Логопедическое занятие "Слово – предмет"

Разделы: Логопедия


Цель: Практически познакомить детей с понятием “слово-предмет”. Дать представление о способах передачи письменной информации.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с понятием “слово-предмет”;
  • формировать представление о способах передачи письменной информации;

Развивающие:

  • развивать зрительно-образное и фонематическое восприятие,  фонематический слух;
  • развивать зрительное внимание, логическое мышление, память;

Воспитательные: воспитывать интерес к языковым явлениям;

Здоровьесберегающая: регулировать учебную нагрузку.

Оборудование: схемы слов, предметные картинки, кукла Иванушка, обереги.

Ход занятия

1. Организация группы.

Я буду говорить, а вы делать.
Инструкции даются шепотом.

2. Знакомство с новым материалом.

а) Послушайте стихотворение, оно вам подскажет тему сегодняшнего занятия.

Всему название дано
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,
Над нами и под нами.
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.

Вы догадались, о чем будем говорить?
Целевая установка: Будем говорить о словах-предметах.

б) Соотношение слова с предметом. Каждый предмет имеет свое точное словечко. Например, это стул, а не кошка и не дом.
А это, что за предмет? (Стул.)
Как вы определили, что это стул, а не зайчик?
Ну вот, со стулом вы познакомились, покажите его глазами.
Получается.
Покажите глазами пол, потолок, алфавит, окно (Посчитайте глазами все окна), люстра (Посчитайте глазами все люстры), выключатель, доска.

в) Придумывание слов детьми.
У меня получилось замечать предметы в вашем классе. Попробуйте и вы назвать слова-предметы, которые есть в вашем классе.
(Дети называют слова – предметы.)
Это проще простого придумывать слова, которые вы видите… А вот может ли человек придумывать слова, которые не видит. Давайте попробуем, не повторяя друг друга.
(Дети вспоминают слова-предметы.)
Да, вы хорошо вспоминали предметы. И я придумаю 2 слова: карлики, великаны. Вы знаете, кто такие карлики, великаны?
Да вы все знаете: вы можете творить чудеса. Сотворите еще одно. Встаньте, пожалуйста. Давайте превращаться…

г) Физкультминутка.

Чудеса у нас настали!
Дети карликами стали.
Великанами чтоб стать –
Будем дружно подрастать.

Вы хорошо превращались. Если бы карлики и великаны на вас посмотрели, они подумали б вот что: (На доске записываю слова “Молодцы, ребята!”).
Обращаюсь к ребятам: “Что они подумали бы?”
“Как вы думаете, что подумали бы карлики и великаны о вас?”

д) Рассказ логопеда о способах передачи информации с помощью разных видов письменности:
– славянская письменность;
– символико-знаковое письмо.

3. Обучение графическому анализу.

а) Знакомство со схемой слова.
А теперь превратите ваши палочки в волшебные! Взмахните ими и зазвучат загадки. Ваша задача их отгадать.

б) Отгадывание загадок.

Я – предмет пушистый,
Умею бегать быстро,
Люблю дремать на крыше.
Меня боятся мыши.
Кто я? (Кошка.)

А я – предмет рычащий.
Гуляю в дальней чаще.
Мед кушать обожаю,
Да пчелы мне мешают.
Я кто? (Медведь.)

Я – предмет голодный,
Живу в лесу холодном.
На месяц ночью вою,
Давно дружу с лисою.
Кто я? (Волк.)

в) Сколько слов-предметов вы угадали?
Запишите с помощью палочек.
Назовите первое словечко, второе словечко, третье словечко?
В правый верхний край стола ушло слово волк. Какое по счету? Ушло слово кошка? Какое по счету? Какое слово осталось? Медведь. Какое по счету? Ушло слово медведь.
Вы так ровно, красиво выкладывали слова с помощью палочек, пальчики старались, помогали. Пусть они теперь немного поиграют.

г) Пальчиковая зарядка.

Раз, два, три, четыре, пять…
Вышли пальчики гулять.
Зашагали пальчики –
Ну совсем как мальчики.
Пальцы в крабов превратились.
То поползли, то притаились.
Словно рыбки в море синем
Плавали они, резвились.

д) Развитие речевого слуха.

Глазки закрываются,
Головки опускаются,
Ушки слушают,
Пальчики помогают.
Показать столько пальчиков – сколько я назову слов:
Мир, счастье, мама.
Какое первое слово?
Какое третье слово?
Какое второе?
Если бы у вас были карандаши и лист бумаги, как бы вы нарисовали слово “счастье”?
А почему именно слово “счастье” спряталось между словами мир и мама.

4. Развитие фонематического восприятия.

Игра “Определи слово”.

Есть слова, которые каждый человек рисует одинаково, например стол, а есть слова, которые рисуются по-разному, например слово счастье. Вот какие удивительные слова-предметы. Сейчас я буду показывать картинку и называть ее. Вы хлопните, когда я назову правильно.

Сила, илас, лиса,
Липа, апил, пила,
Елкаб, алкбе, белка,
Мгон, ногм, гном,
Шимка, камиш, мишка,
Ткау, акту, утка,
Клаку, лакук, кукла,
Ломоко, коломо, молоко.

5. Итог занятия.

О каких словах мы сегодня с вами говорили?
Как мы записываем слова-предметы?
А что изображено на этой палочке?
Оценка деятельности учеников на уроке.
Мне хочется, уходя, дать вам обереги.

Пусть они вас берегут
И удачу вам несут!

Вручение оберегов.