Религия как феномен культуры. 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель:

  •  Изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия.
  • Сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий.
  • Научить учащихся анализировать и обобщать полученную информацию.
  • Способствовать формированию умения и навыков работы учеников с разными источниками и литературой.
  • Развивать коммуникативные навыки (работа в группе).
  • Способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов.

Необходимые ресурсы, материалы:

1. Программы, необходимые для запуска проекта на компьютере: Microsoft Word; Office 2003(2007); PowerPоint.

2. Дополнительные устройства: компьютер, Мультимедийный проектор, экран.

3. Материалы: мультимедийные презентация учителя и учеников подготовленные на уроках информатики.

Подготовительная работа: Подготовка учащимися дополнительно дома. Ученики готовят сообщения и материалы по теме "Мировые религии": буддизм, ислам и христианство. Разбить класс на четыре равноценные группы. Подготовить информационные таблицы.

Основные понятия: Религия, монотеизм, политеизм, анимизм, фетишизм, тотемизм, мировые религии, свобода совести.

Оборудование: мультимедийный проектор, Библия, Коран, иконы, раздаточный материал для учащихся в виде информационной таблицы для самостоятельного заполнения, отрывков из Библии, Корана, наставлений Будды.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала:

Учитель: Тема нашего сегодня урока "Религия как феномен культуры" (слайд 1)

Обратите внимание на план урока (слайд 2)

  1. Подходы к определению понятия "религия".
  2. Главные подходы к изучению религии.
  3. Функции религии
  4. Исторические этапы формирования религий.
  5. Исторические формы развития религии.

Проблема: В чем заключается принцип свободы совести и и как он реализован в нашей стране? (слайд 3)

1. Подходы к определению понятия "религия".

Учитель: А давайте подберем слова, которые подходят к пониманию слова "религия". (слайд 4)

(ответы детей: секта, вера, бог, душа, крест и т.д.)

Учитель. Религия - одна из наиболее значимых форм человеческой культуры, появившаяся ещё в глубокой древности.

Из уроков истории вам известно, что религия, религиозные представления людей зародились очень давно, примерно сорок тысяч лет назад.

На определенном этапе развития религии появляется такой социальный институт, как церковь, которая объединяет людей одного вероисповедания, формирует единые каноны, догматы, нормы поведения.

Большое значение религия имеет и в наше время.

Учебник трактует слово "религия" в двух значениях (рубрика "мнение"). Одни исследователи переводят это слово с латинского как "связывать", то есть оно обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного и небесного (божественного) миров.

Согласно другому толкованию, религия - это "набожность, святыня, предмет культа".

Попробуйте самостоятельно определить смысл слова "религия", опираясь на эти переводы с латыни (предполагаемые ответы детей: для меня религия - это вера и эта связь между мною и Богом)

2. Главные подходы к изучению религии

Число научных определений понятия "религия" так же велико, как и понятий "культура". Я хочу предложить вам несколько таких высказываний

(слайд 5)

"Религия - это то, что должно быть чисто и свято воздаваемо богам; что имеет смысл, если только они замечают это, и сели есть роду человеческому от бессмертных богов некое воздаяние" Цицерон

"Религия - это познание всех наших обязанностей как божественных заповедей (религия - это не просто взгляд на мир, а жёсткие требования, которые регламентируют человеческую жизнь, как именно он должен направлять и распределять свои усилия)". Кант

"Религия - это опиум народа. Религия - это самосознание человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова потерял себя". Маркс

Таким образом, само определение понятия "религия" - это уже предмет для дискуссии.

3. Функции религии. (слайд 6)

Вопросы для учащихся сопровождаются картинками на слайдах.

  1. Какие основные функции имеет религия?
  2. На какие виды подразделяются религии?
  3. Глядя на слайды, определите о каких религиях идёт речь?

│ компенсаторная или "терапевтическая" - смягчение социальных и личностных проблем, переключение негативных психологических состояний на позитивные;

│ мировоззренческая - формирование определенного целостного воззрения на мир;

│ культуротранслирующая - передача от поколения к поколению культурных ценностей, традиций, обычаев, произведений искусства;

│ регулятивная - упорядочивание отношений в обществе;

│ коммуникативная - создание среды общения;

│ легитимирующая - узаконивание некоторых общественных порядков;

│ интеграционно-дезинтеграционная - объединение единоверцев и разделение людей, исповедующих разные религии.

4. Исторические этапы формирования религий (Слайд 7)

Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем - его род) - видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. (ТОТЕМИЗМ)

(от франц. fetiche - идол, талисман), культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты - вера в амулеты, обереги, талисманы. (ФЕТИШИЗМ)

(от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии. (АНИМИЗМ)

Формы религии:

1. Ранние формы:

│ фетишизм - основан на вере в сверхъестественную силу природных предметов;

│ магия - основана на вере в сверхъестественные связи между естественными объектами и явлениями;

│ тотемизм - основан на вере в существование сверхъестественной связи между человеческим родом и животным или растением;

│ анимизм- основан на вере в существование души, духов.

Вопросы для учащихся:

Встречаются ли в современном мире данные религиозные культы?

(да, вот например чёрная кошка, если она перейдет дорогу, то жди неудач; встал с правой ноги утром, будет все хорошо и т.д.)

Что вам известно о религиях в современном мире?

(в современном мире мы знает несколько религий. Вот у нас в России есть люди, которые придерживают христианство. А вот рядом с нами расположена Калмыкия, там распространен буддизм. )

Учитель: Да, ребята, на нашей территории живут народы, поддерживающие многие религии, поэтому существуют и другие формы религий.

2. Национально-государственные формы:

  • иудаизм (религия евреев),
  • индуизм,
  • джайнизм,
  • парсизм,
  • сикхизм (религии индийцев),
  • синтоизм (религия японцев),
  • конфуцианство,
  • даосизм (религии китайцев).

3. Мировые религии: (Слайд 8)

  • буддизм (время возникновения - VI-V вв. до н. э.),
  • христианство (I в. н. э.),
  • ислам (VII в. н. э.).

Учитель: Слово предоставляется группам экспертов учащихся, подготовивших сообщения о мировых религиях. Каждая из групп демонстрирует свой материал, подобранный к уроку.

  • 1 группа подготовила материал о буддизме (презентация "Буддизм" - учеников) (слайд 10-15)
  • 2 группа о христианстве (презентация Христианство) слайд 16
  • 3 группа о исламе (презентация Ислам - учеников) слайд 16

Задание: По ходу сообщений класс заносит необходимую информацию в информационную таблицу, которая остаётся у учеников и вклеивается в рабочую тетрадь. (слайд 9)

Религии параметры Христианство Ислам Буддизм
Время возникновения      
Обозначение бога      
Священная книга      
Символы      
Культовые здания      
Основы учения      
Количество последователей религии      

Учитель: Я приведу вам примеры цитат из разных священных книг:

БРАХМАНИЗМ: "Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам" (Махабхарата).

БУДДИЗМ: "Не причиняйте другим того, что самим кажется больно" (Удана-Варга: 5, 18).

ДАОСИЗМ: "Пусть удача вашего соседа станет для вас удачей, а потеря вашего соседа - для вас потерей" (Тай Шанг Кан Йинг Пиэн).

ЗОРОАСТРИЗМ: "Только тот по природе хорош, кто не делает другим ничего, что нехорошо для самого себя" (Дадистан-и-диник, 94:5),

ИСЛАМ: "Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе" (Сунна).

ИУДАИЗМ: "Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему" (Талмуд, Шаббат, 31 а).

КОНФУЦИАНСТВО: "Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам" (Аналекты, XV, 23).

ХРИСТИАНСТВО: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Новый Завет. Евангелие от Матфея 7:12).

Все эти высказывания доказывают то, что религии учат добру верности, любви к окружающим, терпимости. Но история нам дает немало примеров когда на религиозной почве происходят социальные конфликты, столкновения. Войны. Религии, которые проповедуют терпение, покорность, смирение служили причиной гибели множества людей.

Вы можете привести примеры, подтверждающие этот тезис?

(ответы детей: походы крестоносцев, Варфоломеевская ночь, гонения на старообрядцев, исламский джихад, современные террористические акты исламских фундаменталистов, деятельность инквизиции, гонения на науку и т.д.) Религиозная нетерпимость. Фанатизм.

На основе перечисленного можно сделать вывод, что религия в нашем глобальном мире служит разъединению, разобщению людей? Таким образом, не выполняет в полном объеме выше перечисленные функции. Вы с этим согласны?

(Нет, религии реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

С помощью каких средств возможно примирение сторон? Избежать негативных последствий религиозных различий?

(Веротерпимость. Толерантность, личная ответственность)

Таким образом, можно сделать вывод нашей проблеме: Религии реализуют принцип свободы совести, но многое зависит и от самого гражданина. Только спокойное, уважительное отношение к представителям других религий, веротерпимость могут предотвратить недоверие, разногласия и вражду в обществе.)

III. Закрепление и обобщение:

1.Почему данные религии названы мировыми?

2. К какому виду и типу можно отнести каждую из мировых религий?

3. Какие общие черты можно выделить у рассмотренных религий?

4. Каковы между ними различия?

IV. Заключение

Возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о религии Вы сегодня узнали на уроке?

- Какие выводы о роли религии в жизни человека можно сделать?

V. Домашнее задание: параграф 12, вопросы и задания. (слайд 17,18)

Приложение 1

Приложение 2