Использование метода проектов при обучении английскому языку как условие повышения мотивации и познавательной активности учащихся

Разделы: Иностранные языки


Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений, необходимых в дальнейшем для эффективного взаимодействия в профессионально значимых ситуациях общения. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, а также развитие культуры презентации. На наш взгляд, эти умения учащихся могут успешно развиваться в процессе проектной деятельности по английскому языку. Метод проектов представляет собой "определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата". [1]

Основная функция любого языка - коммуникативная, функция общения. Изучение иностранного языка в школе также, прежде всего, нацелено на развитие коммуникативных способностей, формирование умения выражать свои мысли, общаться на неродном для обучающихся языке. Навыки устного общения развить у обучающихся оказывается сложнее, чем какой-то отдельный аспект изучения языка. Чем сложнее вид деятельности, тем меньше заинтересованности выказывают ученики, и задача педагога найти способы снятия трудностей при развитии навыков говорения. Самым актуальным и увлекательным для обучающихся является использование современных информационных технологий. Хотя число активных пользователей ПК и ресурсов сети Интернет высок не во всех классах, заинтересованность в этом виде деятельности проявляют все учащиеся. Реализация данного инновационного проекта нацелена на решение следующих проблем: недостаточно высокий уровень сформированности коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

Проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы проекта, подбора литературы и материалов, составления плана проекта, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации.

Паспорт проекта.

Руководитель проекта Ваторопина Елена Васильевна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ № 67
Участники проекта. Учащиеся 6 - 11 классов МБОУ СОШ № 67, учителя ИЯ, студенты ИИЯ УрГПУ.
Сроки осуществления проекта. 2009-2012 гг.
Цель и задачи проекта. Цель проекта:
  • Развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе проектной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить и научить обучающихся работе с использованием метода проекта.
  • Обучить участников проекта основам методологии и логики социологического исследования
  • Разработать и организовать урочные и внеурочные мероприятия, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению английского языка.
Сроки и этапы реализации проекта. Подготовительный этап

(сентябрь 2009г. - январь 2010г.)

Анализ исходного уровня развития коммуникативной и информационной компетенций обучающихся.

Разработка плана внеурочных мероприятий, развивающих коммуникативную и информационную компетенции обучающихся.

Обсуждение вопросов разработки инновационного проекта с членами педагогического коллектива.

Основной этап (февраль 2010 - март 2012г.)

Осуществление деятельности в рамках проекта в соответствии с составленным планом.

Заключительный этап (май - июнь 2012г.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития.

Основные мероприятия. Развитие коммуникативной и информационной компетенций обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Работа над исследовательскими и творческими проектами обучающихся, в т.ч. проведение анкетирования среди обучающихся и педагогов школы.

Создание исследовательских и творческих работ.

Участие в НПК и конкурсах разного уровня.

Публикации работ.

Создание сайта проекта.

Ожидаемые результаты. I. Результаты первого этапа реализации проекта

План основных мероприятий по развитию коммуникативной и информационной компетенций.

Полная информированность педагогов и обучающихся о проекте.

II. Результаты второго этапа реализации проекта

Применение ИКТ на уроках английского языка.

Повышение готовности обучающихся к проектной деятельности.

Установление контактов с сотрудниками и студентами ИИЯ УрГПУ (создание совместных проектов, переписка по E-mail, проведение мероприятий).

Публикации работ.

Создание сайта проекта.

III. Результаты третьего этапа реализации проекта

Создание плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

Создание учебно-методического материала с целью распространения опыта реализации инновационного проекта.

Публикации в сети и прессе, на сайте методических разработок.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта:

Мотивационный. Интерес к изучению английского языка.

Устойчивое стремление к совершенствованию коммуникативных и информационных навыков.

Деятельностный. Усиление творческой работы обучающихся (проектная деятельность).

Реализация практических навыков переработки, анализа и передачи информации на уроках и внеурочных мероприятиях.

Публикации работ.

Познавательный. Изучение английского языка.

Изучение и применение на практике знаний метода проекта.

Изучение участниками проекта основ методологии и логики социологического исследования.

Приобретение знаний об информационной сфере, современных средствах коммуникации.

Эмоционально-ценностный. Наличие интересов, потребностей в англоязычном общении.

Активность в использовании ресурсов интернет.

Участие в творческих конкурсах.

Формы представления результатов проекта:

  • размещение информации на сайте школы и других сайтах, школьной газете.
  • оформление выставки работ в кабинете иностранного языка и на школьном стенде.
  • аналитические отчёты по этапам проекта.

Литература:

  1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001. - С. 82.
  2. Каленская Е.Г. Инновационный проект "Окно в мир". [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
  3. https://urok.1sept.ru/articles/567106/ (дата обращения 10.07.2011 г.)

Приложение.