Открытый урок развития речи "Сочинение-описание с элементами повествования"

Разделы: Русский язык, МХК и ИЗО


Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших.

И в настоящее время целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности (говорению, аудированию, чтению и письму) находится в центре внимания и методистов и учителей-практиков. Весьма актуальной становится проблема создания на уроке речевой ситуации, побуждающей ученика к коммуникации, что и определяет пути методического поиска.

Развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами: формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка продуцировать текст (как устно, так письменно) для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Безусловно, начинать работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроках обучения грамоте и в дальнейшем на уроках русского языка и литературы, специальных уроках по развитию речи.  

Все более очевидной становится необходимость включения в работу по развитию речи учащихся новых методов и приемов, основу которых составляет речетворчество учащихся.

Замечательная системная работа по развитию речи учащихся изложена в «Поурочных разработках по русскому языку: 7 класс» к учебнику М.М. Разумовской/ Л.И. Новикова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. Материалы этого методического пособия, автором которого является доктор педагогических наук Л.И. Иванова, и вдохновили меня на создание открытого урока «Сочинение-описание с элементами повествования памятника русской архитектуры (собора Василия Блаженного)».

Материалы этого пособия, интернет-ресурсы, материалы словарей были положены в основу моей работы. Также мной была создана презентация к этому уроку. (Первый слайд сопровождает музыка Глинки «Славься»). В рамках осуществления индивидуального подхода для слабых учащихся мною был разработан раздаточный материал:

  1. План сочинения (заполняется на уроке) – Приложение 2
  2. «Экскурсия» – Приложение 3
  3. Описание собора Василия Блаженного – Приложение 4
  4. Термины, иллюстрации  – Приложение 5 и Приложение 6

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

– Приходилось ли вам бывать на Красной площади?
– Какие здания привлекли внимание и запомнились?
– Сегодня мы будем говорить об удивительно красивом, величественном храме – Соборе Василия Блаженного. Вот он перед нами. (Приложение 1, слайд 1 в сопровождении музыки Глинки).
– Звучит музыка композитора Глинки, прославляющая Россию так же, как этот замечательный памятник архитектуры славит нашу страну. И для любого иностранца изображение этого собора ассоциируется только с Россией, можно сказать, что перед нами один из символов России.
– Наша задача – подготовится к сочинению, рассказывающему об этом великом сооружении. Для этого нам надо:

1) получить информацию о храме,
2) узнать новые слова – архитектурные термины
3) составить план сочинения и
4) просто получить удовольствие от соприкосновения с прекрасным

2. Итак, познакомимся с историей создания храма. Задача – запомнить информацию и рассказать о храме. (Просмотр   1-5 кадров презентации, сопровождающихся информацией об истории создания собора – Приложение 1)

3. Экскурсия

– А теперь представь, что ты экскурсовод, а мы твои слушатели, пришли на Красную площадь. Используй полученную информацию и свои домашние заготовки.

(Выступление ученика в качестве экскурсовода)

– Давайте поблагодарим нашего гида за интересную экскурсию!

4. Работа над описанием храма

– Но наша работа не закончена – нам надо описать храм. Для этого понадобятся специальные слова – термины. Вот эти слова. (Рассматриваем приготовленные учителем справочные таблицы, разъясняющие термины)
– Теперь нам легче будет усвоить следующую информацию (Просмотр остальных кадров презентации).

5. Попробуем сами описать храм, используя усвоенные термины. (Слабым ученикам предлагаются предложения с пропусками на месте слов-терминов, которые они должены вставить, используя справочные таблицы).

6. Работа по составлению плана

– Осталась заключительная часть нашей работы – составление плана. Вот листок, в котором отмечены три части любого сочинения: вступление, основная часть и заключение. Продумаем каждую из них.
– О чем будем говорить во вступлении? Вспомни, какими словами ты начал экскурсию.
(Собор Василия Блаженного – жемчужина русского зодчества)
– Можно ли так начать сочинение? (Да)
– Так и запишем.
– Какие ещё прилагательные подойдут для описания собора? Запишем их: прекрасный, удивительный, оригинальный, величественный, сказочный.
– О чем основная часть?

1) История создания храма.

– Вспомним рассказ нашего экскурсовода. Какой тип речи он использовал при этом? (Повествование)
– Правильно. А вот следующая часть сочинения – это описание  храма и, значит, тип речи будет … (описание) 
То есть мы будем сочетать разные типы текста.

2) Описание собора

– Чтобы избежать речевых ошибок – повтора  и других – уточним значения некоторых слов. Дома вы подготовили выписки из словарей, расскажи, что же вы узнали?

(Ученик читает толкование слов  «зодчий», «храм», «возводить», «увенчать»)

Для справки. Зодчий – строитель, архитектор. Храм – собор, церковь.  Возводить – сооружать, воздвигать, строить. Увенчать – завершить, закончить.

– К словам даётся помета «высокое» . Это означает, что такие слова придают речи оттенок торжественности, приподнятости, что очень уместно при описании подобного архитектурного сооружения.

а) башни (сколько их, ярусы, как они украшены)
б) купола (их окраска, рисунок)
в) порталы(сколько их, как украшены)
г) галерея

– И, наконец, заключение. Обычно в нем говорится о личном впечатлении.
– Моё впечатление
– Например, можно сказать, что глядя на этот замечательный собор мы любуемся необыкновенным мастерством создателей храма, буквально ощущаем то чувство величия России, которое запечатлели в камне русские мастера и передали своим потомкам. Чувствуем гордость за свою Родину и сопричастность к её истории.
– Теперь подумаем о стиле. В нашем сочинении используются термины, даётся познавательная информация. Это признаки какого стиля? /научного/
– Правильно, но мы ещё будем выражать своё восхищение, используя высокую лексику, стараться передать свои эмоции – это характерно для публицистического стиля. Можем использовать сравнения (рисунок на куполах мы сравнивали с шишкой, чалмой), эпитеты и метафоры (жемчужина зодчества – это метафора), а это средства художественного стиля.
По такому принципу строится научно-популярный подстиль – разновидность научного стиля.

7. Рефлексия

Как вы думаете, сможете вы теперь справиться с поставленной задачей – написать сочинение?
– Все справочные материалы урока будут у вас. (Ученик получает: план, справочные таблицы, предложения, с которыми работали на уроке)
– Ваше домашнее задание – написать сочинение «Храм Василия Блаженного – часть русской истории».