Изготовление елочной игрушки в технике аппликации на пенопласте

Разделы: Начальная школа


Больно видеть замусоренную природу, ведь от этого страдает не только она, но и мы люди. Всё чаще употребляем мы слова «экологическая проблема», говоря о загрязнении окружающей среды промышленными и бытовыми отходами. Мы перестаём замечать мусор под ногами, спокойно выбрасываем на помойку вещи, которые ещё могли служить нам службу. Вместе с загрязнением природы загрязняются наши души и души наших детей.

В работе с детьми на уроках технологии мы работаем с разным бросовым материалом и один из таких материалов это отделочный пенопласт.

Форма обучения: урок.

Тип занятия: репродуктивно-деятельностный с элементами проблемного обучения.

Методы обучения:

  • словесные: рассказ, беседа, объяснение;
  • наглядные: образы изделий, демонстрация готовых работ, плакаты, таблицы, слайды.

Тема: изготовление елочной игрушки в технике аппликация на пенопласте.

Цели:

  • познакомить с новым видом аппликации на пенопласте;
  • пробудить интерес детей к работе с бросовым материалом;
  • создать условия для творческого развития личности ребёнка.

Задачи: показать характерные особенности пенопласта и приёмы работы с ним;

  • научить технике работы, закрепить навыки на практике;
  • развивать творческое мышление, способность анализировать, сравнивать, фантазировать; развивать внимание, воображение эстетический вкус, мелкую моторику рук;
  • воспитывать терпение, аккуратность, умение доводить до конца задуманное, уважительное уважение друг к другу.

Изделие: изготовление новогодней игрушке (пенопласт и остатки кусочков ткани).

Материалы и инструменты:

  1. Пенопласт, шёлковая или капроновая ткань;
  2. Ножницы, простой карандаш.
  3. Клей ПВА, кисточка, клеёнка, тряпочка.
  4. Образцы новогодних игрушек, заготовки фигур.
  5. Таблицы, плакаты, слайды, музыка:
    • памятка учащихся;
    • плакат с кроссвордом;
    • схема «Звёздочка обдумывания»;
    • таблица «План-схема выполнения работы»;
    • плакат «Гимнастика для глаз».

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро! – солнцу и птицам.
– Доброе утро! – приветливым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длиться до вечера.

2. Тренинг-настрой:

Мы все поприветствовали друг друга доброй улыбкой и нам стало радостней и веселей. Я надеюсь, наш урок пройдёт организованно, интересно, с пользой для всех. Желаю вам успеха, удачи и хорошего настроения.

3. Проверка готовности к занятию:

Чтоб работа закипела
Приготовьте всё для дела
Будем клеить, мастерить
Всё должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить
Клеёнку надо постелить
Ножницы, ткань, пенопласт и клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш-
Он в труде помощник наш,
Все красиво положи
И в порядке содержи.

слайд

4. Обозначение темы, постановка задач:

– Ребята, мы все в ожидании какого праздника? (Нового года)

– Без чего нельзя обойтись, встречая новый год? (Без ёлки, подарков, украшений.)

– У нас есть ёлка, но на ней чего - то не хватает. Как вы думаете чего? (Ёлочных игрушек)

– Я предлагаю сделать их своими руками. И поэтому сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним видом аппликации и научимся с ним работать. Тема нашего урока «Изготовление ёлочной игрушки в технике аппликация на пенопласте»

слайд

II. Повторение раннее изученного материала, подготовка к восприятию нового.

– Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить о том, что мы узнали на предыдущих уроках. Я предлагаю вам разгадать кроссворд и если вы ответите на все вопросы правильно, то прочтёте зашифрованное слово.

Вопросы к кроссворду:

  1. Перед любой работой обязательно составляется план... (схема)
  2. Рисунок, передающий внешнее очертание предмета, выполняется только линиями (контур)
  3. Это слово с латинского языка переводится как ,, прикладывание,, (аппликация)
  4. Образец из картона, по которому размечают и вырезают фигуры(шаблон)
  5. Элемент, из которого составляется аппликация (деталь)
  6. Состав, при композиции которого крепятся детали в аппликации(клей)
  7. Белый, красный, синий – это... (цвета)

– Молодцы, вы правильно разгадали кроссворд. Эти слова мы часто используем на уроках технологии. И по этому их предназначение нам хорошо известно, и я вижу, что вы уже готовы к изучению нового материала.

III. Изучение нового материала.

1. Подготовительный этап.

а) Ролевая игра.

– Погода стояла морозная, в комнате скучали Шарик и Мурзик. И вдруг перед ними появились Умелые ручки.

– «Умелые ручки», можно мне ребятам рассказать, что можно сделать из ненужных вещей, т.е. из бросового материала? (Да)

– Все эти вещи, которые лежат в ящике (кусочки пенопласта, ленточки, ткань, нити)- все это бросовый материал. Это тот материал, который остался от каких либо работ и казалось бы больше негде не пригодится, и в большинстве случаев его выбрасывают, тем самым загрязняют окружающую среду, не предполагая о том, что он может ещё где-нибудь пригодиться. Но мы с вами постараемся этим ненужным старым вещам подарить ещё одну жизнь.

2. Основной этап.

а) Знакомство с пенопластом (виды и свойства)

– Сегодня на уроке мы будем использовать один необыкновенный материал – это пенопласт. Давайте исследуем его. Возьмите в руки. Что можете о нём сказать? (лёгкий, пружинистый, шершавый, легко ломается, режется, протыкается, разного цвета)

Вывод:

И так, ребята, материал у нас есть.
Что невозможно глаз отвесть:
И красив он, и практичен
И легок, и не токсичен,
Можно резать и ломать
пенопластом называть.

б) Приемы работы.

– На пенопласте можно сделать аппликацию методом закрепления ткани в пенопласте. Для этого нужно: пенопласт, карандаш, ткань, клей. (Образец выполняет учитель)

в) Выработка начального навыка работы. (Ребята на кусочках пенопласта пробуют новую технику аппликации на пенопласте.)

3) Контрольный этап.

а) Проверка усвоения материала.

– Каким инструментом удобно пользоваться для закрепления ткани? (карандашом)

– Что ещё можно использовать для более крепкого закрепления ткани на пенопласте (клей)

– Какую ткань лучше использовать? (лёгкую не сыпучую)

IV. Физкультминутка.

Мы работали, старались
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки. (Дети поднимают руки и потягиваются)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей. (Дети машут руками, прогоняя тучку)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло (Дети поворачивают голову влево, вправо и улыбаются друг другу)

V. Закрепление изученного.

1. Постановка проблемы.

И так, ребята, мы с вами говорили о том, что скоро приближается Новый год. У нас есть класс, где будет проходить праздник. У нас есть ёлка, но проблема в том, что у нас нет новогодних игрушек. Мы можем сами приготовить их? (Показ готовые игрушки)

Приступая к работе, что мы должны помнить? (Памятку учащихся)

слайд

2. Памятка учащимся.

  • наметь план работы;
  • организуй рабочее место;
  • техника безопасности (соблюдать правила по технике безопасности, бережное отношение к инструментам и материалам);
  • экономно расходуем материал;
  • соблюдай порядок на рабочем месте;
  • начатое дело доводи до конца, старайся выполнять работу как можно лучше;
  • помоги (научился сам, помоги товарищу)

3. Звёздочка – обдумывания.

Мы приступаем к работе. Работать будем в парах. Каждая пара будет делать одну игрушку, разработав свой творческий проект. В разработке своего проекта вам поможет «Звёздочка – обдумывания».

слайд

4. План-схема выполнения работы.

Я помогу составить алгоритм нашей проектной деятельности. (На доске)

Выявление проблемы. Мы выявили проблему. В чём она? (Ёлка без украшений)
Поиск решения проблемы. Найди решение проблемы. Обсудите в парах, что можно сделать.(Елочные игрушки, снежинки, цепочку)
1 2 3 4 Выбери один из предложенных вариантов.
Разработка дизайн-предложение. Нарисуй эскиз вашей игрушки и его оформление.
Материалы
Инструменты
Безопасность труда
Используй полученные знания по работе с новым видомаппликации.
Изготовление игрушки  
Оценка выполненной работы  

VI. Практическая работа детей.

  1. Гимнастика для глаз.

  2. Индивидуальная работа с детьми. (Дети делают каждую деталь отдельно, затем при помощи клея соединяют, вставив между деталями петлю из ленточки.)

  3. Пальчиковая гимнастика.
    Дружно пальчики сгибаем
    Крепко кулачки сжимаем
    Раз, два, три, четыре, пять –
    Начинаем разгибать.

VII. Подведение итогов.

Кто работу выполнил, подходите и украшайте ёлку.

– Красивая получилась ёлка?

– В какой технике выполняли поделки? (Аппликация на пенопласте)

– Какая проблема стояла перед вами? (Украсить ёлку)

– Справились с проблемой? (Да)

Вывод: Я думаю, что задачу урока вы выполнили, научились делать аппликацию на пенопласте. Сделали прекрасные игрушки. Все получили оценку «5» за работу. Потому что:

слайд

  • По конструктивным критериям они прочны и удобны,
  • По экологическим – использовали отходы от производства.
  • По эстетическим – все поделки имеют оригинальную форму, с правильно выработанным цветовым решением.
  • По экономическим – они доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.

VIII. Рефлексия.

– Что сегодня на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

– Какая работа показалась вам наиболее интересной?

– Пригодиться ли вам полученное знание в дальнейшем? (Да, по такому принципу можно выполнять и другие аппликации. Приготовить подарки на другие праздники)(Образцы разных аппликаций)

IX. Домашнее задание.

Дома ребята можно сделать такие аппликации и новогодние игрушки, используя те знания, которые получили сегодня на уроке и подарить их друзьям или родственникам.

Вывод: слайд

Ведь сделанная вашими руками вещь дарит дому тепло и уют, вашим родственникам и друзьям радость от оригинального подхода, а вам – удовольствие, от хорошо выполненной работы и экономию в семейном бюджете. Ведь цена такой вещи не рубли, а ваше умение, терпение, желание сделать приятное близким, ваша фантазия и творчество.

X. Конец урока.

Вот закончился урок,
Все убрать на нужно в срок
Мусор быстро собери,
В портфель все вещи положи,
Клеёнку тряпкой оботри,
Потом сложи и убери.

Презентация.