Адаптация младших подростков к обучению в среднем звене средней школы

Разделы: Школьная психологическая служба


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие и проблема адаптации младших подростков к обучению в средней школе
1.2 Особенности младшего подросткового возраста
1.3 Проблемы формирования мотивации учебной деятельности младших подростков в период адаптации пятиклассников
ГЛАВА П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Формирование эксперимента и определение методик по изучению адаптации младших подростков к обучению в средней школе
2.2 Организация и проведение профилактической работы педагога-психолога по адаптации младших подростков к обучению в средней школе
2.3 Анализ результатов исследования по проблеме адаптации младших подростков к обучению в средней школе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя - предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Новыми оказываются и форма обучения, и новые требования.

У пятиклассников появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники, новая обстановка, новая школа.

Пятикласснику в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активным, умным, независимым, нужным, успешным, хочется, чтобы новый учитель увидел в нем все самое лучшее.

Как отмечает И.О.Дубровина (39, с. 145), переход из младшего звена в среднее совпадает с концом детства, достаточно стабильным периодом развития.

Практика показывает, что большинство, детей переживает в этот период как важный шаг в их жизни:

  • Во-первых, сам факт окончания младшей ступени, ставит школьника на ступень выше в его глазах;
  • Во- вторых, несмотря на то, что и раньше дети изучали разные предметы, именно при переходе в основную школу (5 класс) они начинают осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

И.О. Дубровина (39, с. 143), отмечает, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям жизни, обучения, во многом сходной с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе. То есть опять же повышается тревожность, у некоторых детей снижается работоспособность, у некоторых - повышается, наблюдается неорганизованность, забывчивость.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей, которые носят психомоторный характер. Затруднять адаптацию детей к средней школе может как рассогласованность требований разных педагогов, так и то, что учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Все выше перечисленное показывает, что проблема адаптации к обучению в основном звене средней школы представляет сложную теоретическую и практическую проблему. Поэтому мы считаем, что актуальность проблемы адаптации младших школьников к обучению в средней школе заключается в:

  • несоответствии задач, которые ставит перед собой начальное звено и среднее звено;
  • нестыковке учебных программ в начальном и среднем звене, разницы требований учителей;
  • снижении мотивации обучения, в следствие встречающихся трудностей и проблем при переходе из начальных классов в средние.

Исходя из данной проблемы обозначена проблему исследования как «Адаптация младших школьников к обучению в основном звене средней школы»

Объект исследования: является процесс адаптации младших подростков к обучению в средней школе.

Предмет исследования: условия адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.

Цель исследования: создать условия для успешной адаптации младших школьников к обучению в среднем звене на основе введения программы авторского спецкурса.

Исходя из цели работы, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации младших подростков;
  2. Проанализировать понятие и проблему адаптации младших подростков;
  3. Выявить особенности адаптации пятиклассников к обучению в средней школе;
  4. Разработать и апробировать программу спецкурса с методическими рекомендациями «Я познаю себя» по проведению профилактической и коррекционной работы по устранению проблем в адаптации младших школьников к обучению в средней школе;

Гипотезы: Адаптация младших подростков к обучению в средней школе будет успешной, если:

  1. Создать условия для активного взаимодействия учащихся с окружающими людьми и организовать их активную деятельность.
  2. Ввести в учебный процесс учащихся пятых классов спецкурс по психологии: «Я познаю себя».

В работе использованы следующие методы исследования:

  • теоретический анализ научной психолого - педагогической литературы по теме исследования;
  • анкетирование (анкета школьных мотиваций Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И.Даниловой)
  • наблюдение;
  • тесты (тест школьной тревожности Филипса, методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние)

Научно-практическая значимость данного исследования заключается в предложенной системе по проведению профилактической работы в переходный период младших школьников из начальной школы в среднюю.

Объем и структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, рекомендаций, приложений и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его методологическая и теоретические основы, указываются цели и задачи, формулируется гипотеза, определяются объект и предмет исследованиия, раскрывается практическая значимость работы.

В первой главе «Научно - теоретические основы школьной адаптации в младшем подростковом возрасте» рассматриваются понятие и проблема адаптации младших подростков к обучению в средней школе, особенности младшего подросткового возраста, проблемы мотивации учебной деятельности младших подростков в период адаптации пятиклассников.

Во второй главе «Организационно-методические основы исследования по проблеме адаптации пятиклассников к обучению в средней школе» дано обоснование методологического подхода к изучению адаптации

младших подростков, обосновывается и описывается выборка, методы и методики исследования. Приводится описание результатов исследования, излагаются соответствующие выводы.

В заключении подводятся итоги исследования, определяются перспективы, исходящие из материалов данной работы.

Полный текст работы у автора.