Литературный вечер, посвященный И.С. Тургеневу

Разделы: Литература


Цели мероприятия:

  1. Ввести учащихся в атмосферу внутренней жизни и творчества писателя.
  2. Развивать познавательную активность, творческие способности, умение анализировать художественные произведения.
  3. Вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.

Оборудование: портрет писателя, фотоальбом, музыка Рахманинова “Концерт для фортепиано с оркестром”, романс “Утро туманное, утро седое”.

Эпиграф:

“Великий, красивый и добрый…
Таким он был как человек и как автор;
Таковы же были его ум, сердце и наружность”.
Людвиг Пич.

“Пока не догорят высокие свечи”.

Ведущий: 9 ноября 2008 года все прогрессивное человечество отметит юбилей Ивана Сергеевича Тургенева – 190 лет со дня рождения Великого, красивого и доброго…

Ведущий: Добрый день уважаемые гости, мы приветствуем вас в нашей школе на литературном вечере “Пока не догорят высокие свечи”

1. Личность писателя, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный и жизненный опыт рождают единственность и неповторимость творчества. Творческая индивидуальность выражается через характер его образного видения, творческие цели, художественный метод и стиль.

2. И.С.Тургенев – крупный художник, сумевший открыть так много необыкновенного в обыкновенном, будничном мире. Это один из тех писателей, которых отличает необыкновенно тонкое и органичное слияние реалистически– конкретного эпического изображения с лиризмом.

3. Там, в Спасском, научился он нежно любить природу и ненавидеть рабство. Отец… мать… старая нянюшка Васильевна… братья… друзья детства… крепостные мужики и дворовые… и первая любовь. Все, все всплывает опять в его памяти, бежит перед ним, живое и трепетное, проходит и исчезает и вновь возникает… Минувшие, давно минувшие годы!

4. А что же было в давно минувшие годы? Как обычный мальчишка стал великим художником слова? Вот об этом мы сегодня и будем говорить.

5. Обучался в доме своих родителей: закону божию; языкам: российскому, латинскому, немецкому, французскому, английскому, арифметике, алгебре и геометрии, физике, истории и географии. Учился Иван всегда с жадностью, особенно по истории, русской словесности и французскому языку.

6. “…Учителем, который меня впервые заинтересовал произведением российской словесности, был дворовый человек. Он нередко уводил меня в сад и здесь читал мне, – что бы вы думали? – “Россияду” Хераскова…”

7. Рассказы дядюшки увлекали воображение Тургенева и послужили материалом для его художественных произведений. Николай Николаевич был интересным рассказчиком. Он любил предаваться воспоминаниям об Отечественной войне 1812 года, о Бородинском сражении и многом другом.

8. И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией” природы. Он был убежден, что человек только и силен, когда “опирается” на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о мечте человека в природе. Его пугали могущество и власть ее, необходимость подчиняться ее жестоким законам, перед которыми все одинаково равны, его ужасал “закон”, по которому, рождаясь, человек был уже приговорен к смерти.

9. Чем нам по-прежнему близок Тургенев? Почему его не заслонил для нас даже Федор Достоевский, гений, прозревающий будущее, предсказавший страшные последствия общеевропейского религиозного кризиса, когда уже не один, а целые полчища Раскольниковых позволяет себе “по совести” (или, говоря их словами, “по теории” ) переступать через принцип “ не убий!”, Современник писателя французский критик Ипполит Тэн назвал “ Певцов”, “Первой любви”, “Вешних вод”, “Отцов и детей” совершенным художником – быть может совершенным со времен Древней Греции.

10. Все произведения И.С.Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые всегда волновали, волнуют, и будут волновать общество. По словам Л.А.Озерова, “ В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, состоящих перед всеми поколениями и объединяющих людей разных времен.

11. И.И.Панаев опубликовал в “Современнике” полу сатирическую заметку “Литературный маскарад накануне нового года”, в которой называет рассказчика в “Записках охотника” большим чудаком, ибо он хоть и скитается в охотничьем одеянии с ружьем и собакой, однако не столько охотится, сколько как-будто вписывает себя в природу, при этом “ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда, и птицы спокойно, ласково и безбоязненно летают вокруг этого странного охотника…”. Так что кто-кто, а именно Панаев отлично понимал, что охотничий костюм рассказчика “маскарадный” и речь в его рассказах, перенасыщенных порой природой, идет совсем не об охоте, обычном дворянском развлечении. “Портрет его не зря дан на фоне тонко выписанного пейзажа”, – замечает Алексеев об этом месте статьи Панаева. Можно найти не один художественный прием, которым пользуется Тургенев для создания эстетического единства “Записок охотника”. Но, несомненно, главным эстетическим связующим звеном всех рассказов является “странный охотник”.

12. Если внимательно присмотреться к этому “странному охотнику”, то можно увидеть, что он показан как человек вне общественной цивилизации. Охота была излюбленным развлечением дворян. Но описаний охоты в “Записках охотника” практически нет, потому что не об охоте идет в них речь. “Странный охотник” – “Человек природы 2, не “цивилизации”. Его душа, его духовный мир наполнены природой. Эта неразрывность с природой особенно проявляется при встречах с крестьянами. И через эту природно-эстетическую призму и преломляются все истории, о которых он повествует, поэтому последний очерк как заключительный аккорд сюиты – о самой природе. Тургенев “приходил к признанию включенности человеческой личности в общий поток мировой жизни, к признанию единства человека и природы”.

13. Чрезвычайно интересен рассказ “Бирюк”. Тургенев вряд ли случайно поселил своего героя не в обществе, среди людей, а в лесу, среди природы. С одной стороны, это оправдано тем, что он лесник. С другой – писатель, будто незаметно подчеркивает, что лесник Фома не похож на других мужиков и внешностью, и тем, что ни подкупить его нельзя, ни “сжить по свету”… Он связан с природой тысячью незримых нитей, что и определяет его нравственность.
Вот еще, почему символ охоты в образе “странного охотника” проходит через весь цикл.

14. “Лес и степь” вместе с эпиграфом – это грустная мелодия, как и все, что составляет сборник “Записки охотника”. И кА все рассказы сборника, “Лес и степь” остается с открытой концовкой: “странный охотник” продолжает путешествовать “ по природе”, а значит, возможны новые встречи. Поэтому даже через двадцать лет новые три рассказа органически вписались в содержание и композицию сборника.

15. С.Е.Шаталов тоже обращает внимание на то, что внутренние связи между рассказами – это “взаимное дополнение и усиление их посредством контраста или образной переклички, дальнейшего развертывания поставленных проблем или нового поворота их”. Однако центральным образом “Записок охотника”, объединяющим все рассказы в целостное произведение, он считает образ охотника – повествователя.

16. На протяжении полутора столетий “Записки охотника” рассматривались и современниками, и последующими поколениями как произведение резко антикрепостническое, с одной стороны, и как социальная поэтизация русского крестьянства – с другой. Антикрепостническая направленность тургеневского цикла бесспорна. Но “Записки охотника” значительно глубже многограннее и философичнее, чем просто поэтическое прославление крепостного человека.

(Отрывок из “Бежина луга”.)

“… В Воздухе уже не так сильно пахло, – в нем снова как будто разливалась сырость…недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями…собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звезд, тоже лежали, понурив головы…слабое забытье напало на меня; оно пришло в дремоту.”

17. В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне, нежно любил природу родного края и так полно, разносторонне отразил ее в своем творчестве.
Многие годы, проведя за границей в разлуке с Россией, писатель страдал не только из – за болезни, но еще и потому, что не мог побывать в своем Спасском – Лутовинове. С громадной художественной силой отразил И.С.Тургенев неяркую и неброскую красоту природы средней полосы в “Стихотворениях в прозе”.

Деревня.

“Последний день июня месяца; на тысячу верст кругом Россия – родной край.
Ровной синевой залито все небо; одно лишь облачко на нем – не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь… воздух – молоко парное!
Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки не лают и стоят, смирно повиливая хвостами.”

18. Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра “Русский язык”. С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. И.С.Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков. И.С.Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его “великим и могучим”, связывая с ним надежды на светлое будущее России: но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.

(Стихотворение “Русский язык”.)

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

… Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Повесть И.С.Тургенев “Ася”.

19. “Ася” – одна из самых лиричных повестей Тургенева. Часто ее издают вместе с повестями “Первая любовь” и “Внешние воды” под общим названием “Повести о любви”.
Ее появление в 1858 году в журнале “Современник” знаменовало собой выход Тургенева из глубокого душевного кризиса. Повесть вызвала многочисленные отклики, среди которых наибольшую известность приобрела статья Н.Г.Чернышевского.
Исследователи творчества Тургенева пишут о “тайном” психологизме автора: “Своеобразие и сила тургеневского анализа, его неповторимость и сохраняющееся очарование заключается в том, что Тургенева более всего привлекли те зыбкие настроения и впечатления, которые, сливаясь, должны вызвать у человека ощущение полноты, насыщенности, радости непосредственного чувства бытия, наслаждения от ощущения своей слиянности с окружающим миром.

(Отрывок из повести “Ася”.)

“Итак, лет двадцать тому назад я проживал в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна.
… Городок этот мне понравился своим месторасположением у подошвы двух высоких холмов, своими дряхлыми стенами и башнями, вековыми липами, крутым мостом над светлой речкой, впадавшей в Рейн…
… я часто ходил смотреть на величавую реку и … просиживал долгие часы на каменной скамье под одиноким огромным ясенем.”

Роман И.С.Тургенев “Отцы и дети”.

19. Чем дальше мы идем в романе…тем мрачнее и напряженнее становится фигура Базарова, но вместе с тем все ярче фон картины.
Н.Н.Страхов.

Тургенев в романе “Отцы и дети” хотел понять и показать образ нового человека своего времени.
Базаров, главный герой романа, – нигилист. Решительно и беспощадно отрицает он все: общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство и любовь. Предметом его “поколений” является практическая польза.

(Отрывок из романа “Отцы и дети”.)

“Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал. Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам…и отрывочным речам…Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ними возился. Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствовали, что он все-таки свой брат, не барин…дворовые мальчишки бегали за “дохтуром”, как собачонки… Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог, – а собирать травы, насекомых.”

Роман И.С.Тургенева “Отцы и дети” любим. Антон Павлович Чехов сказал: “Боже мой! Что за роскошь “Отцы и дети”! Просто хоть караул кричи!”

20. Гармоничность и нежность тонов, умелое и тонкое сочетание света и тени характеризуют тургеневскую манеру и в обрисовке человека, и картин природы. Он связывает свои пейзажи с настроением человека, с его духовным обликом. В миниатюрах пейзаж то оттеняет душевное состояние героя, то пейзажная зарисовка пронизывается философскими размышлениями. Светлых, радостных, обнадеживающих красок больше, чем печальных, грустных.

21. Кажется, счастье любви не раз было возможно и близко для самого писателя. “Премухинский роман” с Татьяной Александровной Бакуниной, долголетняя сердечная дружба с графиней Елизаветой Егоровной Ламберт, увлечение актрисой М.Г.Савиной, наконец, страстная, хотя и не лишенная внутренней борьбы с собою, сорокалетняя привязанность к знаменитой французской певице Полине Виардо…

22. И что же – ни один из этих чувств не переросло в семейный союз и не спасло Тургенева от участи вечного скитальца, доживающего, по его словам, свой век “на краю чужого гнезда”.

23. Особенность “тихой женской прелести” хорошо уловил Константин Бальмонт в посвященной им строфе из стихотворения “Памяти И.С.Тургенева”:

И там, вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой, –
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна-
Собралися воздушною толпой

24. Почитать жизнь несмотря ни на что за абсолютную ценность и по мере возможности украшать ее учит нас своим творческим наследием и Иван Сергеевич Тургенев великий автор прекрасных произведений.

Я помню сам старинный, грустный сад,
Спокойный пруд, широкий, молчаливый…
Я помню: волны мелкие дрожат
У берега в тени плакучей ивы;
Я помню – много лет тому назад –
Я в том саду хожу в траве высокой
(Дорожи все травою поросли),
Заря так дивно рдеет…блеск глубокой
Раскинулся от неба до земли…
Хожу, брожу задумчивый, усталый,
О женщине мечтаю небывалой…
И.С.Тургенев. “Параша”.

Портреты художников.

25. Печальная история с тургеневскими портретами, хотя их великое множество и среди авторов – самые знаменитые художники: Репин, Перов, Харламов, Похитонов, К. Маковский и многие другие. По единодушному признанию современников, “его живописный облик не передан никем сполна”, “лицо Ивана Сергеевича совсем не поддавалось фотографии и живописи”; “у нас нет хороших его портретов”: они не передают ни красоты и обаяния Тургенева, ни его аристократизма и породы.

26. По словам М.М.Стасюлевича, “редко юношеский облик в такой степени предсказывает черты старика или – лучше сказать – редко в чертах его юности, как то случилось с Тургеневым и как о том можно судить благодаря уцелевшему его портрету из эпохи самой ранней молодости.

27. В таком же духе высказывается П.В.Анненков: “ Портрет, по-моему, очарователен – это 20-тилетний Тургенев в полном виде и носит в выражении глаз и рта обещание всего, что он сделал… Полюбуйтесь, как время углубило все первоначальные черты на пространстве 50 лет, не изменив их вида”.

28. Следующий портрет разделен с акварелью тремя с лишними годами. Огромная разница между этими изображениями – превращение мальчика в человека вполне уже взрослого – зримое подтверждение признания Тургенева, расценившего годы, проведенные за границей, как переворот, начало развития своей души.

29. Хотя рисунок сделан в России, история его восходит ко времени знакомства Тургенева в 1840 году в Берлине с М.Бакуниным, который в письмах заранее сумел заразить братьев и сестер своим восторженным чувством к новому другу.

30. Если акварель 1838 года имеет самодовлеющую ценность и ее авторство не принципиально, то шуточный набросок Александра Бакунина – 23 летний Тургенев – “философ” в халате и ночном колпаке, склонившийся над рукописью, – замечателен уже одним именем автора.

31. Небольшой карандашный набросок воссоздает целую эпоху в жизни Тургенева, фокусирует в себе важнейшие события его молодости: дружбу с Бакуниным, увлечение немецкой философией, общественно – политические интересы, наконец, первое любовное разочарование – все то, что оставило такой глубокий след в его творчестве.

32. География рисунка необыкновенно расширяется, от него словно расходятся далекие лучи: Москва, Премухино, Берлин, Петербург с Петропавловской крепостью, Сибирь, Лондон. Он облекается на наших глазах в плоть и кровь, заключая в себе не только часть жизни самого Тургенева, но и чувства тех, кто рассматривал этот портрет с любовью и добродушной магию и аромат эпохи, воплотившейся в маленьком наброске…

33. Значение портрета Лами – в самом времени его создания, определившем творческую и личную судьбу Тургенева – начало литературной карьеры и знакомство с П. Виардо, а также в неожиданности психологической трактовки.

Тургенев почти не изменился за три года: видимо, эти события не успели еще наложить на него свою печать.

На более поздних дагерротипах 40 – годов облик Тургенева совершенно другой романтический красавец с оттенком разочарованности и меланхолии.

34. Борис Зайцев так говорит о Тургеневе: “ с довольно “роковым” поворотом головы, взором не без вызова, с романтическими кольцами кудрей – очень красивый и замечательный молодой человек, но уж, конечно, не без позы”. В лице Тургенева, при его значительности и незаурядности, подчеркнуты самоуверенность, надменность, умный и пристальный взгляд. Ни на одном портрете Тургенев не представлен так трезво, сухо, холодно и отстраненно.

35. “Глубокая, мягкая, любящая душа была заключена в колоссальное изящное тело, и эта комбинация была необычайно привлекательна”. Такое сложное взаимодействие внешнего и внутреннего оказалось непередаваемым, как осталась не запечатлённой и красота внешнего облика Тургенева, без чего немыслимо полное представление о нем и без чего изображения писателя лишь его бледная тень. Исключения составляют портретные зарисовки Полины Виардо, на которых Тургенев необыкновенно красив и которые полностью отвечают образу, сложившемуся по воспоминаниям очевидцев. Только ей оказалось подвластным то, перед чем были бессильны профессиональные художники. Факт весьма многозначительный.

36. Она завоевала не только его сердце – ей были послушны даже невидимые другим нюансы его внешности. Не поддаваясь фотографии и живописи, лицо Тургенева подчинялось карандашу Виардо, преодолевшему “сопротивление материала”. Соблазнительно на этом основании заключить, что именно ответное чувство вдохновляло Виардо в её рисунках. Однако точнее было бы сказать, что она открывала в нем , недоступное никому, а он – “послушный как ягненок” – открылся перед ней, как ни перед кем другим.

37. Рисунок А.Бенуа ещё больше подчеркивает трагическое выражение, запечатленное на фотографии М.Панова 1880 года, которая служила ему образцом. Эта альбомная зарисовка точно соотносится с поэтическими словами художника о писателе, словно замыкая серию тургеневских портретов, придавая ей цельность и законченность, превращая отдельные портреты в элементы единого целого, в последовательность ступени к постижению и воссозданию полнокровного образа Тургенева.

38. “Поэт, талант, аристократ, красавец. Богач , умен, образован, 25 лет – я не знаю, в чем природа отказала ему? Наконец: характер неистощимо прямой, прекрасный, выработанный в доброй школе.” Федор Достоевский.

39. Хотя почти все портреты и созданы русскими художниками, их география – места создания и передвижений – выходит за границы России, повторяя в общих чертах маршрут путешествий и мест пребывания Тургенева (Москва, Петербург, Германия, Рим, Париж), тем самым несет на себе отпечаток его судьбы.

(Карта с местами пребывания И.С.Тургенева.)

40. Портрет, выполненный Полиной Виардо, всегда стоял на столике Варвары Петровны, на него она изливала свои чувства к обожаемому сыну, в том числе гнев и обиду, когда тот впадал в немилость. Варвара Петровна не расставалась с ним.

41. Иван был удивлен и растроган, узнав, что мать звала его незадолго до смерти. Но свидания с любимцем – этого последнего утешения – жизнь ей не подарила.

42. После смерти матери братья поделили наследство. “Спассоке” досталось Ивану Сергеевичу. Став внезапно богатым помещиком, с двадцатипятитысячным ежегодным доходом, он принял решение и отпустил всех дворовых на волю, отмерил каждому земельный надел, помог выстроить избу, обзавестись хозяйством.

43. Прощаемся. Но долго – долго в ушах звенят, плача и радуясь, звуки старинной девической песни. И навсегда останется в сердце свидание с былиной, обильной песнями и широкой зеленой красотою орловской землей, подарившей миру доброго богатыря – Ивана Тургенева.

Учитель: Жизнь завершена. У него нет ни родной семьи, ни родного очага под сенью родных русских деревьев, всю жизнь он ютился на краешке чужого гнезда, а счастье его было мимолетным, как дым. Все было дым и уходило от него, как дым. И все– таки жизнь свою прожил он недаром. И шел всегда вперед, только вперед со своим поколением. Этого никто у него не сумеет отнять.

9 ноября 2008 года все прогрессивное человечество отметило юбилей Ивана Сергеевича Тургенева – 190 лет со дня рождения Великого, красивого и доброго… Великий человек, автор прекрасных произведений, которые учат любить, ценить жизнь, быть чутким, добрым к людям. Вся его жизнь это пример для молодого поколения.

Личность писателя, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный и жизненный опыт рождают единственность и неповторимость творчества. Творческая индивидуальность выражается через характер его образного видения, творческие цели, художественный метод и стиль.

И.С.Тургенев – крупный художник, сумевший открыть так много необыкновенного в обыкновенном, будничном мире. Это один из тех писателей, которых отличает необыкновенно тонкое и органичное слияние реалистически-конкретного эпического изображения с лиризмом.

И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией” природы. Он был убежден, что человек только и силен, когда “опирается” на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о мечте человека в природе. Его пугали могущество и власть ее, необходимость подчиняться ее жестоким законам, перед которыми все одинаково равны, его ужасал “закон”, по которому, рождаясь, человек был уже приговорен к смерти.

И.И.Панаев опубликовал в “Современнике” полу сатирическую заметку “Литературный маскарад накануне нового года”, в которой называет рассказчика в “Записках охотника” большим чудаком, ибо он хоть и скитается в охотничьем одеянии с ружьем и собакой, однако не столько охотится, сколько как-будто вписывает себя в природу, при этом “ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда, и птицы спокойно, ласково и безбоязненно летают вокруг этого странного охотника…”. Так что кто – кто, а именно Панаев отлично понимал, что охотничий костюм рассказчика “маскарадный” и речь в его рассказах, перенасыщенных порой природой, идет совсем не об охоте, обычном дворянском развлечении. “Портрет его не зря дан на фоне тонко выписанного пейзажа”,– замечает Алексеев об этом месте статьи Панаева. Можно найти не один художественный прием, которым пользуется Тургенев для создания эстетического единства “Записок охотника”. Но, несомненно, главным эстетическим связующим звеном всех рассказов является “странный охотник”.

В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне, нежно любил природу родного края и так полно, разносторонне отразил ее в своем творчестве.

Многие годы, проведя за границей в разлуке с Россией, писатель страдал не только из-за болезни, но еще и потому, что не мог побывать в своем Спасском – Лутовинове. С громадной художественной силой отразил И.С.Тургенев неяркую и неброскую красоту природы средней полосы в “Стихотворениях в прозе”.

Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра “Русский язык”. С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. И.С.Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков. И.С.Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его “великим и могучим”, связывая с ним надежды на светлое будущее России: но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.