Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление их с комнатными растениями

Разделы: Работа с дошкольниками


Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т.е. тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Использование комнатных растений для формирования экологических понятий целесообразно, т.к. в мире растений наглядно проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие.
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. У педагога есть возможность наглядно показать детям закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма от окружающей среды.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ – это один из этапов в общей работе по формированию экологической культуры дошкольников.
Еще до начала работы с комнатными растениями, я часто замечала какое-то равнодушие у детей к зеленым обитателям на подоконнике в нашей  группе.
И скорее всего, это почти естественно, ведь как известно у дошкольников слово часто расходится с делом. Все дети дают потрясающие ответы на вопрос – что будет, если исчезнет вода, животные, растения? Все они знают, что растение, например, погибнет, если его не поливать, если за ним не ухаживать. Но вместе с тем, поливают его чаще всего именно тогда, когда об этом напомнит или попросит воспитатель.
Начиная работать с дошкольниками по теме «Комнатные растения», я задалась вопросом, как сделать так, чтобы дошкольники активно стремились к общению с природой и самостоятельно проявляли заботу об о обитателях живого уголка вообще и растениях в частности.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:  Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.

ЗАДАЧИ:

  • Разработать систему поэтапного формирования у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к комнатным растениям.
  • Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
  • Воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.
  • Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

  • Опрос родителей по вопросам: Есть ли у вас дома комнатные растения? Ухаживают ли дети дома за комнатными растениями?
  • Консультации для родителей: «Лекарственные растения дома». «Какие растения нужны в детской комнате?» и др.

РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

  • Паспортизация комнатных растений в группе.
  • Смотр уголков природы в группах.
  • Консультации для педагогов: «Подбор комнатных растений и их размещение в группе», «Ознакомление детей с растениями в игровой деятельности».
  • Подготовка теоретического материала, пособий и презентаций по теме «Растения» для детей.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Мною были созданы и показаны детям несколько презентаций под общим названием «Комнатные растения – друзья человека», во время просмотра которых мы с дошкольниками вместе искали ответ на вопрос – Зачем человеку комнатные растения?

Большой интерес у детей вызвало знакомство с географией. Они узнали, что на подоконнике в группе живут растения из разных стран и даже континентов. Для того, чтобы детям было легче ориентироваться во всем этом многообразии,  мы создали своеобразную карту мира , обозначив на ней разноцветными кружками родину того или иного растения. Эти же кружки мы наклеили и на цветочные горшки.

Для детей мною были подготовлены дидактические игры о комнатных растениях, такие как «Размножение комнатных растений», «Правила ухода за растениями», «Строение растений» и другие.

ИТОГИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. У дошкольников появился интерес к комнатным растениям.
2. При получении новых знаний, дети охотно ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства в уголке природы.
3. Дошкольники стали проявлять не только интерес и любознательность по отношению к комнатным растениям, но и активно участвовали в образовательном процессе, задавали вопросы : Как? Почему? Как узнать? Что делать? – что позволило воспитателю искать и планировать новые формы работы на предстоящих занятиях по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями.
По итогам предварительной работы мною были выделены несколько этапов для реализации поставленных целей.

1 ЭТАП. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Очень важно во время работы воспитывать у детей доброту, отзывчивость. Но дети сами нуждаются в доброте и ласке. И в то же время они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Главное развить в них это желание, поддержать, направить и потом не мешать.
На этом этапе работы мы с дошкольниками играли в игры, которые способствуют развитию эмоциональной отзывчивости ребенка:
«Покажи свое настроение», «Улыбнись другу», «Комплимент», «Горячее сердце», «Изобрази грустное растение» и др.
Все эти игры способствуют выходу эмоций у ребенка и одновременно осознанию своих эмоций, как положительных, так и отрицательных.

Все эти игры использовались не только на занятиях, но и во время труда в уголке природы и во время прогулок. На занятиях так же мы использовали расслабляющие упражнения тренинги «Подарим улыбку растениям», «Мысленная улыбка» и др.
В итоге дети стали внимательнее, добрее друг к другу, а так же к окружающей их обстановке и собственно к зеленым обитателям живого уголка.

Итогом первого этапа работы стала фраза, сказанная ребенком: «Растения, они как люди, только бегать и говорить не умеют». Таким образом дети самостоятельно пришли к выводу о том, что растения живые организмы.

2 ЭТАП. ЗНАКОМСТВО С ДОШКОЛЬНИКОВ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ СКАЗКАМИ

Что дает дошкольнику экологическая сказка?

  • Возможность получения достоверных, научных экологических знаний через сказочные сюжеты.
  • Формируется эмоционально-положительное отношение  к природе, умение видеть ее красоту и неповторимость.
  • Воспитывается  отзывчивость ребенка, желание  помочь сказочным героям, которые по сути являются объектами и субъектами природного окружения ребенка.

Все сказки, использованные на занятии можно разделить на два вида сказки написанные воспитателем и собственно авторские сказки.
В каждой экологической сказке знакомые сюжеты наполняются новым смыслом, а уже известные персонажи и герои помещаются в новые обстоятельства, еще незнакомые детям. Например, «Бабушка Федора и герань».

На «Сказочном» этапе в нашей группе появился почтовый ящик, который я назвала «Почта цветов». В этом ящике дети периодически находили послания от комнатных растений.
Вся работа проделанная на этом этапе способствовала тому, что у детей появилась возможность выражать свои знания и чувства по отношению к природе через слово, а художественное творчество помогло сделать их знания более точными и объемными.

3 ЭТАП. СРАВНИТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Очень важно, чтобы воспринимая весь новый материал, дети думали.
Важно научить детей задавать вопросы и искать ответы на них.
На этом этапе работы дети сравнивали, исследовали, изучали растения исходя из личного опыта и полученных знаний. Сравнение проводилось с живыми объектами и субъектами окружающей природы, и в первую очередь с человеком и животными. Именно прием сравнения в работе с растениями помогает закрепить понятие о том, что комнатные растения – живые существа, ведь они так похожи на человека.
На этом этапе дети выяснили, что листья герани похожи на детские ладошки. Листья бегонии напоминают уши слона, а широкие, плавно опускающиеся листья лилии напоминают руки человека. Мы обратились к народному творчеству и выяснили, что герань в народе называют журавлиный нос.

img7.jpg (23701 bytes)

Дети сравнили наши растения с еще одним обитателем уголка природы в группе – красноухой черепахой по кличке Тартила и выяснили, что условия, необходимые для жизни черепахи и растений очень похожи, что так же явилось для них доказательством того, что растения  – живые существа, которые могут легко погибнуть, если лишить их необходимых условий для жизни.

По итогам проделанной работы, дети самостоятельно пришли к выводу о том, что растения не только живые, не только похожи своими потребностями на человека и животных, но и каждое из них обладает своим характером, а значит может радоваться, когда ему хорошо и грустить – когда плохо.
Благодаря таким выводам, мы подошли к заключительному этапу по формированию у дошкольников экологической культуры,  навыков экологического поведения по
отношению к комнатным растениям, а так же работы по развитию у дошкольников экологической ответственности и чувства отзывчивости не только к растениям, но и ко всему живому.
После всей проделанной работы я пришла к выводу, что необходимо для дошкольников в работе с комнатными растениями ввести знаковую систему, учитывая, что знаки, символы в экологическом образовании используются повсеместно. Для начала мною на каждый цветочный горшок были прикреплены смайлы. Веселый с одной стороны и грустный – с другой.
Так же мною  были разработаны тематические таблицы под общим названием «Скорая помощь растениям», в которых дана пошаговая инструкция, как сделать так,  чтобы растение перестало быть грустным.
Дети чутко реагируют  на изменения в привычной среде, поэтому смайлы на цветочных горшках заметили в первые минуты пребывания в группе и сразу же возник вопрос – почему растения грустные? Тогда дошкольники познакомились с тематическими таблицами из серии «Помощь растениям» и узнали, как сделать так, чтобы растение перестало грустить. Например, если герани плохо, надо проверить почву. Если почва сухая, надо полить, порыхлить и т.д.

Каждое утро, приходя на работу воспитатель проверяет все цветы. Какие в порядке поворачивает в группу веселым смайлом, каким требуется помощь – грустным. Дети, приходя в детский сад, замечают, что растения грустят и уже без напоминания педагога, оказывают им соответствующую помощь.

В настоящее время я продолжаю работу по составлению тематических таблиц по комнатным растениям для детей. Но эти таблицы уже более объемные по своему содержанию и служат для составления рассказа о комнатном растении.

Сегодня я спрашиваю себя – Все ли цели достигнуты? Конечно, работы еще много, ведь формирование экологической культуры – это постоянный, не прекращающийся процесс. И достигая одной цели, решая одну задачу, появляются другие.

Но сейчас я могу отметить у дошкольников:

  • развитие восприятия комнатных растений как живых существ (замечают неблагополучное состояние растения, сочувствуют растениям, сообщают воспитателю о замеченных изменениях);
  • развитие эстетических чувств (замечают красоту формы и окраски листьев, эмоционально реагируют на появившиеся ростки и бутоны);
  • развитие познавательного интереса (самостоятельно рассматривают растения, задают вопросы;
  • умение не только видеть красоту комнатных растений, но и желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее;
  • развитие восприятия комнатных растений как живых существ (замечают неблагополучное состояние растения, сочувствуют растениям, сообщают воспитателю о замеченных изменениях);
  • рмение видеть и обнаруживать взаимосвязь состояния растений от условий обитания.

Положительные результаты всей проделанной работы, позволяют определить практическую значимость данного опыта. Для кого этот опыт будет полезным? На мой взгляд в первую очередь для тех педагогов, которые работают в тех дошкольных учреждениях, где отсутствует и не предполагается зимний сад, где комнатные растения располагаются на подоконниках в группе. Зачем? Именно для того, чтобы комнатные растения были не просто украшением интерьера, а активно использовались в образовательном процессе, как средство воспитания и формирования экологической культуры дошкольников.

Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь воспитывать у детей доброту, экологически грамотное поведение, отзывчивость. В настоящее время есть перспектива для того, чтобы продолжать начатую работу. На сегодняшний день в подготовительной группе «Рябинка» функционирует кружок «Юные цветоводы». В дальнейшем планируется перейти от узкоспециализированного кружка к общеэкологическому, так как экология, экологическое развитие дошкольников – тема очень актуальная и со временем ее актуальность будет только расти. Материала по данной теме существует огромное множество, и что самое главное, этот материал интересен дошкольникам и не оставляет их равнодушными.