Просто и эффективно, или Еще раз о проблеме формирования орфографической грамотности

Разделы: Русский язык


Работа с учебником “Русский язык. 5 класс” (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, Г.А.Богданова и другие), несомненно, приносит удовлетворение, однако заставляет задуматься над некоторыми методическими проблемами, в частности, над вопросом формирования устойчивой орфографической грамотности.

Так, тема “Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-(-лож-), -раст-, -ращ-, -рос-” представлена в параграфе 38 (издание пятнадцатое, 2008 год). Для работы с правилом “Правописание корней -раст-, -ращ-, -рос-” в учебнике – четыре упражнения. Далее на протяжении изучения курса русского языка в 5 классе учитель не обнаружит упражнений, в которых бы применялось только что сформированное умение выявлять условия выбора букв -а- и -о- в указанных корнях. Если в течение третьей, четвёртой четвертей постоянно не тренировать это правило, то в конце года мало кто из пятиклассников напишет словарный диктант без большого количества ошибок. То же самое происходит и с другими орфографическими правилами, причём во многих учебниках.

“Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьников – факт настолько общеизвестный, что само его обсуждение является педагогическим трюизмом. Однако при всей банальности проблемы она не может не вызывать тревоги” (1). Так начинается статья Граника Г.Г., где идёт речь о психологических механизмах орфографической грамотности.

Первая часть исследования, о котором рассказывает Граник Г.Г. направлена на осмысление фактов, накопленных группой учёных в наблюдениях и экспериментах. Проведенное теоретическое исследование позволило систематизировать научные данные и на их основе выдвинуть гипотезу о психологических механизмах орфографической грамотности.

Как же сформировать грамотность?

От ответа на этот вопрос зависит построение методики обучения. Вспомним из студенческого прошлого, когда нас учили методике преподавания русского языка: "грамматисты " считают, что в становлении грамотного письма принимает участие мышление. Таким образом, методика обучения должна быть связана с изучением грамматических правил. Однако "антиграмматисты " отделяют грамотность от закономерностей языка и мышления и подчеркивают ее чисто механическую природу.

Для практиков, работающих в школе, ясно одно: для грамотного письма нужен навык, а выработка навыка должна стать постоянной, системной и неутомительной работой для обучаемого, особенного современного, не отличающегося особой усидчивостью, со сниженной концентрацией внимания. Выработка навыка – это процесс, который достигается путем выполнения упражнений, те есть целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий. Благодаря упражнениям, способ действия совершенствуется и закрепляется, тогда говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков, действие выполняется быстро и точно.

На формирование навыка влияют:

  1. Мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям;
  2. Для уяснения содержания операции – уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.
  3. Для овладения операцией – полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому.

В научной литературе приводят семь законов формирования навыков.

Учёные говорят о существовании семи основных законов, которым подчиняется процесс формирования навыков. Они применимы практически к любой ситуации, если речь идет об обучении.

Эти правила обязательно нужно учитывать во время учебного процесса.

1. Скорость формирования навыка не равномерна. Освоение любого навыка в начале идет намного быстрее, чем в середине и конце. “На графике этот процесс можно изобразить как кривую со стремительным взлетом в начале и дальнейшим медленным ростом, когда изменения практически не заметны” (2) Самый важный момент – именно этот переход от быстрого роста к медленному формированию.

2. Ухудшение – это нормально. “Когда переломный момент от быстрого роста к постепенному развитию пройден, наступает период “плато”, когда улучшения в обучении отсутствуют, а может даже произойти ухудшение. Классический пример – увеличение количества ошибок при обучении печати “слепым” методом. Это объясняется неравномерностью перестройки нашего сознания при овладении новыми навыками. При этом такие ухудшения или отсутствие роста могут наблюдаться несколько раз. Однако относитесь к этому положительно, такие паузы – знак того, что психика активно перестраивается”. (3)

3. Нет пределов совершенству.

4. Больше автоматизма, больше эффективности (закон Клапареда). Оказывается, что мозг человека устроен так, что в нем “может быть только один очаг возбуждения, чаще всего это наиболее сложная и важная в данный момент деятельность. Параллельно два процесса идти не могут, однако сознание может быстро переключаться между ними” (4)

5. Параллельные навыки сближаются.

6. Тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Сформированные навыки, если их не использовать, угасают. Причем чем сложнее навык, тем быстрее он идет на спад. Правда, однажды сформированные навыки восстанавливаются намного быстрей, чем при обучении с самых азов.

7. Лучший мотив – видимый результат. Для эффективного развития навыка учащийся должен ощущать результат своей работы. При соблюдении этого правила желание учиться дальше не угаснет.

Закрепление изученного материала, превращение умения в навык-акт чрезвычайно важный. К.Д.Ушинский сравнивал учителя, не заботящегося о закреплении знаний, с возницей, который изо всех сил погоняет лошадь, забыв при этом увязать кладь на повозке. (4) Он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что всё рассыпал по дороге, и его поездка оказалась бесполезной.

Каждый опытный учитель знает, что, изучив орфографическое правило, необходимо каждый раз возвращаться к нему, иначе “исчезает” правильное написание суффиксов действительных и страдательных причастий, “улетучивается” правописание пре – при и т.д.

Проанализируем существующие УМК по русскому языку. Как часто в учебниках повторяются упражнения на названные выше правила (да и на многие другие), знание которых мы иногда не успеваем перевести в плоскость устойчивого навыка?

Приём, который описан в данной работе, прост, но эффективен. Единственное “неудобство” -это создание самим учителем тренажёрных карточек и их тиражирование, а также системная работа с ними, а не от случая к случаю.

Тренажёрные карточки готовятся на весь учебный год как на урок, так и для работы дома. Это два вида карточек : одни большие (формат А4), на них собрано от 5 до 7 правил по 12–15 примеров на каждое и небольшие по формату листочки, на которых собраны примеры на одно правило, которое есть на листе формата А 4. С большими карточками проводится работа в классе

(проговаривание слов по столбикам на одно правило, то есть по вертикали или сразу на несколько правил, то есть “ горизонтальный” способ проговаривания), маленькие карточки раздаются на дом и вклеиваются учащимися в рабочую тетрадь, и их заполнение требует небольшого количество времени. Карточки можно печатать на цветной бумаге.

Такая работа помогает учителю держать на контроле все орфографические правила и посредством тренажа не дать угаснуть только что появившемуся орфографическому умению. Итак, начиная с 5 класса, ученики систематически работают с орфографическими макси и мини-тренажёрами, образцы которых даны в Приложении 1 и Приложении 2.

Для работы в течение года учитель уточняет перечень правил, которые уже изучены ребятами в предыдущих классах и будут изучены в наступающем учебном году, и создаёт несколько вариантов таких карточек на год.

Приёмы работы с большими картами могут меняться:

  1. Сверху-вниз по цепочке с объяснением выбора орфограммы.
  2. Сверху-вниз на время только с называнием нужной буквы.
  3. Снизу-вверх.
  4. Слева-направо и справа-налево.
  5. Выбор слов с одной указанной учителем буквой.
  6. Запись по памяти слов с карточки.
  7. Взаимопроверка.
  8. Написание слов по памяти.
  9. Составление предложений или небольших рассказов с использованием слов из карточки.
  10. Работа на скорость (кто быстрее и без ошибок прочитает слова и назовёт правильную букву).

Итак, начиная с 5 класса, ученики систематически работают с орфографическими макси и мини-тренажёрами, образцы которых приведены ниже.

Нужно отметить, что данные карточки автор статьи применяет в своей работе более 15 лет и может утверждать, что при систематическом использовании они позволяют сформировать устойчивый орфографический навык.

Литература.

  1. Г.Г.Граник “Психологические закономерности формирования орфографической грамотности”, HR-Portal, Сообщество Профессионалов, 2011 г.
  2. Г.Г.Граник “Психологические закономерности формирования орфографической грамотности”, HR-Portal, Сообщество Профессионалов,  2011 г.
  3. Э.Клапаред “Психология ребёнка и экспериментальная педагогика”, ЛКИ, 2007 г.
  4. Э.Клапаред “Психология ребёнка и экспериментальная педагогика”, ЛКИ, 2007 г.