Обобщение и систематизация изученного об обособленных определениях

Разделы: Русский язык


При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:

1) групповая;

2) работа в малых группах;

3) индивидуальная работа.

Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненных причастными оборотами в различных позициях, а так же обособленными определениями различных видов

Каждый из разделов предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.

К уроку планировалось опережающее домашнее задание: прочитать указанные лекции (повторить сведения о причастных оборотах; знать, что такое синтаксическая норма, осложненное предложение).

Цели урока:

  • Систематизировать изученное по ранее изученной теметеме.
  • Обучить анализу и редактированию текста (выявлению и исправлению грамматических ошибок).
  • Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.

Задачи урока:

  • Актуализировать знания учащихся изученной по теме.
  • Повторить правила конструирования предложений с причастными оборотами в различных позициях.
  • Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
  • Обобщить и систематизировать материал по теме.
  • Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
  • Организовать самоконтроль учащихся на уроке.

Тип урока: систематизация и обобщение материала.

Тип урока:

  • систематизация и обобщение изученного материала.

Форма проведения урока:

  • Урок-практикум.

Оборудование урока:

1. Классная доска, заранее оформленная к уроку.

2. Лекции учащихся в рабочих тетрадях по русскому языку.

3. Раздаточный материал для учащихся.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся

II. Актуализация изученного об обособленных определениях.

Учитель. Рассмотрим предложения с причастным оборотом (см. раздаточный материал для учащихся). Определим, правильно ли они построены.

1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.

2. Пастух подходил к нашему костру, заночевавший в горах.

3. Я жил в тихой, затерявшей в глуши деревушке.

4. Представление о прямой дает луч света, выходящего из малого отверстия.

5. В городе была церковь, которая давно разрушилась и служившая какое-то время овощехранилищем.

Возможные ответы учащихся:

1. Определяемое слово оказывается внутри причастного оборота. Правильно: В лугах, поросших буйной растительностью...

2. Причастный оборот оторван от определяемого слова. Правильно: Пастух, заночевавший в горах,..

3. Причастие образовано от возвратного глагола затерялся. В причастии отсутствует возвратный суффикс -ся; затерявшейся.

4. Допущена ошибка в согласовании. Определение, выраженное причастным оборотом, согласуется с определяемым словом луч.

5. Неправильно употреблены как однородные члены придаточное определительное предложение и причастный оборот. Правильно: ...давно разрушенная и служившая...

Затем учащиеся записывают предложения в тетрадь в исправленном виде, выделяя обособленные определения.

III. Выполнение тренировочных упражнений по изученной теме (выполняются коллективно с объяснением).

1) Определите, чем выражено обособленное определение.

1. Багряная листва, покрытая морозной росой, шуршит в аллее под моей ногой.

2. Занятия, чуждые музыке, были постылы мне.

3. Это было в Одессе августовской ночью, полной спелых звезд.

4. Ветка была покрыта большими листьями, похожими на перья страусов.

5. Море шумело, сожженное лунным огнем.

6. Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.

2) Поставьте недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями.

1. Пьер все более и более приходивший в волнение во время этого разговора встал и подошел к княгине.

2. Князь Василий похудевший и побледневший за эти дни провожал главнокомандующего и что-то несколько раз тихо повторил ему.

3. Все сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.

4. В деревне занимаемой штабом был трактир, посещаемый офицерами.

5. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена происшедшая в лице князя Багратиона.

6. Он был светский человек успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха.

 3) Образуйте от глаголов, данных в скобках, причастия и согласуйте их с выделенными определяемыми словами. Запишите предложения, расставляя недостающие запятые.

1. Сильный ветер (направить) вниз по склону горного хребта создает значительное похолодание.

2. По степи поплыли тени облаков (пропитать) голубым сиянием луны.

3. (Размывать) весенними разливами почва не пригодна для земледелия.

4. Искусно (спрятать) в зелени гнезда птиц недоступны для хищников.

5. (Грузить) различной снедью телега приближалась к рынку.

IV. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.

Задание для группы №1.

Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках обособленные определения. Выделите их, определите их место в предложении.

1. Дорога вьется между двумя колеями (поросший зеленой придорожной травой). 2. Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3. Солнце село, и на небе замерли легкие облака (розовый от заката). 4. Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребенка). 5. По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 6. Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 7. Мы плыли в сплошном тумане (закрывший берег и море). 8. В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

Задание для группы №2.

Укажите, какие ошибки допущены в построении предложений. Исправьте их и спишите предложения, выделив на письме обособленные определения.

1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 3. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 4. Отряд избежал опасности благодаря проявленной решительности командиром, 5. Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 6. Издалека были видны плывущие бревна по воде

Задание для группы №3.

Запишите предложения, поставив обособленные определения рядом с определяемыми словами. При необходимости поставьте знаки препинания. На письме выделите обособленные определения.

1. Яркими звездочками земляники покрылись поляны в сухом бору (обильно цветущей). 2. Дочь лесника увидела небольшого лопоухого лосенка (собиравшая землянику). 3. Охотникам, косарям и грибникам иногда попадаются рога (сброшенные лосем). 4. Зашуршала, закачалась белоусая трава, послышался легкий топот, и на крошечную поляну выкатил заяц (обрамленный облетевшим осинником). 5. Звенят под ногами поблекшие листья (высушенные крепким утренником).

V. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме.

Вариант 1.

Спишите текст, исправьте предложения, если это необходимо. Выделите на письме обособленные определения и определите их тип.

1. Ребята интересуются и любят историю своего родного края. 2. Надо, чтобы все заботились и берегли природу. 3. К зиме готовятся не только звери, а также птицы. 4. В нашем лесу много ягод малины. 5. Мой товарищ упорный, но трудолюбивый. 6. Он всегда помнит обещание, но не откладывает его в долгий ящик. 7. Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. 8. Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. 9. Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. 10. По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. 11. В большом зале с потемневшей от дыма стенами стояли длинные низкие столы. 12. Часто можно видеть картины, изображающих животных, птиц и людей. 13. Затянувшее тучами небо повисло над просекой. 14. Причастия - это слова, обозначающие признаки предметов по действию и которые отвечают на вопрос какой? что делающий? 15. Море, плескавшее тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском.

Вариант 2.

Спишите текст, исправьте предложения, если это необходимо. Выделите на письме обособленные определения и определите их тип.

1. Росш_е (не)забудки у ручя уже зацвели. 2. Показавш_ся солнце из-за туч(?) ярко осв_ тил_лес и поляну. 3. Появивш_ся поч(?)ки на деревьях говорили о наступавш_й весне. 4. На пристан_ толпились ожидающ_ пассажиры посадку на катер. 5. Молч_ливо стоят одетые березы и клены листвой. 6. Широко разл_ваются наполняемые реки талой водой. 7. Открыв окно, я залюб_вался видом города. 8. Открывая дверь, она громко скрипнула. 9. Мама с_дела, откинувшись на спинку стула. 10. Заканчивая чертеж, у меня сл_мался карандаш (?). 11. Возвращаясь домой, ш_л дождь. 12. Прочитав рассказ, он пок_зался мне слишком грус(?)ным. 13. Разл_жив игрушки на д_ван_, дети начли какую(то) интерес_ную игру. 14. Возвращаясь из школы меня застала гроза. 15. Под(?)е_жая к деревне, у машины спустилось колесо. 16. Прочитав А. Гайдара, мне больше всего понравилась повесть "Школа". 17. Читая эти строки, создается впечатление, что автор пиш_т о нас. 18. Он (не)замечал н_ лесов, н_ озер, заросшие кувшинкой. 19. На деревьях распустились первые листочки, р_стущие около дома. 20. П_стух увид_л наш костер, заночевавший в горах.

VI. Объяснение нового домашнего задания:

  • Повторить по лекциям материал, изученный по теме.
  • Повторить изученное об обособленных обстоятельствах различных видов

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.

Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.

Приложение.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2006.

2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.

3. Иванова СЮ. Экзаменационные "ловушки". Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.

4. Иванова СЮ. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.

5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М, 1996.

6. Розенталъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

7. Розенталъ Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1998.