Рабочая программа по учебному курсу "Художественная вышивка"

Разделы: Технология


Пояснительная записка

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной обработки материалов. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда. Вышивка – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается благодаря таланту мастериц, работающих в центрах народных промыслов России.

Изучение  вышивки как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. 

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к  отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций.

Программа предполагает необходимость ознакомления учащихся с принципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и способами вышивки, что дает возможность учащимся при разработке, подборе схем для вышивания  использовать готовые образцы, иллюстрации и слайды изделий.   Использование канвы с нанесённым рисунком для художественной вышивки может способствовать развитию  практического навыка.

Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций изделий декоративно-прикладного искусства. Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру.

В процессе обучения по данной программе школьники смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными профессиями, т.е. она имеет широкий спектр практического применения.

В программе отражён  технологический компонент общего среднего (полного) образования. Ее реализация  предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: мониторинг и развитие их возможностей, интересов, воспитание творческой самостоятельности при выполнении проектных и исследовательских работ, знание особенностей профессии «вышивальщица», «художник-модельер». Учащиеся, владеющие первоначальными знаниями и умениями по вышивке, выполняют творческий проект с начала учебного года в соответствии с тематическим планированием. Школьники, впервые знакомящиеся с технологией вышивки, выполняют творческий проект после овладения вышивальными швами на образцах или  небольших изделиях, разработанных преподавателем. Защита индивидуального или коллективного учебного проекта проводится на итоговом занятии в форме исследования.

По всем разделам программы представлен примерный перечень  практических заданий и изделий для выполнения учебных проектов.

Цель программы: обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

  • Развивающие: создать условия для
    • самореализации творческих способностей к творческому решению задач, к созданию нового продукта;
    • развития   умственных способностей (память, мышление, воображение, логика) и социальной компетенции школьников:  
      • отношения к другому человеку, как к высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи;
      • развития инициативности, самостоятельности;
      • формирования адекватной  самооценки, чувства ответственности, навыков самоорганизации, самоконтроля, нравственного саморазвития.
  • Воспитательные: создать условия для
    • обогащения духовной  жизни школьника;
    • совершенствования эстетических взглядов, формирование мировоззрения;
    • профессионального ориентирования школьников в социуме.
  • Обучающие: создать условия для
    • приобретения и активного использования учащимися знаний, умений и навыков по  вышивке;
    • формирования технологической, художественной и эстетической культуры;
    • овладения основными навыками культуры труда;
    • формирования культуры речи, овладения терминологией;
    • формирования и развития координации движений рук при выполнении вышивки;
    • выработки умения самостоятельно работать над творческим проектом. 

Ведущие принципы образования

– Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании нравственных и правовых нормативов.
– Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учётом новейших достижений науки.
– Принцип систематичности и последовательности обучения обеспечивает системную организацию образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности.
– Принцип индивидуализации дифференциации образовательного процесса, поисковой и научно-исследовательской деятельности.

Методы обучения

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
    • словесные, наглядные, практические;
    • индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);
    • репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
    • самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
  • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
    • стимулирование и мотивации интереса к учению (учебные дискуссии, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций);
    • стимулирование долга и ответственности в учении (предъявление требований, поощрение).
  • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
    • практический контроль и самоконтроль (диагностика и мониторинг уровня развития навыков и учений обучаемых).
  • Метод проектов (способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога).

В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает мероприятия, которые направлены на повышение интереса учащихся к данному курсу:

  • Встречи и беседы с родителями учащихся, творческие мастерские, мастер-классы;
  • Размещение на сайте Интернета;
  • Включение в программу занятий клуба «Ветеран»;
  • Сбор и систематизация  этнографического материала по заданию Краеведческого музея;
  • Участие в  конкурсах и выставках на муниципальном и региональном уровнях;
  • Проведение экскурсий в краеведческий, исторический музеи.
  •  Накопление чувственного опыта.

Ожидаемый результат обучения:

  • воспитание познавательного интереса, включённость в активную творческую деятельность;
  • взаимопроникновение культур разных поколений;
  • развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности,  расширение круга общения;
  • удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в творческих конкурсах;
  • умение ценить красоту народных традиций.

Требования к уровню подготовки учащихся

 5 класс

 Знать/понимать:

  • классификацию вышивки России, её историю и многообразие;
  • эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки;
  • характерные черты  вышивального промысла – двойной крест или болгарский;
  • способы влажно-тепловой обработки вышитого изделия; правила безопасности труда;
  • иметь представление о понятиях: счётная схема, композиция, основные и составные цвета, цветовая сочетаемость, контраст.

 Уметь:

  • организовывать трудовой процесс, рабочее место вышивальщицы;
  • технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным способом (счётная вышивка);
  • осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
  • запяливать ткань в круглые пяльцы.

6 класс

Знать/понимать:

  • классификацию, историю и многообразие счётной художественной вышивки России;
  • характерные черты вышивального промысла – гобеленовым  швом, двусторонней гладью;
  • переводить рисунок на ткань;
  • технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
  • правила безопасности труда; способы выявления потребностей общества в товарах и услугах.

Уметь:

  • организовывать трудовой процесс, рабочее место вышивальщицы;
  • технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным способом (счётная вышивка, двусторонняя гладь);
  • осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
  • запяливать ткань в круглые пяльцы,  рассчитывать размер вышивки на канве и на ткани; составлять цветовое решение вышивки;
  • владеть техникой вышивки косым гобеленовым швом, двусторонней гладью.

7 класс

Знать/понимать:

  • способы влажно-тепловой обработки вышитого изделия;
  • способы перевода рисунка на ткань;
  • характерные черты вышивального промысла – вышивки крестом; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
  • правила безопасности труда;
  • способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
  • основные законы построения композиции.

Уметь:

  • технически правильно выполнять приёмы ручной счётной вышивки;
  • осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
  • рассчитывать стоимость изделия;
  • организовывать трудовой процесс и рабочее место вышивальщицы;
  • работать с информацией и технологической документацией, разрабатывать технологическую документацию;
  • рассчитывать стоимость вышитого изделия;
  • классифицировать вышитую продукцию;
  • владеть техникой вышивки крестом.

8 класс

Знать/понимать:

  • характерные черты вышивального промысла – вышивки нетрадиционными материалами; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
  • правила безопасности труда;
  • способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
  •  основные законы построения композиции;
  • уход за изделиями с вышивкой.

Уметь:

  • работать с информацией и технологической документацией;
  • разрабатывать технологическую документацию; 
  •  составлять цветовое решение по данной учителем композиции;
  •  классифицировать вышитую продукцию;
  • составлять композиции вышивки  для  изделия;
  •  владеть навыками вышивки нетрадиционными материалами.

Литература:

  1. Астапенко Э.А. Вышивка. – М., 2005.
  2. Аристамбекова Н.Е. Вышивка крестом. – М.: Эстерна, 2005.
  3. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990.
  4. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М., 1979.
  5. Доброва Е.В. цветочные композиции: Вышиваем лентами. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  6. Еременко Т.И. Рукоделие. – М., 1987.
  7. Еременко Т.И., Забулаева Е.С. Художественная обработка материалов. – М., 2000.
  8. Курс женских рукоделий. Учебное пособие. – М., 1992.
  9. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: научно-методическое пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений. – М., 1999.
  10. Малахова С.А., Журавлёва Т.А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. – М., 1988.
  11. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М., 1978.
  12. Мир профессий: Человек – художественный образ / Сост. А. Смирнов. – М., 1987.
  13. Попова О.С. Народные художественные промыслы. – М., 1984.
  14. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В.  Декоративное искусство.– М., 1976.
  15. Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. кружки художественной вышивки. – М., 1981.
  16. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко. – М., 1998.
  17. Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. – М., 2000.
  18. Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
  19. Хворостухина С.А. Золотая книга женского рукоделия. – М., 2003.

Приложения

Презентация\