Урок-путешествие "Фонетика – это интересно". 5-й класс

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа

Класс: 5


Цель урока: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.

Задачи:

  • образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Фонетика, графика, орфоэпия”; формировать умения применять полученные знания на практике;
  • развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развитие устной речи и зрительной памяти учащихся;
  • воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; прививать аккуратность на письме; создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, интереса к урокам русского языка.

Оборудование:

  • доска;
  • проектор;
  • презентация;
  • карточки;
  • кроссворд;
  • раздаточный материал.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме “Фонетика. Орфоэпия. Орфография”.

Форма урока: урок-путешествие, урок-соревнование.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране Фонетика, во время которого мы обобщим все, что знаем о ней. Я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.

На время путешествия вы должны разделиться на четыре команды, выбрать капитанов команд. Во время путешествия вы будете получать очки за правильные ответы, которые в конце урока можно будет обменять на оценки.

III. Путешествие начинается. Выполнение заданий.

Девиз.

– Перед тем как отправиться в путешествие, каждая команда должна выбрать девиз, под которым будет работать. Но для этого нужно выполнить задание: соберите карточки так, чтобы получились пословицы.

  1. Ученье – свет.
  2. То и пожнешь.
  3. Скучен день до вечера.
  4. Один раз отрежь.
  5. Неученье – тьма.
  6. Любишь кататься.
  7. Коли делать нечего.
  8. Семь раз отмерь.
  9. Что посеешь.
  10. Люби и саночки возить

– А теперь выберите девиз для вашей команды на время нашего путешествия.

– Сейчас берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, классная работа и свой девиз.

Начало пути.

– Итак, мы с вами в стране, в которой живут наши любимые звуки. Жители страны приготовили для вас интересные задания, но перед тем как приступить к выполнению заданий, мы повторим все, что знаем о звуках. За правильный ответ команда получает от 1 до 3 очков в зависимости от полноты и правильности ответа.

  • На какие две группы делятся звуки речи?
  • Сколько гласных звуков в русском языке?
  • Назовите всегда твердые согласные.
  • Назовите всегда мягкие согласные.
  • В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я?
  • Что такое орфоэпия?

В городе Ударение.

– Итак, первое препятствие нас ждет в городе Ударение. Жители ударенчане приготовили задание командам: кто быстрее правильно расставит ударение в словах (карточки):

Музей, столяр, свекла, алфавит, магазин, жалюзи, километр, досуг, предмет, каталог, красивее, сливовый, сантиметр.

– Дополнительное задание: сколько слов здесь записано: АТЛАС, ОРГАН, ЖАРКОЕ, ПАРИТЬ, ХЛОПОК? (10 слов)

В городе Транскрипция.

– Теперь мы оказались в городе Транскрипция. Мэр города попросил капитанов команд помочь выполнить фонетический разбор слов: ёлочный, радостный, бьется, нянчить.

Капитаны команд выходят к доске и выполняют разборы.

– Пока капитаны помогают мэру города, мы с остальными членами команд отправляемся в село Метаграмма, где для вас также припасено задание. В метаграмме нужно, начиная со слова РОТ, вернуться к нему же, изменяя только по одной букве. Направление в любую сторону. Чья команда справится быстрее, получает 4 очка, 2-я – 3 очка, 3-я – 2 очка, 4-я – 1 очко.

(рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом – дог – рог – РОТ)

Проверка выполненных заданий капитанов и команд. Выставление очков.

– У вас есть возможность заработать дополнительные очки. Задание такое: запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: МУЖ, ТОРГ, НОЛЬ, СУД, ЕЛЬ. За каждое слово по 1 баллу.

(шум, крот, лен, туз, лей)

Река Орфография.

– Молодцы, вы хорошо справились с заданиями. Отправляемся дальше. Перед нами неожиданное препятствие – река Орфография. Чтобы нам перебраться на другой берег, понадобятся ваши знания и умения. Каждая из команд получает карточки с заданиями. Нужно не только правильно вставить пропущенные буквы, но и отгадать загадки. Кто быстрее справится, получает 2 балла. Начинаем!

Карточка:

  1. Красненьки сапо_ки в земельке лежат.
  2. Под ду_ком св_лась клу_ком, да и с хвос_тиком.
  3. Шел долговя_, в сыру землю увя_.
  4. Под ле_ком, ле_ком стоит чашеч_ка с ме_ком.
    1. Красненьки сапожки в земельке лежат. (свекла)

    2. Под дубком свилась клубком, да и с хвостиком.(репа)

    3. Шел долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)

    4. Под ледком, ледком стоит чашечка с медком. (яйцо)

В городе Забавных звуков.

– Мы удачно перебрались на другой берег и оказались в городе Забавных звуков. Достопримечательностями данного города являются интересные задания, за правильный ответ на которые команда получает по 1 очку. Итак, начинаем.

  1. В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? (осел – орел)
  2. Какие слова состоят из ста согласных? (сто-л, сто-п, сто-н, сто-к, сто-г и т.п.)
  3. Сколько раз встречается звук [ш]?
    Скажи потише: “Шесть мышат”. –
    И сразу мыши зашуршат. (А.Барто)
  4. Сколько раз встречается звук [с]?
    В саду рос куст роз.
  5. Мама, папа или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и упал на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки?
  6. Отгадайте кроссворд.

1) Снежная буря. (вьюга)
2) Домики для пчел. (ульи)
3) Мама, папа, дети. (семья)
4) Веселое животное. (обезьяна)
5) Ягоды, сваренные в сахаре. (варенье)

7. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

Дают, семь, бьют, чует, местный, боль, яма, грустный, стая, яма, чьё, килька.

8. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков (из этого же ряда слов).

В городке Слоговицы.

– Молодцы, вы прошли испытания в городе Забавных звуков. Конечная остановка в нашем путешествии – это городок Слоговицы. Готовы преодолеть последние препятствия? Молодцы! Итак, задания…

  1. Соберите все слоги, и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения. Кто быстрее?
  2. Это было в воскресенье
    У слона на дне рожденья.
    Гости пели, веселились,
    В хороводе так кружились,
    Так кружились, так вертелись,
    Что на части разлетелись.
    Один, два, три, четыре, пять,
    Помоги гостей собрать:
    АН – ЛО – ТИ – ДИ – КО – ПА – ДИЛ – КО –
    КРО – ШИМ – КО – ЗЕ – ПАН – РИЛ – НА –
    МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е – ГИ – МУР – ГО –
    ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ – ЖИ

    (Антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе,   дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена)

  3. Каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов состоят слова в загадках.

1 – 2 – 3 – стоит с едой для поросят,
4 – 5 – 6 – чем больше бьют, тем больше рад,
1 – 7 – 5 – чехол, где спрятан пистолет,
2 – 4 – на хлеб клюет, на сахар нет.

(ко-ры-то, ба-ра-бан, ко-бу-ра, ры-ба)

IV. Итог урока.

– Ну вот, ребята, и подошло наше путешествие к концу. Вы достойно прошли все испытания, нашли правильные ответы на все задания. И нам осталось только подвести итоги, подсчитать очки. А пока поделитесь своими впечатлениями от путешествия.

Выставление оценок.

V. Домашнее задание: подготовить связный рассказ на грамматическую тему “Что я знаю о фонетике”.