Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Формирование познавательного интереса — одна из актуальных проблем развития личности в условиях современного образования. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что эффективно раскрыто в содержании знаний. М.И.Оморокова в своих работах отмечает, что творчество – это создание объективно или субъективно нового. Через субъектную новизну, создаваемую и переживаемую ребенком, он усваивает общественный опыт предшествующих поколений. Но чтобы учащиеся успешно овладевали этим опытом, важно включать их в активную и осознанную деятельность на уроке. Учителю важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников, поддерживать их активность и развивать творческие способности.

На уроках литературного чтения я активно использую творческие задания с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды, известны большинству учителей и находят применение в их практике. Основными видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание, драматизация. Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:

  • Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета для которой надо аргументировать; письмо и др.)
  • Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);
  • Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и даёт учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.

Цель творческих заданий – повышение активности и самостоятельности учащихся, совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Часто они носят вариативный характер, предоставляя учащимся возможность выбрать задание по силам. Главная задача учителя – пробудить, поддержать интерес детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций текстов.

Рассмотрим варианты нетрадиционных приемов творческих заданий.

Например, при знакомстве с рассказом В.Белова “Малька провинилась” творческим группам предлагается, используя лист приложения с изображением героев рассказов Василия Белова смоделировать обложку книги на выбор к прочитанным рассказам “Верный и Малька”, “Малька провинилась” или к своей придуманной истории о Мальке. При демонстрации получившейся обложки группы составляют связный, полный, развернутый текст-ответ, сообщают название жанра прочитанного произведения и обосновывают свое мнение, опираясь на известные им признаки этого жанра.

Возможность попробовать себя в роли художника появляется у учащихся при знакомстве с рассказом В.Осеевой “Почему?”. Группы получают две палитры. На одной детям предлагается, используя “Справочные материалы” тетради “Читая-думаю”,1(Приложение 1) обозначить их чувства к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце. При этом учащимся предлагается обосновать выбор цвета. Возможный ответ: “На первой палитре чувства к мальчику мы обозначили красным цветом, потому что испытали чувство гнева и стыда за его поступок, а желтым мы передали нашу жалость к нему. На второй палитре мы использовали оранжевый цвет, так как испытали уважение к главному герою, когда он во всем сознался маме. Зеленый цвет говорит о надежде на то, что мальчик больше никогда не будет врать”.

Формированию познавательных интересов младших школьников также способствует использование на уроках приёма составления структурных схем. Например, при знакомстве с рассказом К.Паустовского “Кот ворюга” детям предлагается вписать в структурную схему слова, обозначающие чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.

После заполнения данной схемы учащиеся аргументируют свой ответ: “Когда кот был беспризорником, он испытывал к людям страх, он боялся быть пойманным на краже. Попавшись в ловушку, герой ощущал настороженность, он с опаской поглядывал на мальчишек и не знал, милости от них ждать или гнева. Став домашним кот испытывал чувство благодарности и любви, он уже не боялся людей, а доверял им”. После этого учитель просит детей, используя Справочник по литературному чтению “Моя шкатулка”5 (Приложение 2), обозначить цветом на структурной схеме чувства, которые вызвал у них кот и при этом обосновать свой выбор.

Работу с моделями обложек прочитанных произведений можно использовать не только на этапе определения темы и цели урока, но и как прием творческой работы. Например, во время знакомства с рассказом М.Зощенко “Бедный Федя” учитель может предложить школьникам следующее задание: “Рассмотри обложки задания №1. Прочитай пословицы. Используя справку, восстанови пословицу к рассказу М.Зощенко и объясни её смысл. (Справка: к сердцу, человеку.) Подумай, какие пословицы к произведениям задания №1 можно использовать для определения главной мысли произведения М.Зощенко. Обоснуй свой выбор.

Можешь подобрать свои пословицы к модели обложки рассказа “Бедный Федя”, используя сборник пословиц.

Вариант ответа: “Я составил пословицу: “Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу”. Главная мысль этой пословицы – надо быть добрым и отзывчивым, как Анна Васильевна и откликаться на чужое горе. Для определения главной мысли произведения “Бедный Федя” подходит пословица “Красив тот, кто красиво поступает”, потому что Анна Васильевна поступила красиво, проявив сострадание и великодушие к одинокому Феде”.

Таким образом, выполнение заданий творческого характера содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом. Мои ученики, выполняя творческие задания, создают собственные проекты, которые потом успешно защищают на городских, межрегиональных, всероссийских научно– практических конференциях.

Литература

  1. Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д.1 Читая – думаю.1 кл.: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010. -76с.: илл.
  2. Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д., Кузнецова М.В., Читая – думаю.2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2009. -76 с.: илл.
  3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
  4. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 128 с.
  5. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Моя шкатулка Справочник по литературному чтению 2010 ООО “Кировская областная типография”, Киров, 2010.