Тема урока "Недаром помнит вся Россия про день Бородина…"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цель уроки:

Обучающий аспект: сделать вывод об основных причинах победы России в Отечественной войне 1812 года.

Развивающий аспект: развивать речь, умение анализировать, выделять главное, работать со схемой и картой.

Воспитательный аспект: воспитывать интерес к истории России, чувство гордости за стойкость и мужество русского народа, талант полководцев; выстраивать стратегию поведения в экстремальной ситуации; развивать умение работать в группе.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Ход урока

1. Подготовительный этап.

– Прочитайте тему урока. Объясните смысл слов «день Бородина».

– С каким важным событием 19 века мы начали знакомиться?

– Посмотрите на карту. Что обозначает сплошная чёрная стрелка? прерывистая красная стрелка?

– Давайте восстановим в памяти, как развивались события летом 1812 года:

  • Какая цель была у Наполеона?
  • Почему он был убеждён в победе?
  • Достиг ли он этой цели? Почему?
  • Была ли паника (страх) в русских войсках? (В опасные часы жизни первое, и самое важное, – это не испугаться, не растеряться.)
  • Где соединились армии Барклая де Толли и Багратиона?
  • Почему русская армия продолжала отступать?
  • Где Кутузов решил дать генеральное сражение? Почему? (Позиция на Бородинском поле прикрывала оба пути на Москву: новую и старую Смоленские дороги.)  Напишите название деревни у себя на схеме. (Приложение 2)
  • Когда произошло сражение? (7 сентября 1812 года) Напишите дату в своих листочках. (Приложение 1)

2. Этап усвоения нового материала.

– Мы с вами посетили музей «Бородинская панорама».

– Вспомните, какой план был у Наполеона? (Прижать русскую армию к берегу Москвы-реки и разгромить.)

–Достиг ли он своей цели?

– Сколько продолжалась битва?

– Кто выиграл Бородинское сражение?

– Какое решение было принято Кутузовым после сражения при Бородине? Напишите ответ на листочках.  Отметьте на своей схеме путь русской армии и подпишите название города. (Приложение 2)

– Посмотрите, пожалуйста, отрывок из видеофильма и приготовьтесь ответить на следующие вопросы (1 и 3 вопросы записаны на доске):

  1. Для чего Кутузов принял решение сдать Москву?
  2. Ваше мнение, легко ли ему далось это решение?
  3. Почему Москва стала «ловушкой» для Наполеона?

– Куда же отступила русская армия? (Слайд «Военный совет в Филях» 13 сентября 1812 года) (Приложение 4) Посмотрите на карте. Отметьте на своих схемах деревню Тарутино. (Приложение 2)

– Кутузов решил повернуть на юг, т.к. в Туле располагались оружейные заводы, а в Калуге – большие продовольственные запасы. В Тарутино к Кутузову Наполеон прислал своего посла Жака Александра Лористона с просьбой подписать договор о мире, но Кутузов ответил, что война только начинается. Не получил никакого ответа Наполеон и из Петербурга. Александр 1 не желал  и слушать о мире.

– Посмотрите на свои схемы. Что обозначают стрелки вверху и внизу направления движения основной армии? (Партизаны, народное ополчение)  Каким цветом закрасите? Слайды «Партизанское движение». (Приложение 4)

– Чем закончилась для Наполеона война 1812 года? (Позорным бегством и гибелью французской армии)  Слайды об отступлении французской армии. (Приложение 4)

3. Этап первичной проверки.

Письменная работа на индивидуальных листах.

  • Какой названа война 1812 года?
  • Почему отечественной? народной? Напишите ответы.
  • Почему Наполеону не удалось покорить Россию? Запишите, каковы причины победы России в Отечественной войне. (Работа в группах). (Приложение 2)

(После проверки вывесить на доске  соответствующий плакат.) (Приложение 5)

4. Итог урока.

– Почему тема урока названа «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»?  Выделите голосом первое слово (Какое значение приобретает фраза?); второе слово и т.д.

– Как вы думаете, на каком слове надо сделать логическое ударение?

Рана, полученная «Великой армией» под Бородином, оказалась смертельной. Бородинское сражение было решающим в ходе войны 1812 года.

– Откуда эти строки?

Слайды памятника на Бородинском поле и Триумфальной арки в Москве. (Приложение 4)

5. Домашнее задание.

Заполнить тест «Бородинская панорама». (Приложение 3)

Что обозначает слово «панорама»? (Панорама – картина, написанная по кругу)

Чем вы можете воспользоваться для успешного выполнения домашнего задания?