, почему им приходится заниматься таким делом? Нравится ли оно им?

Учитель: В наши дни ситуация в мире очень не спокойная: война в Ираке, Израиле, конфликты в Грузии…. Поэтому очень много людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну, таким людям нужна помощь.

Вы знаете, что причинами войн являются нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, а также деньги – желание обогащаться. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей (беженцы из стран, где идут войны). Завтра беда может коснуться и нас. Поэтому мы, если мы еще остаемся людьми, должны проявлять милосердие.

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты, терпимости и толерантности. Ведь толерантность – это путь к успеху.

– Как вы думаете, легко ли быть толерантным человеком? (Быть толерантным – это очень тяжелая работа над самим собой).

4. Попробуем определить качества толерантности.

– Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантными качествами.

Вариант 1. Высказывания детей и запись на доске маркером.

Ответы:

Снисходительность
Понимание
Миролюбие
Взаимопонимание
Сдержанность
Поддержка
Милосердие
Доброжелательность
Сотрудничество
Доброта
Сострадание
Уважение
Взаимоуважение
Уступчивость
Терпимость
Великодушие
Диалог
Сердечность
Ответственность
Прощение

Вариант 2. У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, понимание, миролюбие, бестактность, взаимопонимание, поддержка, равенство, ложь, доброжелательность.

Конверт 2: хвастовство, грубость, милосердие, зазнайство, взаимоуважение, уступчивость, сострадание, великодушие, терпимость

Конверт 3: бессердечность, прощение, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, ответственность, сотрудничество, скупость, зависть, доброта.

– Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?

Проявлялись ли у нас в классе симптомы нетерпимости? Какие?

  • Обзывают друг друга
  • Обращаются не по именам, а по кличкам
  • Пытаются поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к ошибкам, особенностям жизни семей, друзей.
  • Считают, что некоторые из них могут быть хуже или глупее остальных
  • Могут обвинять в неприятностях , в плохом поведении, в проигрышах одного или нескольких одноклассников.
  • Есть в классе дети, которых другие избегают.
  • Прибегают к оскорблениям.
  • Высмеивают одежду и личные качества
  • Случаются драки

Да, ни у кого нет иммунитета против нетерпимости, ведь все мы люди. Но мы должны научиться сдерживать себя, проявлять чувство толерантности.

Я предлагаю вам ситуации, которые возникали или могут возникнуть в классе. Ваша задача справиться с этой ситуацией с позиции толерантного человека, ответив на вопросы:

  • Определить настоящие и возможные последствия происходящего и определить, какие последствия могут иметь для всего класса?
  • Что должны сделать одноклассники, явившиеся свидетелями такого поведения?
  • Какие действия могут помочь изменить ситуацию, подсказать правильное решение, способствовать установлению в классе более терпимого климата?

1 группа: 1. Вы стали свидетелем, когда один ученик вашего класса оскорбляет, обзывает другого ученика менее слабого, не способного ему ответить. Какие будут ваши действия.

2. Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял

2 группа: 1. В вашем классе есть ученик, которого избегают все другие ученики класса (не хотят с ним сидеть за одной партой, не зовут в команду). Ваши действия.

2. Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.

3 группа: 1. В классе есть ребята, которые постоянно ищут “козла отпущения”, обвиняют других в происходящих с ними неприятностях. Ваши действия.

2. Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

Шаги для разрешения конфликта.

Выяснить причины такого поведения (стремление доминировать,

Быть главным, кому подчиняются,
Привлечь внимание,
Не могут себя защитить,
Недостаток любви дома)
Выяснить, из-за чего возник конфликт;
Попытаться придумать решение конфликта;

Других не зли и сам  не злись
Мы гости в этом бренном мире
И если что не так смирись,
Умнее будь и улыбнись.
Холодной думай головой
Ведь в мире все закономерно
Зло, излученное тобой
К тебе вернется непременно.

Омар Хайям

 Как вы понимаете слова Омар Хайяма?

Учитель: сложно ли было вам справиться с ситуацией?

А не лучше бы было пойти по-другому пути и просто не обратить внимание на эту ситуацию.

К чему бы это привело?

А давайте представим себе, что все люди вдруг стали черствыми, не видящими чужих бед, не желающими прийти им на помощь? Изменится что-нибудь в мире? Что?

Учитель: Да, самое простое – не обращать внимание на других, но может случиться и с вами однажды беда или проблема, и если вы не пришли на помощь, то и к вам также не придут, от вас отвернуться все. Сможете ли вы жить в таком мире?

А можете ли вы назвать человека, который никогда вас не придаст, даже не смотря на то, что вы его обижали, предавали? (Мама).

А теперь, положа руку на сердце, скажите, бывали у вас конфликты с мамой? (Конечно, да.)

А можете назвать причины таких конфликтов?

Приведите примеры, как вы разрешали эти конфликты, какой дорогой вы шли? (вы замыкались в себе, вы не разговаривали с мамой какое-то время,… – это был путь интолерантный)

А если бы вы шли по пути толерантному, то вы для начала поставили бы себя на место мамы, и попытались бы понять, почему она так поступает. Но это более сложно, проще огрызнуться, но этим вы ничего не добились.

Мне, как классной маме и вообще, как маме, хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Послушайте интересную притчу.

Китайская притча “Ладная семья”

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: – И все? – Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: – И мира тоже.

Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?

Объясните, как связаны эти три слова между собой?

Вы хотели бы жить в такой семье?

А как вы думаете, сложно ли создать такую семью?

Как вы думаете, какой урок мы сегодня должны отсюда вынести?

Учитель: Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, т.е. быть толерантными. Дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива.

Скажите, возможно ли нравиться всем?

А, возможно, чтобы все учащиеся в классе были преданными друзьями? Почему? (разные: воспитание, характер, возраст)
Чем отличаются друг от друга ваши товарищи?
А что у нас в классе общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)!
А чтобы добиться этой цели, что нам нужно? (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)
А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу со вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Давайте умножим достоинства и вычтем недостатки. И получим формулу дружбы:

 

– Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.

Давайте снова поработаем в группах и выработаем нормы толерантного поведения в классе.

· Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
· Не делай другому того, от чего больно тебе.
· В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
· Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
· Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
· Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
· Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.

Правила толерантного общения:

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Мне, как классному руководителю, хотелось бы знать, каким вы видите толерантного классного руководителя:

  • спокойным и уравновешенным,
  • не скованным,
  • эмоциональным,
  • жизнерадостным и приветливым
  • иметь свой индивидуальный стиль
  • своевременно проявлять чувство юмора
  • держать дисциплину
  • справляться с трудными ситуациями легко и непринужденно
  • вселять в учеников оптимизм
  • не звонить родителям “по глупостям”;
  • улыбаться, шутить, радоваться, передавать ученикам положительные эмоции.

Спасибо, вы мне подсказали, как себя вести, я постараюсь быть более толерантной, но и вас хочу видеть тоже толерантными, выбирающими более сложный путь, путь толерантности.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы наш класс  стал  “Пространством толерантности”

– Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

Каждый человек – уникальная личность. В чем-то он совершенно не подражаем и вне всякой конкуренции. И верить в свою исключительность необходимо каждому. Наш класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками. И может быть, и наша жизнь скоро станет полной взаимопонимания, любви и доброты.

Завершается классный час песней

“Дорогою добра”

1 куплет.

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,   2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра

2 куплет.

Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба тебя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,    2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему всегда,
Иди дорогою добра

3 куплет.

Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,    2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.

Во время песни или после нее учитель раздает Правила для тех, кто хочет стать толерантным.

Эти правила помогут избавиться вам от злобы, эгоизма и нетерпимости.

Понедельник

Беседуя с людьми, посмотри им в глаза. Поздоровайся со всеми.

Вторник

Постарайся не навязывать другим собственную волю. Выслушай их мнение.

Среда

Сделай для кого-нибудь доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идет от тебя.

Четверг

Не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.

Пятница

Постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.

Суббота

Запиши 5 положительных качеств, характеризующих тебя и твоего друга.

Воскресенье

Найди 3 повода, чтобы сказать “спасибо” твоим домашним.

Проживите хотя бы одну неделю по этим правилам. Расскажите своим близким и друзьям о том, как изменилось ваше отношение к людям.

Презентация