Число и род имен существительных. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Оборудование: ПК, проектор, экран.

Технологическая часть: Презентация.

Образовательная программа “Школа России”.

Предмет, класс: Русский язык, 3 класс.

Программа для 3-го кл. “Русский язык”. Л. М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.– М.: Просвещение, 2009

Цели:

  1. Тренировать умение изменять имена существительные по числам, распознавать род имён существительных.
  2. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать.
  3. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Ход урока

1. Организационный момент (Слайд 1).

1. Приветствие учителя.

2. Массаж ушных раковин (активизация точек головного мозга).

3. Упражнение на дыхание:
– глубокий вдох через нос;
– медленный выдох через рот.

Прозвенел звонок весёлый,
Начинается урок.
Любознательные дети
Знать хотят про всё на свете. (Слайд 2).

2. Актуализация знаний

– Отгадайте загадки. Назовите отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием этого плода или овоща.
– Запишите эти слова. Определите род имён существительных.

(Слайд 3)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус как сахар сладкая.
(Морковь – ж.р. Овощеводство – ср.р.)

Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотня маленьких галчат.
(Подсолнечник – м.р.Полеводство – ср.р.)

Низок да колюч,
Сладок да не пахуч.
Ягоды сорвёшь –
Всю руки обдерёшь.
(Крыжовник – м.р. Плодоводство – ср. р.)

Стоят в лугах сестрички –
Золотой глазок,
Белые реснички.
(Ромашки, ромашка – ж.р. Цветоводство – ср.р.)

– Каким образом определяем род имён существительных во множественном числе?
– Как определяли, к какому роду относятся слова-отгадки?
– Какие окончания имеют существительные мужского, среднего, женского рода ? (Слайд 4).

женский род мужской род средний род

Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
И запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё”.
Это правило твоё.

3. Постановка темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим тренировать умение распознавать род имён существительных, изменять их по числам.

4. Работа по теме урока.

1. Упражнение. Запишите ответы, определите род. (Слайд 5).

Что общее есть у пальто и речки?  
Что есть у ребёнка, стула, гриба?
Что есть у девушки, реки, для травы?  
Синоним слов “мир, тишина”?  
Она сверкает на небе, плавает в воде.  
Кашу и птицу назвали…  
Животное и ямка, а слово одно.  
Рукав
 Ножка
Коса
Спокойствие
Звезда
Овсянка
Норка
м.р.
ж.р.
ж.р.
ср.р.
ж.р.
ж.р.
ж.р.

2. Упражнение. (Слайд 6).

Я антоним шума, стука,
Без меня вам просто мука.
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь… (тишина).

– Найдите имена существительные.
– Что вы о них можете сказать?
– Определите род имён существительных. (Слайд 8).

Как вы будете определять род имён существительных?

(Слайд 7).

  1. Найдите имя существительное.
  2. Поставьте его в начальную форму (ед. ч. Кто? Что?)
  3. Определить род имён существительных при помощи личных местоимений (он – м.р., она – ж.р., оно – ср.р.)

3. Упражнение.

Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном?

(Слайд 9).

Имена существительные
Единственное число
Обозначают один предмет.
 
 Множественное число
 Обозначают несколько
одинаковых предметов.

Каким образом мы можем преобразовать слово, стоящее в единственном числе, во множественное?

Запишите слова в единственном числе. Выделите корень и суффикс.

Определите род имён существительных.

(Слайд 10).

Утята
Цыплята
Мышата
Поленья
Тополя
Поросята
Жеребята
Звенья
утёнок
цыплёнок
мышонок
полено
тополь
поросёнок
жеребёнок
звено

Каким образом определяем род имён существительных во множественном числе?

5. Физкультпауза. (Слайд 11).

Мы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнись веселей.
Мы попрыгаем как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!

6. Страничка “Знаете ли вы, что…”. (Слайд 12).

  • В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т.д.).
    Названия парных предметов: рога, глаза, бока, берега – имели форму двойственного числа.
  • Во многих языках мира (например, английском, турецком, китайском, армянском и др.) существительные не имеют рода.
  • Существительное стол во французском языке женского рода, а слово ложка в немецком языке мужского рода.

7. Обрати внимание (работа в группах). (Слайд 13).

  • Вырос высокий дуб (трава, дерево).
    Месяц (луна, солнце) освещали поляну ярким сиянием.
    – Что изменится, если по очереди подставлять каждое слово из скобок? Устно определи род имён существительных.
    – В каждом предложении найдите основу предложения.

Вывод: имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставится в той же форме, что и имя существительное. (Слайд 14).

(Работа в парах.)

  • Яблоня, земля, имя, семья, песня. (Слайд 15).
    Поле, шимпанзе, солнце, здоровье.
    Урожай, кофе, мост, шоссе, орден.
    – Спиши группы слов. В каждой группе найди лишнее слово.
    Подчеркни его. Объясни свой ответ.
    – Определи род этих существительных.

Вывод: род неизменяемых имён существительных надо запомнить.
В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю. (Слайд 14).

7. Итог урока. (Слайд 16).

– Какие цели ставили?
– Достигли мы поставленных целей?
– В чём были затруднения?
– Что нужно сделать, чтобы устранить трудности?

8. Оценивание. (Слайд 17).

8. Домашнее задание. (Слайд 16).

Прочитайте правила и определения в учебнике по данной теме.

Дидактический материал – с.113 упр.28.