Адаптация первоклассника. Включение в круг чтения. Проект "Первое посещение библиотеки"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: показать (раскрыть) способности ребенка в той или иной сфере.

Задачи:

  1. Включить детей в круг чтения.
  2. Дать ребенку почувствовать себя частью коллектива.
  3. Дать возможность осознать ребенку, что, если ты чего-то не знаешь, то тебя этому научат в школе.
  4. Познакомить с правилами библиотеки.
  5. Привить интерес к книгам, к чтению.
  6. Воспитывать бережное отношение к книге.

Ход мероприятия

Нас встретила директор библиотеки.

Библиотекарь: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой». Меня зовут Самохина Светлана Петровна, и я работаю в этом удивительном доме библиотекарем и хранителем книг.

«Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище.

- А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (Выслушать предположительные ответы.)

- Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет!

Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? (Ответы детей.)

- Книги!

- А зачем нужно читать книги? (Ответы детей.)

Библиотекарь: Итак, библиотека – это дом книги.

  • В библиотеке очень много книг, журналов и все это называется книжным фондом.
  • В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал. Давайте совершим небольшое путешествие на абонемент. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом.

(Библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое читательский формуляр, запись книги в ч.ф., возврат книги.)

Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеке
Правила особенные есть:
Знать вам обязательно их нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдешь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь!
Ясно, четко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребенок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека,
Будет рада вас всегда принять!

Библиотекарь: Библиотека – это книжный город. Книги здесь живут в своих домиках-стеллажах. Здесь есть свои улицы (пространство между стеллажами). Эти домики-стеллажи для учащихся младших классов.

Книги в домике живут – каждая семья в своей квартире, но квартира имеет не цифровой, а буквенный знак: А, Б, В... и т.д. Каждая квартира разделена полочным разделителем, за которым стоят книги, фамилии авторов, которых начинаются с данной буквы. Так за буквой А находятся книги Александровой, Алексина, за Б – Барто, Баруздина и т.д. Если книги написали несколько авторов, это сборники рассказов, стихов, и на обложке фамилия автора не указана, книгу необходимо поставить за тот разделитель, буква которого соответствует начальной букве названия книги. Сборник Круглый год – за разделителем К.

Понятно ребята? Давайте проверим, как вы усвоили правила выбора книги в библиотеке. Найдите ту букву, на которую начинается ваше имя. (Дети ищут и показывают.)


Андрей Кудрявцев 1 «Б».

Библиотекарь: Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!

Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

  1. Нельзя книги перегибать.
  2. Нельзя загибать книжные страницы.
  3. Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? (Ответы детей.)
  4. Нельзя писать и рисовать в книгах.
  5. Нельзя читать книги во время еды.

Библиотекарь: Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему? (Ответы детей.)

Показать презентацию о правилах пользования библиотекой. После презентации еще раз повторить правила.

Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.

Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

Библиотекарь: А каких вы авторов знаете на букву С? (Дети перечисляют фамилии авторов, в том числе называют В.Г.Сутеева.)


(Библиотекарь рассказывает о В.Г.Сутееве. Дети рассматривают книги, узнают и называют персонажей книг Сутеева. Некоторые ребята даже получили подарки за отличные ответы, а в завершении смотрели мультфильм.)



Библиотекарь: Наша экскурсия в Библиотеку подходит к концу! Теперь вы знаете правила пользования библиотекой. Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами. Надеемся, вы все это хорошо запомните!

Приглашаем вас с родителями записаться в нашу библиотеку и надеемся, что вы станете самыми главными нашими читателями!

До свидания, ребята!

В классе, дети вспоминали правила поведения в библиотеке, правила пользования книгами, прослушивали сказки В.Г.Сутеева на аудио носителе и рисовали рисунки. На следующий урок, некоторые ребята принесли «Неправильные правила пользования библиотекой» и дружно искали ошибки, а так же нашли самых-самых в книжном мире.

Детишкам очень понравилось в библиотеке. Они с родителями, на ближайших выходных записались и взяли свои первые библиотечные книжки.

Наша дружба с библиотекой стала по-настоящему крепкой! Мы часто ходим в библиотеку №93.

И даже поставили сценку про книги и выучили песню (см. Приложение).