Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Диалог метра и ритма

Разделы: Преподавание музыки


Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями “метр” – “ ритм” в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

  • развивать чувство ритма у учеников и представление о нём;
  • продолжить знакомить с понятиями диалога “метра” и “ритма” в музыке и жизни;
  • развивать творческую активность на уроке и умение обобщать полученную информацию, работая в инициативных группах и самостоятельно;
  • воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

  • слушание и анализ – А.И. Хачатурян “Танец с саблями” из балета “Гаяне”;
  • исполнение – ритмические “кричалки” “Джумба” и “Баня”; шотландская песня “My Bonnie”.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, синтезатор, электронное пианино, DVD– проигрыватель, диски с музыкальными произведениями, электронная презентация.

Оформление доски: три раздела – “Тема”; “Слушаем”; “Поем”.

Тип урока – комбинированный

ХОД УРОКА

(Слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока “Диалог метра и ритма”. На предыдущих уроках мы с вами узнали, что такое метр и что такое ритм. Вспомните, пожалуйста! (Демонстрирую звучание ритма – отбиваю ритм).

Ученики: Конечно, это ритм. (Слайд2) Дают определение ритма: чередование долгих и коротких звуков. Исполняют практическое задание: “Повторить ритмический рисунок”, даёт задание учитель, ученики и по очереди желающие повторяют ритмический рисунок.

Учитель: Молодцы! С заданием справились отлично! Найдите, пожалуйста, алгоритм данного явления в природе, жизни.

Ученики: приводят примеры: ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи; ритмичны человеческое дыхание и биение сердца; ритмичны архитектурные сооружения с их симметрично расположенными окнами, колоннами, лепными украшениями, и наконец господство ритма во всех сферах жизни позволило во времена античности поставить музыку на первый план устройства Вселенной.

Учитель: Действительно так! И сразу же привожу пример метра– путём отстукивании.

Ученики: Дают определение метра. Метр – это пульс музыки, ритм – равномерное чередование сильных и слабых долей.(Слайд 3)

Учитель: И так две стороны одной “ медали”! Как же они сосуществуют метр и ритм!

Ученики: Безусловно, между ними взаимная беседа и в названии темы урока раскрывается смысл данного понятия – диалог: две стороны, два собеседника.

Учитель: В какой связи находятся метр и ритм? Как осуществляется этот бесконечный диалог?

Ученики: Метр вносит порядок, а ритм в свою очередь наполняет доли метра ритмическим рисунком.

Учитель: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

Ученики: Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог.

Учитель: Да, совершенно верно, действительно во всем многообразии музыки практически не найдется произведения, в котором бы метр полностью совпадал с ритмом. Как правило, в музыкальных произведениях метр и ритм вступают в диалог, а иногда даже в откровенный спор: ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую силу метра. И как вам кажется, какой же должен быть характер у данного произведения?

Ученики: Зажигательный, динамичный,

Учитель: Совершенно верно! Он всячески избегает совпадения с метрическими долями, пытаясь их разрушить, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А.И. Хачатуряна “Гаяне”, получившим название “Танец с саблями”. (Слайд 4 А.И. Хачатурян)

Слушаем фрагмент из балета “Гаяне” “Танец с саблями” (Анализируем произведение)

Ученики: Исполняет произведение симфонический оркестр (четыре группы инструментов), ведущая группа – медно-духовые инструменты, характер динамичный, зажигательный, ритм – изменчивый и непредсказуемый. Метр пытается обуздать эту стихию, вступая в неравный диалог.

Учитель: Молодцы, умницы! И так А.И. Хачатурян – яркая, одаренная личность. Дети, как вы думаете в каком возрасте целесообразнее начать занятия музыкой?

Ученики: Наверное, в семь лет.

Учитель: Безусловно, но есть исключения из правил. Хачатурян стал заниматься музыкой профессионально почти в 19 лет, родился и вырос в Тбилиси, по национальности армянин. Баловень судьбы, все мыслимые награды и признания получил при жизни. Одно из самых ярких и удивительных событий было связано с прозвучавшим произведением.

Однажды, Хачатурян в составе Советской делегации прибыл в Испанию. Любимым и самым почитаемым художником был Сальвадор Дали (Слайд5 С.Дали) художник-сюрреалист(сверх реальный, другая реальность, совместить несовместимое, пишу “как брежу”, отражаю свои сны(Слайд6,7,8 – картины С.Дали). Мечта о встречи с ним не давала покоя. И вот этот радостный, поистине счастливый день наступил. Хачатурян переступил порог дома: прекрасная зала для гостей, где он в ожидании приема, испытывая чувство глубокой тревоги и волнения, томился почти два часа, порываясь выйти, но, увы, все двери были заперты. Вдруг вспыхнул яркий свет, распахнулись центральные двери: под оглушительные звуки “Танца с саблями”, С.Дали верхом на метле с саблей в руке, проскакал по периметру зала. Мажор дома громко и торжественно объявил: “Прием окончен”. Погас свет. История этого события была рассказана известным писателем-историком М. Веллером в сборнике “Легенды Невского Проспекта” 1993г (Слайд10)

Вот так состоялся диалог между двумя выдающимися талантами! (Слайд11)

Повторное прослушивание произведения, после которого переходим к практическому заданию. (Слайд12) Перед нами метроритмическая кричалка

“Джумба”. Класс делится творческие группы:

I группа скандирует “Джумба” – четыре раза до вступления следующей группы, являясь метрической основой кричалки и на протяжении исполнения кричалки продолжает скандировать “Джумба”

II группа вступает на пятой доле со словами “Джумба, квелико, питолико, микадзе” и скандирует эту фразу дважды и продолжает скандировать её на протяжении исполнения кричалки.

III группа вступает на начало третьего скандирования II группы со словами “Пля, пля, плясинкопа! Ква, ква, ква – кварелли”. Дважды произносит свою фразу и все три группы заканчивают одновременно скандированием “Джумба”.

Учитель: Замечательно! Скажите, пожалуйста, что в данном диалоге выполняет функции метра.

Ученики: Первая фраза “Джумба” – метр! А остальные две выполняют ритмический рисунок!

Учитель: Молодцы! Умницы! Теперь попробуем исполнить “Джумбу” соло. И так, нужны трое отважных исполнителей. (В зависимости от подготовленности детей “Джумбу” можно на опорных звуках трезвучия и т.д. и т.п.)

Учитель: Попробуем исполнить русский вариант кричалки. Можно поменяться группами. Группа, исполняющая ритмический рисунок будет метрической основой и наоборот. Кричалка “Баня”. (Слайд 13)

I группа – “С Волги бревна прикатили”.

II группа – “Кидай веники на баню”.

III группа – “Пей чай с сухарями”. Исполняем эту кричалку по принципу исполнения “Джумбы”. Заканчиваем эту кричалку скандированием “Баня”

Учитель: Молодцы!!! Скажите пожалуйста , а как называется принцип исполнения, когда голоса вступают по очереди, друг за другом: в определенной последовательности?

Ученики: Каноном.

Учитель: Совершенно верно! Мы продолжаем работу над исполнительским мастерством, завершая работу над народной шотландской песней “My Bonnie”. Как в оригинале должна быть исполнена песня?

Ученики: А капелла, т.е. без сопровождения, одноголосно.

Учитель: Вспоминаем мелодию. Песня написана в куплетной форме. Что это значит?

Ученики: состоит из запева и припева.

Учитель: Сейчас мы пропоем все запевы. Вспомним слова и мелодию. (Работа над унисоном, слаженным звучанием.)

После работы над исполнением песни звучит контрольный вариант “My Bonnie” с солистами.

Учитель: А как мы можем исполнить эту песню, правильно с музыкальным сопровождением.

Звучит исполнение песни с автоаккомпаниментом (Идеальный вариант: аккомпанируют учащиеся на синтезаторе)

Учитель: Замечательно!!! Пришло время подвести итоги. Работа в группах. Класс разделяется на небольшие группы по 4 -5 учеников. Группа берет задание-вопрос. Каждой группе необходимо сформулировать ответ и решить, кто будет его озвучивать.

ВОПРОСЫ:

  • Как ты понимаешь выражение “ диалог метра и ритма”? Приведи примеры диалогов, которые были на уроке.
  • Возможно – ли полное совпадение ритма и метра? Аргументируй свою позицию: если да, то, что может произойти?
  • Найти алгоритм понятиям метра и ритма в жизни.
  • Какие жанры отличаются наиболее разнообразной ритмической характеристикой?
  • Назвать произведение, прозвучавшее на уроке, автора и охарактеризовать его сточки зрения темы урока.
  • Как ты думаешь, могла бы музыка существовать без ритма? Аргументируй свой ответ.
  • Согласен ли ты, что в музыке А.И.Хачатуряна “Танец с саблями” главнейшим средством выразительности является ритм? В чём заключаются его особенности?
  • Как, по-твоему, в музыке Хачатуряна взаимодействуют метр и ритм – совпадают, дополняют друг друга или “спорят и борются”?

Учитель: подводит окончательный итог урока. Ответы детей являются ярким подтверждением усвоением данной темы на отлично. А урок мы закончим так, как предположительно его мог бы завершить сам Сальвадор Дали.

Звучит “Танец с саблями” (Слайд14). В класс врывается театральный персонаж со шпагой, проносится ураганом по кабинету, останавливается в центре и произносит сакраментальную фразу “Урок окончен, господа! Спасибо всем за внимание!!!”

Презентация