Классный час "Дорогой мой Волгоград"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: воспитание у обучающихся чувства гордости и любви к родному городу.

Задачи:

  1. Сформировать образ города, перспективного для будущей жизни обучающихся.
  2. Способствовать развитию познавательной активности обучающихся.
  3. Расширить краеведческий кругозор школьников.

План

1. Введение

2. Образ Царицына – Сталинграда – Волгограда глазами современников.

– Отчет 1-й творческой группы, анкета № 1: каким видят волгоградцы образ родного города.
– Творческий конкурс “Волгоград нашими глазами” (работа по группам). Защита работ.

3. История герба Царицына – Сталинграда – Волгограда.

– Игра “Герб нашего города”.
– Конкурс знатоков городского герба.
– Задания на дом для групп.

4. Национальный состав населения города.

– Отчет 2-й творческой группы, анкета 2: что знают волгоградцы о народах, проживающих в городе.
– Географический перекресток.
– Мини-фестиваль народных традиций и обычай.
– Блиц-опрос.
– Игра “Кто быстрей” (по группам).

5. Подведение итогов.

Оборудование: DVD – проигрыватель с телевизором, компьютер с проектором для демонстрации презентации, раздаточный материал.

Ход классного часа

1. Введение. Невозможно научиться любить Родину и гордиться ею, не зная истории своей страны, своего края. С чего у вас начинается образ Родины? У одного с улицы, у другого с района, у третьего с города, в котором живет. И чтобы понятие “Родина” для вас не было абстракцией, изучайте историю, природу и культуру родного края, малой Родины. Вы же хотите испытывать чувство гордости за свою страну?!

Сегодня проводим классный час “Дорогой мой Волгоград”.

2. Образ Царицына – Сталинграда – Волгограда глазами современников

Образ – живое, наглядное представление о нашем городе, которое сложилось в сознании людей. Любой образ субъективен, но тем он и интересен.

1) Отчет 1-й творческой группы, которые составили анкету № 1, провели опрос общественного мнения и проанализировали результаты о том, каким видят волгоградцы образ родного города (Приложение 1).

2) Для многих и многих людей Сталинград, Волгоград стал самым дорогим городом.

Символично звучат слова Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова: “Более 50 лет я прослужил в Советской Армии, сражался за Родину и на Сибирской земле и на Украине, и в Белоруссии, и в центре страны. Но есть в огромной России город, которому отдано мое сердце. Жизнь моя неразрывно связана с городом на Волге, который вошел в историю как Сталинград”.

– Маргарита Константиновна Агашина в 1985 году сказала: “С 1951 года я живу в Волгограде. Его судьба, его люди, его стройки – все это учило и учит меня жить... Если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала”. И в своих стихах поэтесса неоднократно признавалась в любви родному городу: “Я люблю тебя, как человека, праздник мой – город мой, Волгоград!”.

Творческий конкурс “Волгоград нашими глазами” (работа по группам).

1) Задание: Создать почтовую марку, символизирующую наш город (обучающимся предоставляются бумага, клей, фломастеры и силуэт марки, небольшие фотографии знаковых мест Волгограда, чтобы они могли выбрать и наклеить на марку).

Таким образом, на протяжении более чем четырех веков наш город в описаниях современников предстает таким разным и противоречивым.

2) Защита творческих работ, выбор лучшей работы.

3. История герба Царицына – Сталинграда – Волгограда

Герб – символический опознавательно-правовой знак, составленный и утвержденный по определенным правилам, служащий постоянным отличительным определителем человеку, роду, городу, региону, государству и т.д.

Сторожевая крепость на Волге, небольшой захолустный уездный городишко, крупный торговый и промышленный центр на Юго-востоке России, город– солдат в годы Великой Отечественной войны, Волгоград современный. И все эти образы нашли свое отражение в городском гербе, история которого началась в XVIII веке.

Игра “Герб нашего города”

Создай собирательный образ нашего города, объяснив символическое значение каждой из предложенных частей герба Волгограда.

Медаль “Золотая звезда” Неприступная крепость на Волге.
Зубцы красной крепостной стены Мужество, героизм, город- герой, город-солдат.
Нижняя часть герба голубого цвета Великая битва на Волге, героическое прошлое нашего города.
Шестерня, золотистого цвета сноп пшеницы Развитая промышленность и индустрия города, изобилие волгоградской земли.
Лента медали "За оборону Сталинграда". Великая русская река Волга

Конкурс знатоков городского герба

Перед вами проект Царицынского герба, который был отклонен Герольдмейстерской конторой, объясните почему.

Найдите ошибку на изображении Царицынского герба.

Объясните, почему Царицын не имел права использовать герб в таком варианте.

Ответы:

  1. Городская или башенная корона в геральдике указывает на статус города. Использованная в проекте золотая башенная корона с пятью зубцами, полагалась губернским городам с населением более 50 тысяч человек. Царицын же был уездным городом. Кроме того, по правилам геральдики было не допустимо, чтобы городская корона была размещена выше императорской, и проект отклонили.
  2. В нижнем поле герба стерляди были серебряными, а не золотыми.
  3. В гербе использованы статусные знаки, которые полагались губернскому городу – золотая императорская корона и венок из дубовых листьев обвитый Андреевской лентой, а Царицын был уездным городом.

Задания на дом для групп. Предложите новый проект городского герба, используя бумагу, фломастеры и памятку для составления городского герба.

4. Национальный состав населения города

Образ Царицына – Сталинграда – Волгограда – это смешение лиц разных национальностей.

Население крепости Царицын и её окрестностей изначально было многонациональным.

– Отчет 2-й творческой группы, которые составили анкету № 2 “К какой национальности Вы относитесь?”, провели опрос общественного мнения и проанализировали результаты о том, что знают волгоградцы о народах, проживающих в городе (Приложение 2).

Географический перекресток.

Задание: На карту мира прикрепить карточки с названиями народов проживающих в Волгограде.

Мини-фестиваль народных традиций (знакомство с традициями и с национальной кухней).

Проживающие на территории города национальные общности сохраняют культурные традиции своего народа. И самое яркое и интересное – это национальные праздники.

Заслушали мини – сообщения о традициях нескольких народов и познакомились с блюдами армянской национальной кухни.

Блиц-опрос:

  1. Автор первого изображения Царицына. (Адам Олеарий)
  2. Первые жители нашего города. (Стрельцы)
  3. Что символизирует голубой цвет на гербе Волгограда. (Волгу)
  4. Народ, основавший колонию Сарепта. (Немцы)
  5. Сколько направлений ветров бывает в одном из микрорайонов Дзержинского района. (Семь)
  6. Так назывался Царицын в начале своей истории, во время Гражданской и Великой Отечественной войн. (Крепость)
  7. Кочевой народ, расселившийся в Нижнем Поволжье в XVII веке. (Калмыки)
  8. Его имя наш город носил некоторое время. (Сталин)
  9. Религиозное культовое здание. (Храм)
  10. Этот дом в дни Сталинградской битвы защищали представители 9 народов. (Дом Павлова)
  11. Отличительный символический знак города. (Герб)

Игра “Кто быстрей” (по группам). Выберите правильный вариант ответа, соответствующую букву впишите в столбик слева. В случае верного ответа – вы прочитаете “волшебное” слово.

М 1. Сколько дней и ночей продолжалась Сталинградская битва?

а) 250
м) 200
в) 300

О 2. Этот жилой дом оборонял небольшой многонациональный гарнизон под командованием

а) Родимцева
о) Павлова
в) Жукова

Л 3. В каком году Царицын переименовали в Сталинград?

л) 1925 г.
б) 1924 г.
в) 1942 г.

О 4. В течение скольких дней обороняли дом, известный всему миру, как дом Павлова?

о) 58 дней
б) 200 дней
в) 68 дней

Д 5. В каком году Сталинград переименовали в Волгоград?

а) 1945 г.
д) 1961 г.
в) 1971 г.

Ц 6. Назовите фамилию основателя движения по восстановлению разрушенного
города.

а) Вучетич
ц) Черкасова
в) Павлов

 

Ы

7. На территории Волгограда проживает народов и этнических групп более…

ы) более 110
в) более 10
г) более 50

5. Подведение итогов. Что нового узнали для себя, с чем познакомились?

Литература

  1. Евстратова Ю.В. История герба Царицына – Сталинграда– Волгограда.// Символы Волгоградской области. Учебное пособие. Волгоград, 2008.
  2. Методические рекомендации к проведению классного часа “Многообразный Волгоград” (в рамках цикла классных часов “Мы – волгоградцы!”) Авторы: Евстратова Ю.В., Карюкина Н.А., Хрипунова Е.Г. – Волгоград. МОУ ЦПК. 2010.
  3. Национальности и национальные общественные объединения Волгограда. Информационный справочник. Волгоград, 2008.