Литературно-музыкальная композиция для 7–11-х классов «Пушкин и музыка не разделимы»

Разделы: Литература, Внеклассная работа


"ИЗ НАСЛАЖДЕНИЙ ЖИЗНИ ОДНОЙ
ЛЮБВИ МУЗЫКА УСТУПАЕТ,
НО И ЛЮБОВЬ МЕЛОДИЯ!"
(А.С.Пушкин)

Не может жизнь утратить смысл высокий,
Сомкнув над нами круг дневных забот,
Пока звучат нам пушкинские строки
И музыка Чайковского поёт.
(Н.Рыленков)

(Для проведения праздника необходимо время на подготовку. Каждому классу даётся задание: 7 кл. – инсценировка сказки Пушкина “Сказка о царе Салтане…”, 8 кл. – вальс к опере “Война и мир”, 9 кл. – романс на стихи Пушкина, 10 кл. – монолог из Евгения Онегина, 11 кл.)

Подготовлена выставка книг Пушкина, рисунков к произведениям Пушкина, плакатов с высказываниями о музыке. В зал, украшенный в стиле пушкинских времён, под музыку Чайковского входят два ведущих: юноша и девушка. Весь вечер звучит музыка, написанная к произведениям Пушкина.

Ведущий 1: Пушкин! Имя этого величайшего поэта сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышали его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть его слова: “Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет”. Мир пушкинских стихов, прозы, сказок о злой царице-мачехе или о скромной, доброй царевне живёт с нами и позже, в школьные годы: “Там чудеса, там леший бродит….”.

Ведущий 2: Поэт учил нас чувствовать запах и вкус поэзии родного русского народа: “Там русский дух, там Русью пахнет”. Он напоминает нам о своеобразии русской души. В творчестве Пушкина отразилась вся человеческая жизнь, со всеми её радостными и страшными, удивительными и смешными событиями. И всё это увлекает и волнует так, как будто происходит на самом деле, сегодня. Огромное идейное богатство, народность, высокая человечность и совершенная художественная форма - вот этот ценный вклад, который внёс Пушкин в сокровищницу передовой мировой литературы.

Ведущий 1: А могут ли музыка и литература жить друг без друга? Музыка без литературы, как и литература без музыки понесли бы значительные потери – оба эти искусства рождены жизнью и своими в чём – то сходными, а в чём – то различными средствами отражают жизненные события, чувства, переживания людей. Литература обогащает музыку, давая ей интересные поэтические сюжеты; без литературной основы не могли бы существовать такие жанры, как опера, балет, не говоря уже о вокальной музыке в целом.

Ведущий 2: Музыка, в свою очередь, даёт вторую жизнь литературным произведениям, положенным в её основу, усиливает их выразительность; силу воздействия. Музыка в литературных произведениях углубляет характеристику персонажей, событий, эпохи, делает её более яркой и многолетней. Так, например, П.И. Чайковский и его опера “ Евгений Онегин”,

Ведущий 1: М. И. Глинка и его романс на стихи А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье”,

Ведущий 2: Даргомыжский и его романс “Ночной зефир” на стихи Пушкина

Ведущий 1: М. П. Мусоргский и его опера “Борис Годунов”, в основе которой либретто по одноимённой трагедии великого поэта.

Выступление учащихся 10 класса:

1 ученик:

Вошел. Полна народу зала;
Уж музыка играть устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум, и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры.
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.

Петр Ильич Чайковский написал оперу “Евгений Онегин” по роману Пушкина. Он приступил к этому сочинению в 1877г и назвал его не оперой, а лирическими сценами (просмотр видеофрагмента № 2)

2 ученик: Можно ли перенести в оперу всю неповторимую музыку стиха и глубину мысли поэта, тонкое остроумие лирических отступлений и меткие характеристики героев? Чайковский не оперу писал, а музыку к роману. В этой совсем обычной опере развернутые монологи сменяются диалогами. А между ними картины повседневного быта действующих лиц.

3 ученик: Во всех этих сценах как будто бы мало событий. Но зато в музыке протекает внутреннее действие. В ней находим мы жизнь человеческой души с её взлётами и падениями. В ней улавливается очарование пушкинского романа в стихах, целый мир тонких откровений, неуязвимых, вечных чувств, переживаний.

4 ученик: Для Чайковского Татьяна Ларина была не просто героиней литературного произведения, но живым, родным человеком, судьба которого его глубоко волновала. Чайковский словно сам жил в мире пушкинских героев. Он видел судьбу Лариных и ждал, что вот-вот откроется дверь и на пороге покажется Татьяна, тревоги которой его неотступно волнуют. Наверное, оттого и музыка “Онегина” так действует на слушателей, что появляется ощущение, что ты не в театре, а среди близких друзей.

5 ученик: В день премьеры на сцене Московского Малого театра публика не только заполнила все места, но сплошной стеной стояла в ложах. То, что услышали, увидели зрители на сцене, многим показалось странным.

6 ученик: Ни принцесс, ни воинов, ни бояр, ни русалок. Таких опер ещё не было. Чувствовалось, что зритель взволнован, ошеломлён обыденностью всего увиденного. Но прошло немного времени, и на всех оперных сценах начали ставить “Онегина”.

(МОНОЛОГ ИЗ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА под музыку из оперы “Евгений Онегин”)

Ведущий 1: Стихи поэта отличаются необыкновенной музыкальностью и, естественно, что многих композиторов привлекали они.

Ведущий 2: Так, например, десять романсов Глинки на стихи Пушкина- это поистине десять драгоценных жемчужин. Вот их название: “Грузинская песня”, “Ночной зефир”, “Я здесь, Инезилья”, “Роза”, “В крови горит огонь желанья”, “Признание”, “Адель”, “К Мери”, “Здравствуй кубок” и, наконец, “Я помню чудное мгновенье”- романс самый совершенный, прекраснейший из десяти.

Выступление учащихся 9 класса:

1 ученик: Кто знает стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновение”, тот помнит, какие чувства выражены в нём и каким напряженным внутренним действием оно наполнено. Волнение и напряженность передаёт и музыка М. Глинки. В каждой строфе романса Глинки новые музыкальные образы, будто это рассказ о целой жизни человека.

2 ученик: Так случилось, что с появлением на свет этого романса связаны имена двух женщин - матери и дочери. Пушкин посвятил своё стихотворение Анне Керн. Он познакомился с нею в Петербурге после окончания лицея. Красота женщины поразила его. Прошло много лет Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. И вдруг летом 1825 г Анна Петровна приехала в Тригорское, в гости к соседям Пушкина. Появление в глуши прекрасной женщины-гения чистой красоты - взволновало поэта. Буря мыслей и чувств вылилась в прекрасные строки.

3 ученик: Прошло 15 лет. Около 1840 г Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны, Екатериной Ермолаевой, скромной преподавательницей женского института. Она не унаследовала блистательной красоты своей матери, но было в ней что-то тихое, ясное, пробудившее любовь в сердце Глинки, и тогда появился романс “Я помню чудное мгновенье”.

4 ученик: Впервые Глинка исполнил этот романс в кругу друзей. Поверьте, что впечатление от музыки Глинки, им самим исполненной,- словами не передаваемыми, “так писал один из тех, кто слушал романс “Я помню чудное мгновенье” в исполнении автора.

Но стихи Пушкина о гении чистой красоты приобрели новую жизнь, поставив имена великих русских поэта и композитора рядом.

(УЧЕНИЦА 9 КЛАССА ИСПОЛНЯЕТ РОМАНС “Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ)

1 ученик: Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл "Пушкинский венок". 2 ученик: Рядом с именем поэта прославился его лицейский товарищ Михаил Яковлев, сочинивший музыку к стихам Пушкина - “Признание” и “Зимний вечер”.

Ведущий 1: Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Яковлев - все эти композиторы писали музыку на стихи Пушкина.

Ведущий 2: Модест Петрович Мусоргский тоже входит в число этих композиторов. Он написал оперу “Борис Годунов”. Мусоргский разумел народ как великую личность, одушевленную единою идеей: это его задача. Он задумал разрешить её в опере. Всё это как нельзя более соответствовало взглядам Мусоргского на оперу- народную музыкальную драму.

Ведущий 1: Первое и главное лицо в “Борисе Годунове”- согласно замыслам и убеждениям композитора- это народ. (просмотр видеофрагмента № 1)

Ведущий 2: После глинкинского “Сусанина” ни одна отечественная опера не вызвала столь широкого общественного резонанса, как “Борис Годунов”. Влияние “Бориса” на современников, на последующее поколение композиторов вплоть до наших дней очень сильно. Художественная же ценность его настолько велика и значительна, что если бы Мусоргский не создал ничего, кроме “Бориса Годунова”, то и тогда бы он вошёл в историю мирового искусства как гениальный народный художник.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ 11 КЛАССА – инсценировка отрывка из произведения “Борис Годунов”.

Ведущий 1: С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки, пытаясь воссоздать в музыке всю сюжетную глубину и драматичность образов. По различным произведениям Александра Пушкина были поставлены замечательные оперы.

Ведущий 2: Крупнейшим из них стала “Руслан и Людмила”, созданная Глинкой и поставленная в 1840 г. (просмотр видеосюжета № 3) в Петербурге. Мотивы былинных произведений, характерные для поэмы Пушкина, нашли свое отражение и в эпической опере.

Ведущий 1: Сказки Пушкина – это поистине шедевры его творчества. Александр Сергеевич Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения. За чтобы он не брался, у него получались произведения очень ритмичные и мелодичные. Будь то проза или поэзия, Пушкин всегда создавал особый ритм произведению, поэтому, неслучайно, творения автора пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов.

ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Танец шмеля под музыку “Полет шмеля”

Инсценировка отрывка из “Сказки о царе Салтане…)

Ведущий 1: А. С. Пушкин - великий русский поэт. Он оставил богатое наследие - стихи, романы - для всего человечества. Русские композиторы, такие как Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Мусоргский воспользовались этим наследством и создали прекрасные произведения, любимые во всём мире.

Ведущий 2: Композиторы, постарались в своих произведениях, приблизится к пушкинскому тексту, они попытались передать все чувства, настроения, которые передал поэт. Всем композиторам удалось это сделать, потому что эти произведения любят и восхищаются ими во всём мире.

Александр Сергеевич Пушкин предельно музыкален в своих произведениях.