Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Интегрированный урок окружающего мира и Кубановедения "Природные зоны России. Степь". 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель урока:

  • научить делать выводы на основе имеющихся данных, анализировать, обобщать информацию;
  • развивать навык поисковой деятельности, умения работать в группах, осуществлять самоанализ;
  • воспитывать любовь к природе страны и родного края.

Задачи:

  • дать знания об особенностях степной зоны России, растительном и животном мире, их взаимодействии с человеком.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма проведения: групповое занятие.

Оборудование:

  • презентация “Степь”;
  • компьютер, установленная программа Winamp, программа Microsoft Offis PowerPoint;
  • интерактивная доска или мультимедийный проектор,
  • раздаточный материал для учащихся “Поисковая карточка с проверочным тестом”.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Приветствие класса. Деление класса на группы.

2. Сообщение цели и задач урока.

Слайд 1 (по щелчку) Сегодня мы объединим два урока “окружающий мир” и “Кубановедение”. Познакомимся с особенностями степной природной зоной нашей страны. Слайд 2 (по щелчку)

3. Актуализация опорных знаний

– Мы уже знакомы с некоторыми природными зонами. Назовите их в том порядке, как они располагаются в направлении от севера к югу.

– Существует ли взаимосвязь между расположением природной зоны и ее климатом, растительным миром?

Дайте пояснения.

4. Знакомство с новым материалом.

Слайд 3 (по щелчку)

– Рассмотрим карту природных зон России. Расскажите, где расположена степная зона.

– Наша страна имеет большое разнообразие природных зон – природные богатства всегда были украшением и гордостью России. Но бескрайние русские степи так созвучны широте души русского народа, а поэтому особенно им любимы. Послушайте, какие песни слагал наш народ, покоренный величием пространств, насколько широки и протяжны эти песни, как сами степи. И полюбуйтесь на удивительную красоту этой природной зоны

Слайд 4 (по щелчку), слайды 5-8 (автоматически)

Слайд 9 (по щелчку)

– Рассмотрим, где располагается нашей на карте России. На территории какой природной зоны он находится?

(Большая часть – степь)

– Вспомните ваши поездки за город по краю. Какой вы видите пейзаж по пути почти до самого побережья?

– Верно ли высказывание: “Кубань моя – степная дочь России”?

Обоснуйте ответ.

– Когда в 1792 году казаки пришли на кубанскую землю, они были поражены красотой местных тогда еще диких степей, сплошь заросших ковылем, который волнами колыхался от ветра.

Слайд 10 (по щелчку) Кубанские степи не оставили равнодушным известного писателя Максима Горького. Вот какой увидел он кубанскую степь в начале прошлого века.

Физкультминутка.

5. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в изучаемой теме.

– Вспомните расположение степной зоны на карте России и подберите верные характеристики для описания данной природной зоны. Слайд 12 (по щелчку)

Обратить внимание учащихся на то, что необходимо указать все верные высказывания. Данные занести в “Поисковую карточку”. Для работы необходимо иметь две шариковые ручки с пастой синего и зеленого цвета. Синей пастой заполнять ответы, зеленой исправлять ошибки во время проверки. Ответы заносятся в соответствующие графы в карточке.

Проверка ( по щелчку исчезают неверные высказывания)

Работа в группах.

На основе верных высказываний составить краткую характеристику степной зоны:

– объяснить преимущество травянистых растений

– почему в данной природной зоне именно такой климат?

На блиц-обсужднеие дается 2 минуты, далее заслушивается краткое сообщение от представителя группы.

Вывод: Степь – обширное безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью.

Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, малоснежная теплая весна, засушливое лето, с горячими сухими ветрами – суховеями и пыльными бурями. Сухая осень

Слайд 12 (по щелчку) Продумать характеристику растительного мира степей, опираясь на предыдущие выводы. Занести варианты ответов в поисковую карточку.

Проверка (по щелчку)

Работа в группах:

На основе верных высказываний дать предположительное описание растений степной зоны: особенности растений данной зоны.

Опрос.

Слайд 13 (по щелчку) рассмотреть иллюстрации “Растительный мир степей”.

Слайд 14 (по щелчку)

– Рассмотрите наиболее характерные виды корневых систем растений степной зоны.

Почему многие растения формируют луковицу?

– Почему такие травянистые растения как типчак имеют кучную плотную корневую систему?

Выслушиваются рассуждения учащихся.

Вывод: В степи преобладание травянистых растений. Они приспособлены к условиям засухи – имеют узкие или мелкие листья, корневая система хорошо развита, чаше расположена в верхнем очень плодородном слое почвы. Некоторые растения сформировали луковицу, в которой накапливаются питательные вещества. Кустарники и деревья крайне редки, т.к. для них недостаточно влаги.

Слайд 15 (по щелчку) раздел “Животный мир степной зоны”

Выберите верные высказывания.

Проверка (по щелчку)

Групповая работа:

Исходя из особенностей степной зоны, дать характеристику животному миру степей.

Выслушиваются высказывания представителей групп.

Слайды 16, 17 (по щелчку) Рассмотреть представителей животного мира степей.

Вывод: Из-за отсутствия высокой растительности в зоне степей преобладают низкорослые животные, в основном грызуны: хомяки, суслики, мыши полевки, питающиеся зерном. Живут они в норках, прячась от хищников: волков, лисиц, ласок, степных хорьков. Так как степи покрыты травянистыми растениями, в них обитает большое количество разнообразных насекомых.

Слайд 18 (по щелчку). Проверочный тест.

Выписать варианты верных ответов, при необходимости перечислить несколько.

Проверка (по щелчку исчезают неверные высказывания)

Слайд 19 (по щелчку) “Влияние человека на степь”.

– Но в степь пришел человек. С его приходом все меняется, и степь изменилась. Как?

Работа в группах. Подготовка ответов с опорой на схему.

Ответы представителей групп.

Вывод: В наше время диких степей практически не осталось, все они распаханы. на территории бывших степей человек строит населенные пункты, распахивает поля, выращивает растения, пасет скот. Но очень важно уметь сохранить оставшиеся нетронутыми степи – их уникальный растительный и животный мир. Необходимо правильно вести сельское хозяйство, чтоб не допускать чрезмерной распашки земель, перевыпаса скота, браконьерства. Чтобы сохранить редких животных, запрещается охота на них. Создаются питомники, где выращивают дроф, сайгаков, куланов. В заповедниках участки целинных степей охраняются.

Слайд 20 (по щелчку)

– И Кубанские степи изменили свой облик. Они уже с