Погода и ее предсказание. 5-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Тема рассчитана на 1 час в 5-м классе. На уроке учащиеся совместно с учителем определили тему и задачи урока, для этого были использованы загадки и иллюстративный материал, который способствует развитию географического мышления. В момент подготовки к изучению темы используется мобилизующее начало-девиз. Работая с рисунками, дети описывали изменения, которые произошли в атмосфере, самостоятельно называли элементы погоды, дали ее определение, опираясь на учебник. Ученики узнали, что такое “барометр”, “термометр”, “флюгер”, осадкомер, “синоптическая карта”, а также познакомились с наукой о погоде – метеорологией.

Через весь урок лейтмотивом проходит воспитательная цель. На примере материалов урока, используя причинно-следственные связи между элементами погоды, примеры местных народных примет, формируется воспитание любви к природе.

Знания, полученные на уроке ученики должны применить на практике. Поэтому они получают домашнее задание: используя приметы своей местности, составить прогноз погоды на неделю.

Усвоение знаний, полученных на уроке, учащиеся проверяют самостоятельно, при этом удачно используется форма оценивания, контроля и самопроверки. Заканчивается урок песней “У природы нет плохой погоды”.

Тип урока: комбинированный.

Цели: обучающие:

  • Сформировать у учащихся новые понятия: погода, элементы погоды, приметы;
  • показать связь природоведения с литературой на примере загадок;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между элементами погоды;
  • формировать умение составлять простейшие прогнозы погоды.

развивающие:

  • развитие речи, памяти, воображения, познавательного интереса, самостоятельности учащихся;

воспитывающие:

  • воспитание любви учащихся к природе на примере материалов заданий;

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация к уроку Microsoft PowerPoint

Методические приемы: слово учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником, работа по карточкам

Ход урока

I. Орг. момент. Приветствие учителя и учащихся. Презентация

Ребята, помните девиз, который поможет вам в работе: “Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из этого самое полезное”! Слайды 1-2

II. Работа по теме урока. Слайды 3-15.

Сегодня наш урок пройдёт необычно. Для того чтобы определить тему урока, нам нужно отгадать загадки (ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем).

Так темно осенней ночью,
Что не видно даже кошке,
Только точки-огонечки
В небе светятся немножко (звезды)

Голубое, голубое!
Голубее не бывает!
И неспешною гурьбою
Облака на нем летают (небо)

Он может лить и сеять,
И просто так идет,
Летать он не умеет,
А в небе ведь живет! (дождь)

Дождь не шел сегодня ночью,
Звездочки мерцали,
А на травке и листочках
Капли засверкали! (роса)

О, наше яркое светило,
Источник жизни на Земле!
Все без тебя бы камнем было
И пребывало бы во мгле! (солнце)

Если новости идут,
То, в обычной моде,
Что в конце передают?
Точно! – О ...! (погоде)

Ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем.

Слайд 16. Тема: “Погода и ее предсказание”

Задачи урока:

  1. Погода.
  2. Элементы погоды.
  3. Предсказание погоды.

Слайд 17. Презентация. Понаблюдайте за изменением погоды. Опишите, какие изменения произошли в атмосфере? Назовите элементы погоды и попробуйте дать ее определение (температура воздуха, осадки, облачность, давление, направление и сила ветра)

Работа с учебником. Найдите определение в учебнике & 20 и сравните с тем, что предложили вы. Запишите его в тетрадь.

Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.

Игра "Кто больше?" Слайд 18. Презентация. Погода имеет огромное значение для жизни на Земле. Напишите, люди каких профессий используют данные прогноза погоды? (3 мин) Выигрывает тот, у кого больше (фронтальный опрос)

Человек непрерывно следит за погодой на специальных метеорологических станциях. Свое название они получили по названию науки о погоде — метеорологии. В России первая метеостанция была основана 280 лет назад. Существует Всемирная служба погоды. В ее центрах собирается метеорологическая информация с территории одних стран и передается другим странам. Мировые центры Всемирной службы погоды находятся в Москве, Вашингтоне и Мельбурне. Они получают информацию со всего мира. В России сведения о погоде по каждой местности передаются в ближайшее Бюро погоды. Здесь все показатели анализируются, и составляется прогноз погоды для каждого района, области или края. Огромную роль в предсказании погоды оказывают искусственные спутники Земли, с их помощью метеорологи следят за состоянием тропосферы и делают краткосрочный и долгосрочный прогнозы, с помощью компьютерных программ составляют “карту погоды”, которая называется синоптической (слайд 19)

– Вспомним, как называются приборы для измерения элементов погоды (слайд 20)

– Представьте, что службы погоды не существует. Вы собираетесь идти с классом в поход, но не знаете, какая будет в этот день погода. Как вы поступите? (ответы учащихся)

Работа с учебником. “Предсказание погоды” с.79-80

– Что нового вы узнали? (фронт. опрос)

Слайд 21. Презентация. Физ. минутка

Если это: признаки устойчивой погоды — стойте на месте; признаки неустойчивой погоды — качаемся на месте.

Признаки устойчивой погоды: сильная роса на листьях растений и траве; радуга вечером; если дым идет прямо вверх, днем жарко, а ночью прохладно или даже холодно; высокие кучевые облака.

Признаки неустойчивой погоды: усиление ветра к вечеру; росы и инея нет; дым из трубы стелется к земле; серое небо вечером.

– Да, в давние времена наши предки предсказывали погоду по Луне, по календарным датам, цвету закатного солнца. Погоду могут предсказать насекомые, птицы, растения.

Какие местные признаки погоды вы знаете? Можно ли по одному какому-нибудь признаку или примете строить прогноз погоды? Сделайте вывод. Слайд 22-26

Если воробьи купаются в пыли, говорят — быть дождю. Муравьи и пауки усиленно работают — быть хорошей погоде и теплу. Но если пчелы сидят в улье и гудят — ожидайте дождь. Если петухи поют рано с вечера, – к потеплению. Листья конского каштана перед дождем выделяют большое количество липкого сока.

III. Контроль и самопроверка (5 мин.)

Работа по карточкам. Задача учащихся – исправить в тексте ошибки. Способ проверки: взаимопроверка (нет ошибок– “5”, 1-2 ошибки-“4”, больше двух-“3”)

Карточка. Самыми важными характеристиками погоды являются температура почвы и воды в реке, море, океане. Все погодные явления происходят в стратосфере. Одно из свойств погоды — постоянство. Погода меняется только в течение года. Главная причина перемен в любое время суток в погоде – перемещение воздушных масс. У нас в республике в течение всего года преобладают погоды теплого времени года. А предсказание погоды называется — гороскоп.

Слайд 27. Самыми важными характеристиками погоды являются температура воздуха, осадки, направление и сила ветра, облачность. Все погодные явления происходят в тропосфере. Одно из свойств погоды — изменчивость. Погода меняется в течение суток. У нас в республике погоды и теплого и холодного времени года. Предсказание и описание погоды называется прогноз (правильный ответ)

Домашнее задание. Прочитать & 20 и, используя приметы своей местности, составить прогноз погоды на неделю.

IV. Итог урока. Слайд 28. Презентация

  1. Что вам понравилось на уроке?
  2. Что вы узнали о погоде?
  3. Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши. Молодцы! (звучит песня “ У природы нет плохой погоды”)

Литература

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природоведение. 5класс. Учебник для общеобразовательных школ// Москва: Дрофа, 2008.
  2. clubochek.ru