Интегрированный урок (английский язык + специальная дисциплина). Мастер-класс "Добро пожаловать в парикмахерский салон"

Разделы: Иностранные языки


Для успешной реализации требований федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования необходим иной подход к изучению иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина. Поэтому одна из главных задач преподавателя иностранного языка поддерживать интерес к предмету. Чтобы этот интерес не пропал у студентов, преподаватель не только должен знать свой предмет, но и искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к учению.

В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т.е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести им его изучение как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет интеграция со специальными дисциплинами.

Направление моей работы в колледже является преподавание английского языка в группах по всем специальностям,  по которым готовят специалистов не только в технической, но и в профессионально-бытовой сфере. Преподавание английского языка в нашем колледже имеет профессиональную направленность по таким специальностям, как «Парикмахер», «Автомеханик», «Повар, кондитер», «Машинист технологических насосов и компрессоров» в системе начального профессионального образования (НПО) и «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», «Документационное обеспечение управление», «Строительство зданий и сооружений» в системе среднего профессионального образования (СПО). Знание иностранного языка необходимо для специалистов любой профессиональной области, т. к. нормативная документация, инструкции по эксплуатации написана на иностранном языке, а вхождение России в Евросоюз требует от будущего профессионала обладанием коммуникативными навыками, делая выпускников Российских ссузов конкурентоспособными и востребованными. Обучение иностранному языку является одним из основных элементов системы профессиональной подготовки специалистов на всех уровнях в Российской Федерации. Поэтому одна из целей дисциплины “Английский язык” – обучение деловому языку специальности для активного применения, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Использование имеющихся у студентов на уроках английского языка знаний, полученных на занятиях по специальным дисциплинам, облегчают задачу – повысить интерес к иностранному языку, т.к. профессиональный английский язык интересен студентам, он непосредственно связан с их будущей профессией, обучение проходит с большим желанием и энтузиазмом. Студенты овладевают терминологией по специальности на английском языке, читают и переводят тексты, ищут дополнительный материал в журналах, Интернете, в учебниках по специальным дисциплинам, переводят найденный материал на английский язык.

Пока студенты не осознают необходимости владения иностранным языком, их профессионализм не будет соответствовать современным требованиям. Реальная профессиональная направленность содержания дисциплины «Английский язык», сотрудничество преподавателей языка и преподавателей специальных дисциплин, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, конкурентоспособной на рынке труда, готовой к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию.

В ходе изучения дисциплины студенты знакомятся с:

  • деловой лексикой общения с клиентами;
  • названиями профессиональных инструментов;
  • переводом инструкций, документации;
  • составлением необходимой нормативной документации.

Актуальность или практическая значимость в какой-то ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой. Интегрирование специальной дисциплины с английским языком способствует развитию творческого мышления студентов, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.

Далее я приведу пример интегрированного занятия «Добро пожаловать в парикмахерский салон» со студентами первого курса по специальности «Парикмахер». Здесь интегрированность прослеживается со специальной дисциплиной «Парикмахерское искусство» и профессиональной дисциплиной «Рисунок».

План урока
Planning

Тема: Мастер-класс «Добро пожаловать в парикмахерский салон».

The theme of the lesson is master class “Welcome to Hairdressing Salon”.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

Цели урока:

  • Совершенствовать навыки устной речи с применением ранее изученных грамматических правил и лексических единиц.
  • Знать основные клише по теме «Этикет» и уметь правильно их использовать при обращении к посетителям.
  • Уметь ориентироваться в собственном резюме.
  • Проявить свои знания и умения перед сокурсниками.
  • Знать основные лексические профессиональные понятия.

The aims of the lesson are to perfect the aims of oral speech; to know main phrases “Ethicet”; to orientate your own resume; to know professional words and phrases; to show commands and aims behind other students.

Оборудование: наглядный материал (профессиональные инструменты парикмахера).

Место проведения: аудитория – парикмахерская.

Форма урока: практикум.

Ход урока

 The Lesson.

  1. Организационный момент.(The organization).

Преподаватель приветствует присутствующих, поясняет цели урока учащимся.

– Good morning, Dear guests! Welcome to our hairdressing salon! Today the best masters in hairdressing art will show you their skill! This is the master-class of hairdressers and barders. Well, let’s begin contemplate this magic art.

  1. Повторение (актуализация).

Учащиеся хором повторяют за преподавателем основные термины раздела «Моя будущая профессия – парикмахер»: a hairdresser, a hair – do, a type of hair, a comb, a pin, black hair, blond hair, red hair, to wash up, a shampoo, a conditioner, vanish for hair, massage, beautiful, handsome.

Actuality: repeating after the teacher the main words of the lesson.

  1. Мастер-класс.

Мастер – класс проводят 4 студентки, у каждой своя тема.

1 тема: «Вечерняя прическа» – «Evening hair-do» – студентка проводит мастер-класс, делая прическу, при этом комментирует поэтапность выполнения каждого элемента.

фото1

2 тема: «Вечерняя прическа. Узел» – «Evening hair-do. Knot» – студентка проводит мастер-класс, используя наглядное пособие, где изображено пошаговое выполнение этой прически (выполняет сама с помощью педагога по профессиональной дисциплине «Рисунок») (Приложение 1).

3 тема: «Массаж головы» – «Head massage» (Приложение 2) – студентка делает массаж и комментирует свои действия.

4 тема: «Как правильно мыть голову. Тип волос» – «The right way of washing hair. Types of hair» – студентка проводит мастер-класс в комнате, где находится мойка и сушуар.

При проведении мастер-класса девушки разговаривают с «клиентами», поясняют свои действия, объясняют, какой именно шампунь, или кондиционер, или действие массажиста применяют.

  1. Итог занятия. (The result of the lesson).

По окончании всех показательных выступлений «мастера» выдают присутствующим карточки для опроса, т.е. проводят рефлексию: что удалось, что не удалось показать на мастер-классе, какие будут рекомендации. После опроса «мастера» предлагают сделать прически желающим среди гостей (the reference about master class).

  1. Домашнее задание.

Составление словаря профессиональных терминов.