Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по литературному чтению. Тема: "Автобиографическая книга. Детские воспоминания Андрея Болотова". 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

– формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

– формирование эстетического отношения к искусству слова;

Задачи:

  1. Познакомить с биографией Андрея Болотова и творчеством этого “удивительного” человека.
  2. Развивать интерес к самому процессу чтения,развивать устную речь.
  3. Воспитывать “грамотного читателя”,интерес к чтению и книге.

Техническое оснащение: компьютерная презентация.

Приложение к уроку: карточки с ключевыми словами, карточки для групповой работы.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Вот и дан для нас звонок,

Начинается урок.

– Здравствуйте, ребята. Надеюсь, у вас хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу. А на уроке вас ждёт сегодня знакомство с удивительным человеком.Вы хотите узнать,кто это и почему он удивительный?(Да!)

– Тогда начинаем наш урок!

2. Актуализация опорных знаний.

– А начать урок я хочу с простой детской загадки:

Мы ходим ночью,
Ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.(Часы)

– Для чего нужны часы? (Чтобы следить за временем, никуда не опаздывать).

– А как можно попасть в прошлое время без машины времени? (Читать исторические книги, летописи, рассказы о прошлом.)

– А как называются повествования авторов о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых они были? (Автобиографические книги.)

– Как понимаете это название? (Это произведения авторов о своей жизни, это жизнеописание, воспоминания авторов о своей жизни.)

– С каким автобиографическим произведением мы уже знакомы? (С.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”.)

– В каком веке написано это произведение? (В 19 веке.)

– Трудно ли было понимать язык автора при чтении произведения? (Нет ,было легко читать и понятно.)

3. Изучение нового материала.

– Наши герои Игорь и Оля тоже читали повесть С.Аксакова “Детские годы Багрова-внука” и радовались, что язык автора почти современный и ничего не нужно переводить.

Вот какие объяснения по этому поводу даёт профессор Николай Александрович, в роли которого выступит …(заранее подготовленный ученик).

Заранее подготовленный ученик использует материал из учебника литературного чтения, страницы 68-69 и представляет презентацию об Андрее Болотове (сначала использует приложение 1).

4. Сообщение темы урока. Постановка целей.

– Итак, ребята, о каком же удивительном человеке рассказал нам “профессор Николай Александрович”? (Об Андрее Болотове.)

– Почему же Андрея Болотова можно назвать удивительным человеком? (Потому что он много умел, много сделал и был разносторонним человеком.)

– Какую возможность предоставил нам сам Андрей Болотов, чтобы мы могли узнать о его жизни? (Он написал книгу “Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков”.)

– О чём написал свою книгу? (О своей жизни, о жизни русских людей 18 века.)

– Как назвать такое повествование автора? (Автобиографическая книга.)

– Может ли у такого человека жизнь быть скучной и неинтересной? (Нет, потому что сам человек интересный и разносторонний.)

– А хотелось бы вам сегодня на уроке познакомиться с некоторыми воспоминаниями из жизни этого человека? (Да.)

– Итак, ребята, какова же тема нашего урока? (“Воспоминания Андрея Болотова”.)

Учитель при необходимости корректирует тему урока, сформулированную детьми.

– Какие цели мы поставим на этот урок? (Прочитать отрывок из книги А.Болотова “Жизнь и приключения Андрея Болотова, написанные самим им для своих потомков”,узнать о его жизни из его воспоминаний.)

5. Работа с текстом.

а) до чтения

– Откройте, ребята, страницу 70.

– Назовите фамилию автора и название произведения.

– Какие предположения мы теперь можем сделать по фамилии автора и названию произведения? (Книга эта автобиографическая.)

– Какой же была жизнь А.Болотова, судя по названию? (Интересной и приключенческой.)

– Автор начинает свою книгу с “Предуведомления”.

– Как понимаете слово предуведомление?

(Вступление, пояснение, предупреждение, пролог.)

– Я прочитаю, ребят, а вы скажете, что же побудило А.Болотова к написанию своей книги?

Учитель читает текст “Предуведомление”.

(То, что сам он сожалел о том, что никто из его предков не оставил никаких сведений о своей жизни, а ему это было очень интересно.)

– Какие особенности языка заметили? (Есть устаревшие слова, несовременные предложения.)

– Как вы думаете, почему? (Потому что произведение написано в 18 веке.)

– Действительно, ребята, это особенности русского языка 18 века. Может, это трудновато и непривычно, но зато достаточно красиво и мелодично.

– Приведите примеры устаревших слов и словосочетаний. (Сии, таковые, небрежение.)

– Прочитайте название главы 1.

– О каком периоде из жизни А.Болотова мы узнаем? (О детстве, т.к. сказано первейших лет его жизни.)

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.70.

-Что она может нам рассказать? (Мальчик лёг спать, но о чём-то думает, связано с математикой, с решением задач, возможно о гусях.)

– Как проверить наши предположения? (Прочитать текст.)

б) во время чтения

– Обратите внимание – автор обозначает не часть 1,а письмо 1.Почему?

(Т.к. пишет письмо своим потомкам, оставляет свои воспоминания в письме.)

– Как обращается к нам? (Любезный приятель.)

– Какие чувства вкладывает в такое обращение? (Уважение, любовь, доброту.)

– Итак, ребята, давайте проверим наши предположения.

Текст читают заранее подготовленные ученики, ведут диалог с автором. Учитель по ходу чтения ведёт словарную работу, делает необходимые комментарии.

– О ком же оставил нам свои воспоминания А.Болотов в этом письме? (Об учителе арифметики.)

– Какие воспоминания остались у него о своём учителе? (Неприятные, обидные, плохие.)

– Что послужило причиной таких неприятных воспоминаний?(Случай, связанный с решением задачи, кото