Формирование основ физического здоровья и здорового образа жизни педагогических работников как приоритетные направления работы школы

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В предыдущих публикациях транслировался опыт работы нашей школы по сохранению психического здоровья учителей. Работа по сохранению здоровья педагогов продолжается в двух основных направлениях:

  • сохранение и совершенствование физического здоровья учителей;
  • формирование у всех работников ОУ основ здорового образа жизни.

По мнению многих врачей, главное условие женской привлекательности, стоящее выше всех вкусов и мод, - это не столько внешняя красота, сколько здоровье. Здоровье и красота далеко не всегда дар природы. Гораздо чаще это плод длительной систематической работы над совершенствованием своего организма. Стройную фигуру, легкую походку, красивую осанку, бодрость, хорошее настроение - все это можно создавать и формировать с помощью физических упражнений.

Ходьба босиком, как средство закаливания, укрепления здоровья и даже лечения некоторых болезней, использовалось еще с незапамятных времен. В Древней Греции босохождение являлось своего рода культом. Подошвы ног - одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. Уже сама по себе ходьба босиком, являющаяся своеобразным точечным массажем, тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии.

Впечатление, которое создается с первого взгляда о фигуре человека, во многом зависит от того, как он держит голову. Осанка - отражение уровня культуры и проблема воспитания. Эталон прошлого - "королевская" походка - прямая, горделивая осанка и степенная мягкая поступь. Вы должны идти по прямой линии, стряхивая ногу с поворачивающегося бедра. Касаемся земли "подушечкой", которая находится чуть ниже основания большого пальца, и прокатываем всю массу нашего тела по всем пальцам ноги - от большого до мизинца, одновременно поворачивая бедро другой ноги максимально вперед, чтобы оттолкнуться. Корпус должен не нагружать ноги, а нести себя сам и тянуться вверх, тогда ногам будет легче.

Бесплатный и самый надежный наш тренер - простая школьная лестница. По ней мы ходим правильно, не наступая на пятки. Они, соприкасаясь с твердым покрытием, передают удар по цепочке позвоночнику и он "падает" на нашу бедную голову, сотрясая мозг.

Следовательно, мы рекомендуем коллегам уделять больше внимания различным видам ходьбы. Стройный, подтянутый человек с плоским животом выглядит привлекательно. Отвисший живот, сутулая спина не только не эстетичны, но и говорят о том, что их "владелец" плохо заботится о своем здоровье. Слабые мышцы живота и спины создают массу проблем, прежде всего с позвоночником. Кроме того, слабый живот не может удерживать внутренние органы. Мышцы живота и спины называют корсетными. Чтобы тело было стройным и гармоничным, необходимо добиваться их равновесия. Одновременно надо тренировать и ягодичные мышцы, увеличивающие статическую устойчивость тела. Необходимо укреплять брюшную стенку, она делает живот плоским и подтянутым.

Деятельность скелетных мышц (их более 600), способствуя кровообращению, во многом облегчает работу сердечной мышцы. Действуя подобно насосам, скелетные мышцы являются своеобразными периферическими "сердцами", помогающими возвращать венозную кровь сердцу. Ведь по мере движения по артериальным сосудам давление крови значительно снижается, и чтобы кровь по венам вновь поднялась к сердцу, необходима помощь периферических "сердец" - скелетных мышц. Но они могут эффективно работать лишь при оптимальной двигательной активности.

У человека регулярно задействованы всего 8-10 мышц, зато загружаем мы их на полную катушку. В этих органах появляются суперво-стребованные участки - триггерные точки (мышечные мозоли). Именно они - источник мучительных, часто отраженных болей. Если в мышцах есть такой участок, ее невозможно растянуть на физиологическую длину. А от этого уже страдает двигательный стереотип.

Связь голоса, любого звука, акустической вибрации с нервными центрами и здоровьем была установлена еще в древности. Разные звуки порождают разные вибрации, которые по-разному влияют на наше самочувствие. В ту минуту, когда вы издаете заливистое "хи-хи-хи!" или "ха-ха-ха!", из "зоны смеха" (предположительно она располагается в больших полушариях мозга рядом с центром речи) в гипофиз и гипокамп поступают нервные импульсы. Эти сигналы заставляют мозг вырабатывать вещества удовольствия - эндорфины и эндоопиаты. Эти гормоны обладают обезболивающим эффектом, являются рецептом молодости - они стабилизируют эндокринные процессы и омолаживают организм. Смех снижает уровень гормона кортизона, выделяющегося при напряжении.

Когда человек смеется, у него сокращаются лицевые мышцы. Установлена прямая связь между этим процессом и кровоснабжением мозга, это стимулирует мыслительные процессы. Умение посмеяться над ситуацией, исполненный чувства юмора взгляд на мир улучшает способность к адаптации. Смех - отличное лекарство против стресса. Любое напряжение нуждается в разрядке, а смех-разрядка, причем отличная. Перед смехом отступают многие явления психосоматики: язва, астма, колит.

С помощью голоса снимается напряжение. Покричать от души - отведите душу в чистом поле, под громкую музыку, под залп салюта, под бой курантов или при виде подарка. Еще лучше голос звучит в пении. Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение - самая сложная гимнастика. Пение - выдох, который колеблет голосовые связки. Выдох - результат вдоха. Для того, чтобы изменить выдох, необходимо тренировкой изменить вдох. Тренируя вдох, наиболее удобный для задержания, мы увеличиваем воздушный резерв организма, а значит, и его жизнеспособность. Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют не потому, что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать, говорить, кричать и петь. Научитесь этому - и болезнь отступит.

Мозг - не автономная система, он не только управляет работой других систем организма, но и находится от них в зависимости. Они снабжают его питанием, освобождают от шлаков, защищают от вредных воздействий. Если мы хотим полностью использовать свои интеллектуальные способности, следует хорошо кормить мозг. Чтобы он работал на полных оборотах, позволяя нам быстрее учиться и успешнее работать, нужно соблюдать умеренность в еде.

Для сохранения ясности мышления организму нужен белок. Чтобы ничто не затрудняло происходящие в мозге процессы, необходимы минералы и витамины. Потребность в них тем выше, чем более тяжелая работа мозга предстоит. Лучше всего получать их с пищей: организм усваивает их. Нормальная концентрация железа важна для памяти, интеллекта. Пища, богатая железом в усвояемой форме - мясо, хлеб из муки грубого помола с отрубями, овсяными хлопьями, красная свекла и бобовые.

Предлагается "пища для ума и сердца": спраутс - пророщенные зерна пшеницы, ржи, овса, бобовых, проростки тыквы; зелень и семена укропа, сельдерея, петрушки, дикорастущие растения (в частности, крапива); продукты из злаков, бразильские орехи кешью, морепродукты, чеснок, (основной источник селена для человека).

Чтобы поддержать защитные силы организма, начинайте утром с кефира или йогурта и ежедневно съедайте по яблоку. В этих плодах содержатся в нужном сочетании вещества, необходимые для работы иммунной системы: фитонциды, витамины С и группы В, а также марганец и медь. Кефир и йогурт способствуют выработке особых белков - интерферонов, защищающих слизистые оболочки от вторжения вирусов. Природные иммуннорегуляторы: свежие мясо и рыба, молоко, фрукты, овощи, зелень, орехи, зеленый чай.

Самым подходящим в меню для тех, кто хочет похудеть, могут быть супы. Суп быстро создает ощущение наполненного желудка, хотя по количеству съеденной пищи он не может сравниться с обедом. Кроме того, супы необходимы, если у Вас есть проблемы с желудком (недостаточная секреторная функция желудка, пониженная кислотность). Супы улучшают перистальтику кишечника. Куриный суп облегчает течение простуды, так как содержит компоненты, обладающие противовоспалительным действием. Приправы, которые входят в состав супов (лаврушка, перец, лук, петрушка, коренья), усиливают секрецию пищеварительных желез.

В каждом кабинете должен быть хотя бы один куст герани. Герань дезинфицирует и дезодорирует воздух, исполняет роль своеобразного комнатного доктора при заболеваниях нервной системы, особенно при функциональных ее расстройствах, неврозах различной этиологии, при бессоннице.

Домашние лимоны стоит выращивать в школе не только ради плодов. Целебную силу имеют их ароматные листья, они выделяют 85 различных целебных веществ. В помещении, где они находятся, воздух почти стерилен, многие болезнетворные микробы теряют способность размножаться. Лимон благотворно воздействует на нервную систему, помогает восстановить ослабленное неблагоприятными внешними факторами биополе человека.

Лучше всех поддерживает и корригирует его роза. Кустик комнатной розы поможет избавиться от излишней усталости и раздражительности. Особенно эффективно воздействие розы, когда в комнате растет базилик, эстрагон и мята. Запах мяты успокаивает возбужденную нервную систему, помогает снять агрессивность, сконцентрироваться.

Наши исследования показывают: эффективность реализации нами школьной оздоровительной программы для учителей возрастает, когда педагоги сами начинают заниматься своим здоровьем.

И вот что интересно - по опыту нашей школы, когда учителя включились в такую программу, дети стали им помогать - приносить различные материалы по системам оздоровления, комплексы упражнений.

Немало важным является сохранение физического здоровья самого учителя. А здоровы ли наши учителя? Исследования специалистов подтверждают, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе. Для учителей со стажем работы в школе 15-20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "выгорание". У трети учителей показатель степени социальной адаптации нередко ниже, чем у больных неврозами.

Если понаблюдать за собой, то обнаружится, что часто на работе напряжены спина и шея, нахмурены брови, озабочено лицо. Попав на работу, мы - это уже не мы, мы полностью вошли в роль учителя. Учитель - напряжение. А если попробовать не надевать привычную маску, попробовать остаться собой - отдыхающим, собой - любующимся природой? И, поймав себя вновь на напряжении, вернуться в выбранное, оптимальное для вас состояние.

Всем хочется быть здоровым и счастливым и видеть такими себя и своих учеников. Как жить в ладу с самим собой, окружающим миром, людьми? Хорошее здоровье во все времена считалось величайшей ценностью, но лишь в последние годы установлено, что образ жизни определяет здоровье на 50%, а изменить свой образ жизни, как известно, наиболее трудно.

Нести ответственность за своё здоровье нас учили с детских лет.

Над формированием представлений о здоровье, здоровом образе жизни школьный Центр содействия и укрепления здоровья проводит работу не только через систему разъяснительной работы с учителями, но и через различные мероприятия: тренинги, мониторинги, педагогические советы, анкетирования.

Конечно, главная задача этой работы: сохранение здоровья педагогических работников ОУ.

Цели же её такие:

  • Повышение уровня активности, создание оптимального баланса психических процессов и Общее оздоровление и улучшение самочувствия;
  • Восстановление эмоционально-положительного состояния.

В своей работе Центр выделяет несколько направлений:

  • работа над физическим здоровьем;
  • работа над нравственным и психологическим здоровьем;
  • внеклассные мероприятия и индивидуальная работа с каждым учителем.

Именно сохранение физического здоровья учителей и формирование у них основ здорового образа жизни являются основными направлениями работы школьного Центра содействия и укрепления здоровья.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить о том, что "Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой". Тогда будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: "Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто".