Авторская программа по ремеслам Алтая

Разделы: Общепедагогические технологии


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Общая характеристика предмета

Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаясь искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Ремёсла Алтая – это предмет, в котором прослеживается связь обучения и воспитания с жизнью, он содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их творческих способностей.

Данный предмет расширит кругозор, познакомит учащихся с хозяйственной жизнью Алтайского края, родного села, с народным и декоративно-прикладным искусством края, воспитывает любовь к малой родине, истории края, села, гордость за свой народ, настоящих мастеров прошлого и настоящего, патриотизм и трудолюбие.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры.

По средством данной программы учащиеся научатся ценить труд мастеров, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на уроках. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессионалов.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает у учащихся повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Предлагаемая программа построена так, что изучаемый материал качественно отличается от школьного базового курса, так как многие виды работ вообще не представлены в нем.

Задачи

Данная программа предполагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с изучением истории края и с художественной обработкой разных материалов и ставит своими основными задачами:

  • познакомить учащихся с историей края, района, села;
  • дать учащимся представление о разных видах декоративно-прикладного искусства на Алтае и его значении в жизни каждого человека;
  • сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду;
  • способствовать формированию у них художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности;
  • помочь им в овладении конкретных видов декоративно-прикладного искусства;
  • помочь применить на практике полученные знания, умения, навыки;
  • дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха;
  • подвести учащихся к осознанию того, что полученные знания помогут не только при выборе профессии дизайнера жилых помещений, но и для дальнейшей жизни;
  • научить пользоваться специальными приборами и инструментами;

Основные направления программы

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей учащихся. Все объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательны с точки зрения истории края, политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность и давали представление о традиционных и нетрадиционных видах художественной обработки разных материалов.

Программа предмета «Ремёсла Алтая» рассчитана на два года обучения:

1 год обучения формирование традиций народных художественных промыслов и ремёсел;

2 год обучения – современные художественные промыслы и ремёсла, развивающихся на территории края

Программа 1-го года обучения состоит из 4 блоков:

  • 1 блок - изучение истории ремёсел.
  • 2 блок – художественная роспись на Алтае.
  • 3 блок – резьба по дереву.
  • 4 блок – текстильные изделия на Алтае.

Программа 2-го года обучения состоит из 5-ти блоков и представляет систему новых технологических процессов, которые не требуют специального оборудования, инструментов и приспособлений:

  • 1 блок - изучение истории ремёсел.
  • 2 блок – тестопластика.
  • 3 блок – изонить.
  • 4 блок – аппликация из соломки.
  • 5 блок – квиллинг.

В конце изучения каждого блока предполагается защита проектов, участие в выставках, отбор лучших работ для оформления школы, что будет являться своеобразной формой отчетности.

Доля самостоятельности ученика при изучении программного материала – 70%, где -30% - на объяснение темы и показ приемов выполнения, используется педагогом.

Основными критериями оценки, как для педагога, так и для учащихся являются: интерес к изучаемой теме; качество знаний, умений, навыков; актуальность; эстетичность; целесообразность практического применения

Принцип построения программы:

  • принцип возрастания сложности;
  • принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций);
  • принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому материалу на основе сформированости какого-либо умения, разнообразия материала);
  • принцип интеграции и дифференциации.

Интегративный характер содержания обучения предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с историей и искусством при выполнении изделий, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

Основные методы обучения:

  • практические;
  • рассказ;
  • беседы;
  • дискуссии.

Планируемые результаты

В результате изучения ремёсел Алтая ученик независимо от изучаемого раздела должен

  • знать/понимать основные понятия; историю возникновения декоративно-прикладного промысла; назначение и технические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них;
  • уметь рационально организовать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и техническую документацию, полученные исторические сведения о ремесле; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений,; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия; находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия; планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения технико-технологических и исторических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления изделий из различных материалов; создание изделий с использованием ручных инструментов, и приспособлений; контроля качества выполненных работ; обеспечения безопасности труда.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 год обучения

Вводное занятие.

В результате изучения этого раздела ученик должен:

знать:

  • сущность понятий «ремёсла», «народные художественные промыслы»;
  • что историю развития художественных промыслов Алтая следует рассматривать как часть истории декоративно —прикладного искусства России;
  • связь между переселенческим движением и развитием художественных -промыслов на территории Алтайского края;
  • основные виды промыслов и ремёсел на территории края.

уметь: охарактеризовать основные промыслы и ремёсла

Художественная роспись на Алтае.

В результате изучения этого раздела ученик должен:

знать:

  • отличительные особенности Алтайской домовой росписи, самобытность сюжетов и приёмов росписи жилищ и предметов быта, распространённые мотивы;
  • изготовление красок, кистей.
  • сюжеты росписи прялок, распространённые композиции, мотивы и т.д.

уметь:

  • выполнять элементы алтайской росписи;
  • овладеть приёмами (разживка, подмалёвок, «надерг») росписи.

Резьба по дереву.

В результате изучения этого раздела ученик должен:

знать:

  • традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов Алтая;
  • особенности орнаментальной, бытовой и домовой резьбы, резьбы для украшения храмов;
  • влияние переселенческого движения на мастерство народных умельцев;
  • роль декоративно-прикладного творчества в создании объектов рукотворного мира;
  • эстетические и эргономические требования к изделию;
  • основные средства художественной выразительности;
  • виды поделочных материалов и их свойства;
  • понятия о композиции.
  • виды и правила построение орнаментов;
  • профессии, связанные с созданием изделий из древесины и древесных материалов;
  • правила ТБ.

уметь:

  • разрабатывать эскизы изделий и их декоративно оформлять;
  • выбирать материал с учетом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств;
  • выполнять несложные элементы резьбы по дереву;
  • определять последовательность изготовления изделия;
  • соблюдать правила безопасности труда.

Текстильные изделия на Алтае.

В результате изучения этого раздела ученик должен:

знать:

  • традиции вышивания и ткачества рушников, скатертей, ковриков, дорожек ;
  • виды вышивки, характерные особенности орнамента, мотивы и общую композицию алтайской вышивки, ритм, характерные особенности орнамента, раппорт в вышивке;
  • особенности конструкции мужской и женской рубах;
  • применение вышивки в народном костюме;
  • построение узора в художественной отделке вышивкой;
  • цветовое решение.

уметь:

  • зарисовать традиционные орнаменты, определенять колорит и материалы для вышивки;
  • организовать рабочее место для ручного шитья;
  • выполнить эскиз композиции вышивки для отделки рубахи или салфетки; определять место и размер узора на изделии;
  • переводить рисунок на ткань, заправлять изделие в пяльцы;
  • выполнять вышивальные швы: счётная гладь, шов «крест».
  • выполнять способы безузлового закрепления рабочей нити;
  • отделывать вышивкой скатерти, салфетки, рубаху.

2 год обучения

Вводное занятие.

В результате изучения этого раздела ученик должен:

знать:

  • сущность понятий «ремёсла», «народные художественные промыслы»;
  • историю развития художественных промыслов Алтая ;
  • связь между переселенческим движением и развитием художественных -промыслов на территории Алтайского края;
  • основные виды современных промыслов и ремёсел на территории края.

уметь: охарактеризовать основные промыслы и ремёсла

Тестопластика.

В результате изучения этого раздела ученик должен:

знать:

  • историю тестопластики;
  • материалы для тестопластики (мука, вода, соль);
  • подготовку материалов для работы;
  • инструменты и приспособления;
  • технологию соединения деталей между собой;
  • виды тестопластики (плоская и объемная аппликация);
  • использование тестопластики в интерьере;
  • отделочные элементы, используемые в тестопластике;
  • ПТБ и ПЛГ при работе с соленым тестом.

уметь:

  • правильно замешивать тесто;
  • изготавливать как плоские, так и объемные изделия;
  • применять технологию соединения деталей между собой;
  • выполнять различные виды тестопластики;
  • выполнять отделочные работы (объемные цветы, декоративные панно);
  • использовать тестопластику в интерьере;

Изонить.

В результате изучения этого раздела ученик должен:

знать:

  • историю вышивки «изонить»;
  • материалы и инструменты для вышивки;
  • подготовку материалов для работы;
  • разметку элементов орнамента;
  • технологию вышивки;
  • использование вышивки «изонить» в интерьере;
  • ПТБ и ПЛГ при работе с материалами и инструментами

уметь:

  • правильно подобрать материалы для вышивки;
  • изготавливать шаблоны для разметки элементов орнамента;
  • выполнять различные виды вышивки;
  • выполнять отделочные работы в технике «изонить»;
  • использовать вышивку «изонить» в интерьере.

Аппликация из соломки.

В результате изучения этого раздела ученик должен:

знать:

  • историю аппликации из соломки;
  • материалы и инструменты для выполнения аппликации;
  • правила сбора природного материала;
  • способы подготовки соломки к работе;
  • перевод деталей на кальку;
  • наклеивание полосок на обрисованные детали;
  • технологию выполнения аппликации;
  • правила ТБ и санитарно-гигиенические требования с инструментами и приспособлениями

уметь:

  • правильно подбирать и готовить соломку;
  • замачивать, разрезать, выполнять термическую обработку при помощи утюга;
  • наклеивать полоски соломки на обрисованные детали;
  • вырезать детали;
  • готовить фон для основы;
  • собирать аппликации на основе

Квиллинг

В результате изучения этого раздела ученик должен:

знать:

  • историю квиллинга;
  • материалы и инструменты для квиллинга;
  • подготовку материалов для работы;
  • разметку элементов квиллинга;
  • технологию квиллинга;
  • правила ТБ и санитарно-гигиенические требования;
  • использование техники квиллинг в интерьере

уметь:

  • правильно подбирать бумагу для квиллинга;
  • изготавливать формы для композиции;
  • выполнять композиции в технике квиллинга;
  • подбирать и подготавливать фон для композиции.

Тематическое планирование (Приложение)