Развитие интонационной выразительности и понимания эмоций у дошкольников с речевой патологией по мотивам русской народной сказки "Лиса, заяц и петух"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Актуальность выбранной темы заключается в том, что у детей с речевой патологией отмечаются нарушения интонационной выразительности речи, чаще всего в комплексе со стёртой дизартрией. Основные проявления интонационной выразительности – это невыразительная речь, плохая дикция, расстройство фонетического просодического компонентов речевой функциональной системы, недостаточность проявления эмоционального состояния. Это предусматривает введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты, силы голоса, по восприятию движений тона голоса и развитию длительности и интенсивности речевого дыхания, а также расширение круга понимания эмоций.

Данное занятие разработано для логопедической подготовительной группы и является вводной частью к постановке пьесы “Лиса, заяц и петух”. Занятие было представлено, как совместная деятельность учителя-логопеда, детей и родителей и проводилось в конце учебного года.

Задачи урока:

Коррекционно-обучающие:

  • развивать модуляцию, высоту и силу голоса, расширять тональный диапазон;
  • развивать умение понимать мимическое выражение эмоций;
  • формировать интонационную выразительность речи и применять на практике;
  • развивать речевое дыхание;
  • активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи;

Коррекционно-развивающие:

  • воспитывать произвольное внимание, слуховую память, эмоционально – волевую сферу, чувство темпа и ритма;
  • обогащать эмоциональную сферу детей;
  • развивать творческие способности;
  • углублять и укреплять представления развивающейся личности о себе и о мире;

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать сопереживание другому человеку, готовность помочь в трудную минуту;
  • формировать положительные личностные качества;

Предварительная работа.

Чтение и пересказ сказки: “Лиса, заяц и петух”.

Оборудование: волшебный цветок, ноутбук, презентация, мультимедийный проектор, экран, индивидуальные схемы для модуляции голоса.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Ритуал вхождения в сказку.

Логопед: Протяните ладошки к волшебному цветку и закройте глаза, сделайте глубокий вдох и на выдохе скажите: “Мы превращаемся в сказочных героев”.

2. Беседа по сказке.

Слайд № 2.

Логопед: Вы превратились в героев сказки “Лиса, заяц и петух”. Но для того чтобы герои получились настоящими необходимо уметь изменять голос и мимику лица. Сегодня на занятии мы будем этому учиться. Вспомним содержание сказки.

Логопед:

– Какие избушки построили себе главные сказочные герои?

– Что случилось с зайчишкой?

– Кто пытался ему помочь?

– Каким оказался петух?

– Почему петуха можно назвать настоящим другом?

– Чему учит сказка “Лиса, заяц и петух”?

Дети отвечают на вопросы развёрнутыми предложениями.

3. Формирование умения развивать силу и тональный диапазон голоса.

Слайд № 3.

Игровое упражнение “Скажи по-разному”

Логопед: Послушайте, как я произнесу названия главных героев сказки.

– Петух (шепот), заяц (тихо), собака (нормальным голосом), лиса (громче), медведь (громко).

Логопед: Сделайте вдох и на выдохе повторите также, постепенно усиливая голос:

“Петух, заяц, собака, лиса, медведь”.

Хоровое и индивидуальное проговаривание.

Слайд № 4.

Логопед: Сейчас я произнесу названия главных героев сказки по-другому.

– Медведь (громко), лиса (тише), собака (нормальным голосом), заяц (тихо), петух (шепот).

Логопед: Сделайте вдох и на выдохе повторите так же, постепенно, ослабляя голос:

“Медведь, лиса, собака, заяц, петух”.

Хоровое и индивидуальное проговаривание.

4. Развитие умения развивать тональный диапазон.

Игра “Кто какие звуки издаёт”.

Слайд № 5.

Логопед: Вы знаете, что герои сказки издавали разные по тональности звуки. Ведь все они были напуганы, кроме петуха.

Логопед: Послушайте, как плакал зайчик.

– О (громко) (тише)-о (нормальным голосом)-о (тихо) (шепот).

Сделайте вдох и на выдохе повторите также, постепенно ослабляя голос: “О-о-о-о-о”.

Хоровое и индивидуальное проговаривание.

Слайд № 6.

Логопед: Послушайте, как завыли испуганные собаки.

– У (громко) (тише)-у (нормальным голосом)-у (тихо) (шепот).

Сделайте вдох и на выдохе повторите также, постепенно ослабляя голос: “У-у-у-у-у”.

Хоровое и индивидуальное проговаривание.

Слайд № 7.

Логопед: Послушайте, как испугался медведь:

– а (шепот) (тихо) (нормальным голосом) (громче) (громко). Сделайте вдох и на выдохе произнесите также, постепенно усиливая голос: “а-а-а-а-А”.

Хоровое и индивидуальное проговаривание.

Слайд № 8.

Логопед: Послушайте, как громко закричал петух на лису:

– Ку (шепот) – ка (тихо) – ре (громче) – ку (громко). Сделайте вдох и на выдохе произнесите также, постепенно усиливая голос: “ку – ка – ре – ку”.

Хоровое и индивидуальное проговаривание.

Слайд № 9.

Логопед: Послушайте, как кричала лиса. Её голос был, то сильный, то слабый:

– Тяв (громче) – тяв (тише) – тяв (громче) – тяв (тише) – тяв (громче) – тяв (тише). Сделайте вдох и на выдохе постепенно то – усиливая, то – ослабляя голос, произнесите: “тяв – тяв – тяв – тяв – тяв – тяв”.

5. Совместная деятельность детей и родителей.

Игра: “Обучайка”

Логопед: Давайте научим родителей подражать звукам животных.

Каждому из детей раздаются картинки со схемами звукоподражаний сказочных героев для развития модуляции голоса, и предлагается вместе с родителями их озвучить. Схемы идентичны слайдам №№ 5-9. Задание направлено на индивидуальную работу каждого родителя со своим ребёнком.

6. Развитие умения понимать мимическое выражение эмоций и активизировать мимику.

Игровая ситуация “Мы такие разные”

Логопед: Дети и звери бывают такие разные. Я покажу вам пиктограммы, которые расскажут о выражении наших чувств. Рассмотрите пиктограмму.

Слайд № 10.

Логопед:

– Что обозначает эти пиктограмма?” (указывает на пиктограмму “печаль”)

Поднимите брови, опустите уголки рта и удержите позу под счёт от одного до пяти.

Слайд № 11.

Логопед:

– Что обозначает эта пиктограмма?” (указывает на пиктограмму “гнев”).

Опустите брови и удержите позу под счёт от одного до пяти.

Слайд № 12.

Логопед:

– Что обозначает эта пиктограмма?” (указывает на пиктограмму “страх”).

Поднимите брови, откройте ротики и удержите позу под счёт от одного до пяти.

Слайд № 13.

Логопед:

– Что обозначает эта пиктограмма?” (указывает на пиктограмму “радость”).

Улыбнитесь и удержите позу под счёт от одного до пяти.

7. Развитие способностей дифференцировать эмоции.

Слайд № 14.

Логопед: Рассмотрите картинку.

– Что случилось с зайчиком?

– Как ведёт себя лиса?

– Какому герою подходит эта пиктограмма? (на рисунке изображена пиктограмма гнева)

Слайд № 15.

Логопед: Рассмотрите картинку.

– Что случилось с собаками?

– Как ведёт себя лиса?

– Кому подходит эта пиктограмма? (на рисунке изображена пиктограмма страха)

Слайд № 16.

Логопед: Рассмотрите картинку.

– Что случилось с зайчиком?

– Какое настроение у зайца?

– Что случилось с медведем?

– Какому герою подходит эта пиктограмма? (на рисунке изображена пиктограмма печали)

Слайд № 17.

Логопед: Рассмотрите картинку.

– Что случилось с лисой?

– Как ведёт себя петух?

– Какому герою подходит эта пиктограмма? (на рисунке изображена пиктограмма гнева)

Слайд № 18.

Логопед: Рассмотрите картинку.

– Что делает заяц?

– Как ведёт себя петух?

– Какому герою подходит эта пиктограмма? (на рисунке изображена пиктограмма радости)

8. Подведение итогов

Ритуал выхода из сказки. Слайд № 19.

Протяните ладошки к волшебному цветку и закройте глаза, сделайте глубокий вдох и на выдохе скажите: “Мы выходим из сказки”.

Логопед:

– Чему научились на занятии?

Вы хорошо занимались. Все молодцы.

Литература.

  1. Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6 – 7 лет). – СПб.: КАРО, 2007.
  2. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО Издательство “Детство-пресс”, 2011.
  3. Русская народная сказка “Лиса, заяц и петух”.