Юбилейный вечер, посвященный 150-летию А.П. Чехова «Встреча с великим учителем красоты и правды»

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели урока:

обучающие:

  • ознакомление с биографией и особенностями личности писателя;
  • формирование умения анализировать эпическое произведение;

развивающие:

  • развитие чувства юмора;
  • развитие мышления; развитие навыков актёрского мастерства.

воспитательные:

  • формирование у учащихся доброжелательности, желания разрешать конфликты с помощью незлой шутки на примере личности А.П.Чехова показать непреходящее значение таких качеств: жертвенности, честности, внимательности человеколюбия.

Оборудование, ТСО, наглядность:

  1. Портрет А.П.Чехова.
  2. Мультимедийный проектор и диск с фотографиями.
  3. Книги.

Учитель. Добрый день дорогие гости юбилейного вечера. В честь великого русского писателя Антона Павловича Чехова.

В 2010 году 17 января исполнилось 150 лет русскому писателю Антону Павловичу Чехову. Его юбилей отмечается в России очень широко, в театрах проводятся самые лучшие спектакли из его произведении. В честь его дня рождения мы с учениками проделали небольшую работу.

Добро пожаловать на экскурсию в жизнь писателя.

 Хронологическая таблица.

26 января 1860 году

Детство и юность. Семья Чехова.

1876 году

Переезд в Москву.

1880 году

Первое печатное произведение.

1885 году

Переезд в усадьбу Бабкино.

1886 году

Приглашение на роботу.

1888 году

Повесть “Степь”

1890 году

На Сахалине.

90 – года

А.П.Чехов и театр.

1904 году

Пьеса “Вишнёвый театр”

1904 году 15 июля

Смерь писателя.

С 1870 г. по 1879 г. А.П.Чехов учился в таганрогской гимназии. Ему приходилось работать, помогать отцу в лавке, давать уроки.

В 1879 г., окончив гимназию, А.П.Чехов уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, который закончил в 1884 г. с дипломом врача.

Отец – купец третьей гильдии, очень строгий и жёсткий человек.

Сестра Мария Павловна посвятила Антону Павловичу свою жизнь.

Писатель очень уважал свою мать – Евгению Яковлевну, был очень привязан к братьям. В Москве семья Чехова жила только благодаря заработку Антона Павловича.

Дом в Таганроге. Жена А.П.Чехова – Ольга Леонардовна Книппер (жена лекаря).

“Милая Чехия” – дом на Садово-Кудринской улице в Москве. Здесь прошли самые счастливые годы жизни: с 1886 г. по 1890 г. здесь А.П.Чехов ежедневно принимал больных с 12 до 15. За этим письменным столом написано около 100 рассказов, первые повести, пьесы.

Дача в Ялте. Здесь писатель устроил настоящий ботанический сад: тополя, кипарисы, кедры, пирамидальные акации (ровно 50 деревьев) и, конечно, садовые цветы цвели круглый год.

Поездка на Сахалин (перепись населения).

Да, Антон Павлович Чехов оставил по себе добрую память: три школы, построенные им в сёлах Талеж, Новосёлки, Мелихове. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова. Умер А.П.Чехов 15 июня 1904 г.

Учитель. Ребята, а ведь Антон Павлович обладал отменным чувством юмора и был в жизни очень весёлым человеком.

Анализ рассказа “Человек в футляре”

– основная мысль произведения

– анализ произведения делает Мариям и Ракимаш ученицы 10-го класса

– характеристика главного героя Беликова читает Айнаш.

У нас работает читательский уголок с произведениями писателя.

О каждом произведении нам расскажут девочки 8-го класса

ЮБИЛЕЙНАЯ  ЧЕХОВСКАЯ  ВИКТОРИНА 

 * В каком городе родился, провёл детство, отрочество, юность А.П. Чехов?
(В Таганроге, в Ростовской области, на Азовском море.)

* Где расположены города, названные в честь А.П. Чехова?
(Город Чехов в Московской области, город Чехов в Сахалинской области на берегу Татарского пролива.)

* В каком крымском городе находится дом-музей А.П. Чехова?
(В Ялте.)

* Город Чехов, что в Московской области, расположен довольно далеко от моря, однако на гербе его с полным правом изображена приморская птица, парящая над волнами реки. Что это за птица?
(Чайка.)

* Вернувшись из путешествия Чехов написал, что он побывал и в аду, и в раю. Что же Антон Павлович называл адом, а что – раем?
(Ад – Сахалин, Рай – Цейлон.)

* На какой остров предпринял путешествие А.П. Чехов для изучения быта каторжников?
(Сахалин.)

* Антон Чехов называл литературу своей “любовницей”. А кого или что он называл “законной женой”?
(Медицину.)

* Узнав о каком событии, Чехов писал другу: “Ну, теперь я спокоен за Данию!”?
(Рассказы Чехова перевели на датский язык.)

* Каково название самой первой пьесы А.П. Чехова?
(“Без названия”.)

* Будучи другом Левитана, Чехов использовал в своих произведениях некоторые факты из биографии художника. Так, роман Левитана с художницей Кувшинниковой Чехов отразил в своем произведении, название которого является первым словом известной басни Крылова. Что это за басня?
(“Стрекоза и муравей”. Имеется в виду чеховская “Попрыгунья”.) 

* Назовите русского художника, чьё покушение на самоубийство попало в сюжет чеховской “Чайки”.
(И.И. Левитан.)

* Какие "родственные" отношения А.П. Чехов установил между немногословностью и одаренностью?
(Краткость – сестра таланта.)

* Варенье из каких ягод обожал А.С. Пушкин и почему-то презирал А.П. Чехов?
(Крыжовник.)

* Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова “Хамелеон”?
(Собака.)

* Какое произведение Чехова особенно любимо всеми программистами?
(“Дама с @” – “Дама с собачкой”.)

* Что роднит Чехова с Конан Дойлом?
(Профессия врача.)

* Герои одной из повестей А.П.Чехова в кульминационный момент пытались вспомнить лермонтовский роман “Герой нашего времени”, задаваясь вопросом: “Как это было у Лермонтова?”. Вам не составит труда назвать повесть Чехова, если удастся установить, что они хотели вспомнить.
(“Дуэль”. Они не знали дуэльных правил.)

* В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена?
(“Каштанка”, А.П. Чехов.)

* Какая долгожданная премьера состоялась в 1904 году в Художественном Театре в присутствии автора? Волей судьбы премьера стала для Чехова последней.
(“Вишнёвый сад”.)

* Кто из чеховских героев любил повторять: “Как бы чего не вышло”?
(Беликов.)

* Назовите французского классика, которого Антон Чехов спародировал, сочинив “Летающие острова”?
(Жюль Верн.)

* Кем по образованию был Антон Павлович Чехов?
а) Юрист;
б) Учитель;
в) Врач;
г) Дипломат.

* Где находилось купленное Чеховым 1892 году имение, где писатель вырастил сад и построил школу?
а) Тарханы;
б) Ясная Поляна;
в) Мелихово;
г) Болдино.

* Как назывался Санкт-Петербургский еженедельный художественно-юмористический журнал, в котором в 1878 г. дебютировал А.П. Чехов?
а) “Крокодил”;
б) “Ёрш”;
в) “Стрекоза”;
г) “Бабочка”.

* Назовите один из псевдонимов А.П. Чехова, которым он подписывал свои рассказы.
а) “Человек без сердца”;
б) “Человек без желудка”;
в) “Человек без селезёнки”;
г) “Человек без юмора”.

* Кто их этих знаменитых художников был другом А.П. Чехова?
а) В.И. Суриков;
б) И.И. Левитан;
в) О.А. Кипренский;
г) В.Д. Поленов.

* Какой из театров Москвы носит имя А.П. Чехова?
а) Большой театр;
б) Малый театр;
в) МХАТ (МХТ);
г) Театр “Сатирикон”.

* Герои какого рассказа Чехова решили сбежать в Калифорнию добывать золото?
а) “Мальчики”;
б) “Переполох”;
в) “Володя большой и Володя маленький”;
г) “Случай из практики”.

* Какой рассказ есть у Чехова?
а) “Толстый и тонкий”;
б) “Высокий и низкий”;
в) “Умный и глупый”;
г) “Старый и молодой”.

* В какой пьесе А.П. Чехова герой обращался к шкафу с эпитетом “многоуважаемый”?
а) “Дядя Ваня”;
б) “Вишневый сад”;
в) “Три сестры”;
г) “Чайка”.

* Кем по профессии был чеховский персонаж Ионыч?
а) Врачом;
б) Учителем;
в) Артистом;
г) Писателем.

Ребята на этом мы завершаем нашу небольшую экскурсию в мир великого писателя и врача. Я надеюсь что вы узнали о Чехове много нового и впредь запомните за всю жизнь.

Использованная литература

  1. М.П.Чехов “Вокруг Чехова”, Московский рабочий,1964 г.
  2. Е.Балабанович “Из жизни А.П.Чехова. Дом в Кудрине”, Московский рабочий, 1967 г.
  3. Б.М.Шубин “Дополнение к портретам. Доктор А.П.Чехов”, издательство “Знание”, Москва, 1985 г.
  4. Л.А.Потанина. Литературная гостиная. Уроки Чехова. “Литература в школе” № 2, 1995 г.
  5. Г.А.Шалюгин “К нему тянулось всё живое…”, А.П.Чехов в Ялте. “Литература в школе” № 5 1998 г.