Современные воспитательные технологии в деятельности учителя

Разделы: Общепедагогические технологии


Общая характеристика элементов воспитательных технологий

Первым из основных элементов воспитательных технологий является педагогическое общение. В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции:

  • Первая функция – «открытие» ребенка на общение.
  • Вторая функция – «соучастие» ребенку в педагогическом общении обнаруживается в результате анализа процесса взаимодействия учителя с детьми.
  • Третья функция – «возвышение» ребенка в педагогическом общении.

Функция открытия ребенка на общение практически воплощается с помощью разнообразных операций, многие из которых сугубо индивидуальны, и их простое перечисление оказалось бы задачей, пожалуй, непосильной, поэтому назовем лишь некоторые.

1. Выбор пластической позы.

Оптимальный пластический образ учителя на уроке выглядит примерно так:

  • открытая поза;
  • руки опущены вдоль тела или немного согнуты в локтях;
  • ладони время от времени разворачиваются к аудитории;
  • пластика плавная, мелодичная;
  • преобладание психологических жестов над описательными;
  • для привлечения внимания слушателей производится несколько шагов от стола к аудитории, и наоборот, для ослабления внимания – несколько шагов назад.

2. Подача информации с позиции «Мы».

Реализация этой операции становится возможной при устранении трех барьеров: физического, социального и терминологического.

Физический барьеробщения возникает при нарушении границы личного пространства, размеры которого составляют примерно 60 сантиметров. Барьер физического порядка возникает и тогда, когда над сидящим человеком нависает фигура другого, занимающего более выгодную в физическом плане позицию, или когда один из них самовольно прибегает к тактильному контакту.

Социальный барьервыявлено, что социальная роль, которую человек принимает на себя самостоятельно или под воздействием окружающих людей, определяет стиль и характер его взаимодействия с другими субъектами. Если педагог занимает позицию, выражаемую словами: «Не мешайте мне работать...», – то его социальная роль становится непреодолимым барьером в общении с учениками.

Третий барьер – терминологический. Причина его кроется в чрезмерном использовании педагогом всевозможных специальных научных терминов и слов иностранного происхождения, значения которых подчас непонятны ребёнку. Устранив эти барьер педагог действительно получает возможность выстраивать общение с позиции «Мы».

3. Установление личного контакта.

Личный контакт может устанавливаться разными способами:

  • вербально,
  • визуально,
  • тактильно.

Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Визуальныйконтакт – это контакт глаз. Тактильныйконтакт производится через прикосновение и является наиболее тонким.

С профессиональной точки зрения, педагогу необходимо владеть всеми видами установления личного контакта, так как среди детей обязательно будут и визуалы, и аудиалы, и кинестетики, и с каждым из них он должен суметь выйти на личное общение, чтобы ребенок смог «открыться». Функция «соучастие» ребенку в процессе общения с ним имеет свои частные технологические операции.

1. Демонстрация расположенности. Это пластико-мимическое выражение симпатии собеседнику с целью создания для него благоприятной атмосферы и комфортного психологического климата.

2. Проявление интереса. В непосредственном общении эта операция проявляется в двух умениях – умении слышать и умении задавать вопросы.

3. Оказание помощи. Данная операция напрямую реализует функцию, к которой относится.

Парадигмы, которые можно использовать, чтобы предложить человеку помощь, разнообразны по форме и степени психологического восприятия. Назовем их:

  1. «Давай помогу...»;
  2. «Позволь мне тебе помочь...»;

Функция «возвышения» ребенка в педагогическом общении так же, как и первые две, раскрывается через последовательное воплощение операций, из которых здесь будут представлены три, имеющие наиболее общий характер.

1. Принятие ребенка как данности.

2. Просьба о помощи.

3. Поддержание оптимистического рубежа.

Оптимизм – это радость жизни, это надежда и вера в будущее, вера не бездоказательная, а основанная на логике, факте, осознании закономерностей развития.

Следующим элементом основных воспитательных технологий является педагогическая оценка.

Педагогическая оценка Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить – значит «установить степень, уровень, качество чего-нибудь»

Функциями педагогической оценки являются:

  • внесение образа на уровне ценностного отношения к миру;
  • стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения;
  • коррекция его возможных отклонений в процессе самостоятельной выработки отношения.

Понимая уникальность и неповторимость личности каждого человека необходимость тактичного и бережного отношения к ребенку и учитывая значимость педагогической оценки для его развития, следует подчеркнуть актуальность и обозначить некоторые подходы к практической реализации оценочной деятельности педагога. В связи с этим назовем шесть технологических правил:

  1. Поощрение как оценочная доминанта.
  2. Безоценочность суждений.
  3. Отсрочка оценки, если не выявлены мотивы поведения.
  4. Как можно меньше запретов.
  5. Не злоупотреблять наказанием.

Одобрениекороткий положительный отзыв, констатирующий согласие с действием или мнением ученика. Оно производится вербальными и невербальными средствами, подкрепляющими проявленную ценностную позицию. Неодобрение – противоположно по назначению.

Похваларазвернутое, аргументированное и премируемое в будущее одобрение, осуществляемое вербально. Присутствие в похвале аргументов (причин согласия) влияет на глубину осмысления поступка.

Замечание – конструируется подобным образом, но имеет противоположный вектор направленности.

Материальная формапоощрения – опредмеченные похвала и одобрение – имеет огромную силу стимулирующего воздействия. К ней относятся: призы, сувениры, грамоты, разнообразные подарки (книги, конфеты, торты и т.д.).

Рассмотрим следующий элемент воспитательных технологий.

Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социально-культурной нормы отношения и поведения. В этом определении категория «отношение» не случайно стоит на первом месте: именно отношение воспитанника к социально-культурной ценности, предстающей перед ним в момент взаимодействия с педагогом, должно стать объектом педагогического влияния при транслировании требования.

К непосредственным вербальным формам относятся:

  1. просьба
  2. совет-мнение.
  3. рекомендация
  4. деловое распоряжение
  5. приказ

Опосредованные вербальные формы трансляции требования еще более многообразны и индивидуальны, а спектр их применения и использования безграничен. Назовем лишь некоторые, чтобы показать их универсальный характер:

  1. рассказ
  2. аналогия
  3. опрос
  4.  удивление
  5. намёк

Из невербальных форм предъявления требования можно выделить три основные, каждая из которых выступает как отдельный вид, но в реальном акте воздействия сливаются воедино и дополняют, усиливая влияние, вербальную трансляцию:

  1. пауза
  2. мимика
  3. пластика

Информативное речевое и демонстрационное воздействие

Информативное речевое воздействие обеспечивается пятью технологическими умениями.

  1. Пластические умения.
  2. Логические умения.
  3. Экспрессивные умения.
  4. Дискуссионные умения.
  5. Перцептивные умения.

Следующий элемент воспитательных технологий который будет нами раскрыт – педагогическое разрешение и создание конфликта.

Педагогическое разрешение и создание конфликта.

Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмыслено субъектами, устранено, и взамен его должны быть созданы новые отношения: Вместо того, чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело идти на него, вникать в его суть, управлять его созидательной силой, ибо в результате разрешения конфликта происходит обогащение духовного мира и восхождение субъектов на более высокий культурный уровень. Не избегать, а создавать конфликты требует логика человеческого развития.

Теперь назовем несколько способов разрешения конфликта, индивидуальная интерпретация которых делает их применение творческим и разнообразным:

  • проявление нежности по отношению к партнеру;
  • использование юмора;
  • компромисс;
  • «третейский суд»- суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимому лицу;
  • ультиматум, временное расставание и принуждение.

Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе. А сейчас мы рассмотрим дополнительные элементы педагогических технологий.

Далее мы рассмотрим дополнительные элементы воспитательных технологий.

Одним из наиболее важных дополнительных элементов воспитательной технологии является создание психологического климата в группе.

Технологически влияние на климат обеспечивается совокупностью следующих операций:

  1. Установление личных контактов.
  2. Этическое благородное поведение.
  3. Предупреждение возможных неудач.
  4. Применение аудиовизуального художественного ряда.
  5. Привнесение элемента.
  6. Через традицию.

Групповая деятельность также является одним из дополнительных элементов воспитательных технологий.

Следующий дополнительный элемент воспитательных технологий – это создание ситуации успеха и неуспеха.

Ситуация неуспеха – это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому.

Педагогическое назначение ситуации неуспеха, как и ситуации успеха, заключается в создании условий для личного индивидуального развития ребенка.

Одним из дополнительных элементов воспитательных технологий также является педагогическая реакция на поступок ученика.

Что же такое поступок? Поступок – это совершаемое субъектом всякого рода деяние, имеющее моральную оценку.

Алгоритм, который предлагается ниже, был разработан совместно с доктором педагогических наук, профессором Н.Е. Щурковой и ее коллегами:

  1. «Не удивляться» поведению ребенка.
  2. Содействовать психическому уравновешиванию путем «оправдания» поведения школьника.
  3. Инструментовать свободу выбора, чтобы помочь примирению ребёнка с самим собой.
  4. Осветить предметный и социальный результат того, что сделано ребёнком, чтобы способствовать самостоятельному осмыслению.
  5. Предъявить иной способ поведения как альтернативу для самоопределения.
  6. Инициировать самосознание школьника, побуждая его выявить мотивы и объяснить причины случившегося.
  7. «Защита» от внешних оскорблений, чтобы создать условия для реализации ребенком себя на другом уровне культуры.
  8. Неожиданное индивидуальное решение, нарушающее логику выстраиваемого воздействия.

Рассмотрим последний дополнительный элемент воспитательных технологий – этическая защита.

С позиции функционально-операционного подхода перечисленные возможности представляют собой функции, реализуемые педагогом в ответ на недостойное слово или действие ученика. Но рассмотрим все по порядку.

Первая функция – сохранение собственного достоинства в момент грубости, звучащей в наш адрес.

Операция «вопрос на воспроизведение» ставит обидчика в положение, когда, ссылаясь на то, что недослышали или были чем-то очень увлечены, его любезно просят повторить еще раз фразу, с которой он обращался, и тем самым нарушают логику его действий, подталкивают к поиску иных, более культурных форм обращения.

  1. «Наивное удивление» тоже помогает сохранить достоинство, не допустить грубости в свой адрес. Большое значение для реализации этой операции имеет пластико-мимическое выражение.

Вторая функция – корректировка поведения партнера – осуществляется как продолжение и развитие первой функции. В этих целях могут быть использованы следующие операции:

  1. «Ссылка на свои слабости», позволяющая инструментовать внешнее принятие вины на себя, что заставляет партнера менять свою точку зрения и вслед за оскорблением извиняться или говорить комплимент.
  2. «Окультуренное воспроизведение»это произнесение фразы, повторяющей смысл, но оформленной культурно. Эта операция дает конкретный наглядный образец обращения в контексте возникшей ситуации.

Реализация третьей функции – сохранение достоинства партнёра – развивает и углубляет взаимоотношения с ним, предоставляет ему возможность проявить себя иначе, на более высоком культурном уровне, реабилитироваться.

Назовем и для этой функции две операции:

  1. «Подстановка мотива», осуществляемая путем оглашения доброго, вероятно, намерения ребенка, которое внешне приобрело иную форму. Фраза строится как утверждение позитивной направленности, с которым трудно не согласиться: «Ты (вы), наверное, хотел...», «Ты (вы), скорее всего, хотел...».
  2. «Оправдание поведения» выглядит как расценивание поступка ребенка в доброжелательном смысле.

Кроме перечисленных операций, для этической защиты могут быть использованы и более жесткие формы, применение которых требует больших психических затрат и одной, и другой стороной. Не использовав возможности легких и изящных операций этической защиты, педагог не имеет морального и профессионального права переходить к ним.

  1. «Оставить человека наедине с собственным поступком» означает демонстративно прекратить (на какое-то время) отношения с ним, предварительно озадачив его оценкой собственного поступка или слов: «Вы, наверное, и сами не осознаёте...»;
  2. «Противопоставление его поведению» осуществляется как сравнение «Вы такой... а...» Кажущаяся легкость этой операции порой оборачивается сложностью отыскания достоинства, особенно в момент напряженных отношений, поэтому фраза может иметь варианты: «Я считал вас...», «Вы производили впечатление...» и т.д.
  3. «Великодушное прощение», или «царский подарок», выглядит как позволение подобного обращения с собой, но на самом деле жестко пресекает такую практику: «Если уж тебе так хочется...»

Литература

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – 15-е изд. – М., 1984. – 429с.
  2. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1996.