Программа "Интеллект" решает задачи "Нашей новой школы"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В материалах национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” одним из приоритетных направлений является поддержка талантливых детей.

И это совсем не случайно. Интеллектуальное производство – один из решающих факторов экономического развития. Важнейшим резервом человеческой цивилизации являются интеллектуальные способности, а важнейшим приоритетом – интеллект. Одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние, именно они должны быть в центре педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связаны именно с одаренными, способными, талантливыми детьми. Проблема развития интеллектуального и духовного потенциала нации актуальна в настоящее время, как никогда. В последней четверти уходящего века произошел качественный скачок в развитии новых технологий, который повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, владеющих современными методами исследования, умеющими ставить и решать новые задачи – интеллектуальной элиты. Формирование элиты сегодня приобретает особую актуальность и остроту во многих профессиональных сферах, особенно в таких, как наука, образование, культура, здравоохранение. Именно ей предстоит решать поставленные перед человечеством глобальные проблемы, такие как повышение уровня жизни и обеспечение населения питанием и энергией, накопление индустриального капитала, адаптация общества к экосистеме, сохранение озонового слоя и др.

В широком понимании смысла элитой считают ученых и специалистов высшей квалификации, отличающихся высоким интеллектом, творческими достижениями, обладающих междисциплинарным уровнем знаний, умений и навыков, способных к активному диалогу и сотрудничеству, способных выполнять роль наставников новых поколений.

Но и сама элита – это, в большинстве своем, те одаренные, талантливые дети, которым повезло получить образование в условиях максимального развития их интеллектуальных и творческих способностей. Такие условия могут быть созданы, прежде всего, в учебных учреждениях повышенного типа – гимназиях, лицеях.

Гимназия, являясь одним из структурных подразделений в системе непрерывного образования, не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей общества в развитии творческого потенциала учащихся, привитии им исследовательских навыков, мотивации на занятие интеллектуальным трудом.

Наша гимназия в этом плане не является исключением.

Но процесс выявления, воспитания, обучения и развития способных учащихся не может быть стихийным. Обеспечить планомерность и систематичность данного процесса была призвана программа “Интеллект”, разработанная в рамках Программы развития гимназии на 2006-2010 годы. Программа “Интеллект” ориентирована на развитие интеллекта учащихся, их способностей средствами образования.

При определении стратегии программы мы исходили из следующего содержания понятия “одаренность”. К группе одаренных детей могут относиться учащиеся гимназии, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную познавательную потребность;
  • испытывают радость от интеллектуального труда.

Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

1) дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
2) дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки;
3) учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы гимназии и реализации программы “Интеллект”.

Цели программы:

  • создание условий для развития творческого потенциала учащихся;
  • формирование устойчивой мотивации к творческой, исследовательской и экспериментальной деятельности;
  • определение стратегии, принципов функционального, педагогического, социально-психологического и научно-методического обеспечения ее реализации.

Задачи:

  • создать условия для реализации каждым учащимся личных творческих способностей в процессе поисковой и научно-исследовательской деятельности;
  • использовать современные образовательные, информационно-коммуникационные технологии в работе с одаренными учащимися;
  • внедрить “Модель организации научно-исследовательской деятельности (НИД)” в учебно-воспитательный процесс;
  • создать систему исследовательской деятельности, предусматривающую связь гимназии с социумом;
  • стимулировать творческую, исследовательскую и экспериментальную деятельность учащихся и педагогов;
  • обеспечить результативное участие учащихся гимназии в олимпиадах различного уровня, интеллектуальных соревнованиях и конкурсах;
  • воспитывать сознательного гражданина России, способного внести свой вклад в ее развитие и процветание.

Ожидаемыми результатами Программы мы обозначили следующие:

  • Повысилось качество образования, разработана и внедрена в образовательный процесс система формирования исследовательских навыков учащихся 1-11 классов. Внедрена “Модель организации научно-исследовательской деятельности в МБОУ Гимназия.
  • Участники образовательного процесса овладели технологией исследования, проектной технологией, современными информационно-коммуникационными технологиями.
  • Активизировалась работа научного общества учащихся (НОУ), увеличилось количество участников школьных и городских научно-практических конференций, имеется выход на окружной и всероссийский уровень.
  • В гимназии организуются и проводятся различные интеллектуальные соревнования и конкурсы, создаются новые традиции. Активизировалось участие в олимпиадах различного уровня, в том числе дистанционных, имеется положительная динамика результатов этого участия, имеются призеры олимпиад российского уровня.
  • Сложилась структура внешних связей гимназии с социумом.

Реализация программы “Интеллект” осуществляется по трем направлениям: урочная деятельность, внеурочная деятельность, деятельность в системе дополнительного образования.

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Деятельность в системе дополнительного образования

  • Уроки развития творческих способностей
  • Изучение предметов на углубленном уровне
  • Нестандартные уроки исследовательского типа
  • Проекты
  • Внеклассная работа по предмету
  • Предметные Декады
  • Интеллектуальный марафон
  • Предметные олимпиады
  • Декада науки
  • Разработка электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) учащимися гимназии
  • Кружки и клубы по интересам, спортивные секции
  • Научное общество учащихся
  • Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях

Были определены этапы реализации программы “Интеллект”, разработан план действий по ее осуществлению, ежегодно отслеживается ход программы, вносятся коррективы.

Как следует из определения целей и задач данной Программы, ведущими путями развития интеллектуального потенциала гимназистов является экспериментальная, научно-исследовательская работа и участие в олимпиадном движении.

Вовлечение учащихся в научный поиск, исследовательскую деятельность – одно из условий формирования их творческого потенциала. От ученого всегда требовалось наличие интеллекта, творческого потенциала, знаний, трудолюбия, а от современного – еще и умения владеть междисциплинарным подходом в решении проблем, интегративного уровня знаний и умений, способность к активному диалогу и сотрудничеству. Формирование таких качеств, как высокая познавательная, творческая, исследовательская активность, коммуникабельность, должно происходить в школе. Новые внешние факторы диктуют поиск новых подходов в формах школьного образования, методах преподавания в подготовке одаренных учащихся к исследовательской деятельности. Именно исследовательская деятельность должна стать обязательным компонентом организации работы с одаренными учащимися.

Поэтому организация работы с одаренными учащимися в рамках Программы базируется на исследовательском подходе в обучении, который делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы, а его процессуальной основой является научно-образовательная, поисково-творческая деятельность. Ведущими методами в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский; ведущими приемами – приемы и средства стимулирования учения, разработанные Г.И. Щукиной, Ю.К. Бабанским, и общедидактические приемы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналогов для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведенного исследования.

Научно-исследовательская деятельность по праву считается творческой. Она требует наличия определенных качеств, формирование которых должно быть целенаправленным и начинаться как можно раньше.

Можно выделить четыре компонента структуры личности, которые в значительной мере обуславливают успешность учащегося-исследователя, а в дальнейшем – специалиста-исследователя: интеллектуальный (логический – умение работать с информацией, подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи); творческий (видеть проблему и решать ее, владение творческими методами решения проблем, умение заниматься самообразованием, давать самооценку); социальный (взаимодействие с общественными институтами и людьми); направленность личности (интересы, стремления, идеалы, убеждения), обусловленная социально и формируемая путем воспитания. Чтобы достичь оптимального развития в личности каждого из них, обучение учащихся исследовательской деятельности должно быть спланировано через различные формы: урочную и внеклассную деятельность, систему дополнительного образования, научно-образовательную, поисково-творческую, проектную деятельность. Формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников должно осуществляться целенаправленно, поэтапно, с учетом возрастных особенностей.

Была разработана “Модель организации научно-исследовательской деятельности гимназии”, определены общеучебные исследовательские умения и навыки, формируемые на каждой ступени образования.

Остановимся на организации работы научного общества учащихся, которое было создано в 1999 году и объединяло в то время 14 старшеклассников, занимающихся исследовательской деятельностью по выбранной ими теме (гуманитарного и естественно-научного направлений).

За годы существования НОУ его структура существенно изменилась: создано Малое научное общество учащихся 5-7-х классов, в течение шести лет в рамках школьной Декады науки проходит Фестиваль первых открытий, на котором с исследовательскими проектами выступают учащиеся начальных классов. Руководит работой научного общества учащихся Совет НОУ. В состав Совета НОУ входит Президент и руководители секций: физико-математической, естественно-научной, филологической, общественных наук, иностранных языков и информатики. В течение учебного года в рамках НОУ идет работа над исследовательскими проектами, а в апреле в ходе Декады науки учащиеся представляют свои работы и проекты на научно-практической конференции. В 2008-2009 учебном году школьному научному обществу учащихся исполнилось 10 лет. В юбилейном году на школьную НПК было представлено 125 исследовательских работ и проектов учащимися старшего и среднего звена и 15 работ учащимися начальных классов.

Результативность участия гимназистов в научно-практических конференциях более высокого уровня за годы реализации программы “Интеллект” представлена в следующей таблице:

Уровень НПК

Количество участников (из них призеров)

Городская научно-практическая конференция

76 (45)

НПК “Шаг в будущее” Округ – 13 (6), Россия – 2 (2)
Конкурс исследовательских проектов “Человек на Земле” Округ – 6 (4), Россия – 2 (2)
Межгосударственная конференция одаренных школьников “ Intel – Авнгард”

2 (2)

Молодежный конкурс IT-проектов Город – 27 (20), округ – 16 (12)

Вторым путем развития интеллектуальной одаренности детей мы считаем массовое вовлечение учащихся в олимпиадное движение.

В течение ряда лет гимназисты показывают неплохие результаты на олимпиадах, а за последние два года вышли и на мировой уровень. Результаты успешного выступления учащихся гимназии на олимпиадах различного уровня вполне закономерны.

Подготовка учащихся к олимпиадам начинается с начальной школы. Развитие творческих способностей учащихся осуществляется уже в процессе обучения по программам развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова и Л.В. Занкова. Со второго класса в учебный план начальной школы введен урок развития творческих способностей, на котором учащиеся знакомятся с методами решения нестандартных задач. Проведение школьных интеллектуальных марафонов в начальной школе, подготовка учащихся к ним дают первый опыт применения полученных знаний в нестандартной ситуации, а успехи мотивируют учащихся на более осмысленные и регулярные занятия в данном направлении. На следующих ступенях образования продолжается подготовка учащихся к олимпиадам, которая осуществляется в течение всего учебного года. Педагогами гимназии разработаны программы олимпиадных тренингов по всем предметам учебного плана, по которым проводятся олимпиады. Кроме того, повышенный уровень изучения предметов (а в гимназии с 8 класса идет обучение учащихся по программам углубленного изучения предметов) способствует более качественной подготовке учащихся к решению задач повышенной сложности, олимпиадных задач. Регулярные занятия с педагогами по программам олимпиадных тренингов дают возможность нашим учащимся расширять и углублять знания по предметам, а уровень подготовки педагогов гимназии обеспечивает качество этой работы. Школьные олимпиады проводятся для учащихся 5-11-х классов в соответствии с Положением о всероссийской олимпиады школьников. Результативность участия в олимпиадах за годы реализации Программы представлена в таблице:

Уровень олимпиады

Количество призовых мест

Муниципальный

411

Региональный

51

Всероссийский

6

Международный

2

Наиболее значимыми достижениями за последние годы стали призовые места по русскому языку и физике на всероссийском уровне и победы по физике на международном уровне. Ученик гимназии Землянов Владислав стал серебряным призером Международной юниорской естественно-научной олимпиады (2007 год) и победителем (золотая медаль) 40-й Международной физической олимпиады в Мексике (2009 год). Успех ученика гимназии стал возможным не только благодаря его личным качествам, но также благодаря знаниям, таланту, опыту работы по подготовке учащихся к олимпиадам его учителя физики Козловской Зои Георгиевны.

В течение трех последних лет активизировалось участие гимназистов в дистанционных олимпиадах и проектах. Наиболее значимыми из них в плане популярности, массовости и результативности можно назвать национальную образовательную программу “Интеллектуально-творческий потенциал России”, Международную олимпиаду по основам наук Уральского федерального округа, международную лингвистическую олимпиаду “Русский медвежонок –языкознание для всех”, международный конкурс по математике “Кенгуру –математика для всех”, Пермский молодежный чемпионат по истории и английскому языку, всероссийский дистанционный конкурс “Улитка” (г.Омск) и еще около двух десятков наименований. Дипломы лауреатов, призеров, победителей заняли свое достойное место в портфолио наших гимназистов. Среди достигнутых в дистанционных проектах результатов можно выделить бронзовую медаль в командном первенстве “Турнира юных физиков “Гимназического союза России”, комплект медалей разного достоинства в Международной олимпиаде по основам наук УРФО.

Но не только участием в дистанционных проектах обогатилось содержание работы одаренными. Произошли изменения и во внутренней структуре – так, наряду с научно-исследовательской деятельностью стало развиваться относительно самостоятельное направление –разработка практико-ориентированных проектов учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий. Открылся компьютерный салон; в школе ежегодно проводится защита электронных образовательных продуктов, созданных учащимися; стало традицией участие гимназистов в молодежных конкурсах IT-проектов.

В этом году разработан проект летней школы для одаренных “Эрудит”, в осенние каникулы успешно прошла первая пробная смена, думаем, что эта форма найдет свое место в системе работы с гимназистами.

В заключение можно отметить следующее.

В ходе реализации Программы “Интеллект” сложилась определенная система работы со способными и одаренными учащимися гимназии, были созданы новые традиции, появились стабильные положительные результаты, а именно:

  • достаточно высокая результативность выступлений учащихся гимназии на олимпиадах различного уровня;
  • положительная динамика результативности участия в интеллектуальных марафонах, соревнованиях, конкурсах;
  • активизация работы НОУ, совершенствование структуры НОУ, вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся всех ступеней образования;
  • создание новых традиций (проведение Декады науки, Фестиваля первых открытий, Компьютерного салона, Бала умников и умниц, Дней открытых нестандартных уроков, школьного конкурса “Ступени успеха” и др.);
  • расширение сфер и активизация участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, проектах;
  • появление нового направления в работе с одаренными.

Таким образом, уже достигнуты многие плановые результаты, но новое время требует и новых решений, поэтому мы ищем перспективные пути и дополнительные возможности развития детской одаренности в нашем учебном заведении.