История географии. 6-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели: совершить путешествие в историю географических открытий.

Задачи:

Образовательные: познакомиться со знаниями и представлениями людей разных эпох о форме и поверхности Земли через историю географических открытий;

Развивающие: формирование умений читать физическую карту, показывая путь экспедиций путешественников (Геродот, Пифей, Марко Поло, Васко да Гама, Х. Колумб, Ф. Магеллан, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев) и открытые ими географические объекты;

Воспитательные: умение выступать с сообщениями, высказывать свою точку зрения.

Оборудование: физическая карта мира, портреты путешественников и учёных, компьютерная презентация “История географии”; карточка “Открытия” (Приложение 1) и карточка “Кроссворд” на каждого ученика.

Формы проведения урока: беседа – повторение уже известных и изучение новых открытий учёных и путешественников, на основе презентации и сообщения учеников, работа с физической картой атласа, разгадывание кроссворда.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

  • Что такое география?
  • Кто первым сформулировал понятие географии?
  • Каков возраст этой науки?
  • Какие типы географии вы знаете?

III. Изучение нового материала

Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие во времени и посмотрим, как развивались представления людей о поверхности нашей планеты. Итак, мы отправляемся в историю географии.

(Слайд 1)

Знания, которые мы имеем сейчас о Земле, конечно же, отличаются от представлений древних людей и будут отличаться от знаний народов, которые будут жить в будущем.

Рассмотрим знания и представления людей, живших в разные эпохи [10].

(Слайд 2)

Начнем с первобытных людей и их взаимодействия с природой.

Вопрос: Какой человек появился первым на нашей планете и что умел делать?

Ответ: Человек умелый первым начал изготавливать грубые орудия труда и охоты.

Вопрос: Кто изображён на рисунке и что он умел делать?

Ответ: Человек прямоходящий изготавливал каменные орудия, использовал шкуры в качестве одежды, жил в пещерах, пользовался огнём.

Вопрос: Узнаете ли вы этого человека?

Ответ: Неандертальцы изготавливали каменные более сложные орудия труда. Охотились на крупных животных, высекали и поддерживали огонь для обогрева жилищ. У них уже существовали некоторые ритуалы.

Вопрос: Кто является непосредственно нашим предком?

Ответ: Кроманьонцы приручили животных, занимались земледелием, обжигали глину. Умели гравировать, рисовать. Усовершенствовали способы охоты. Изготовляли копьеметалки, приспособления для ловли рыбы, силки для птиц. Создавали украшения.

Таким образом, на ранних стадиях существования первобытных людей в их взаимоотношениях со средой обитания природа играла огромную роль. Древние люди были ещё одним видом живых организмов на нашей планете. Скудность орудий труда ограничивала воздействия людей на природу. Однако с течением времени человек становился всё более активным. Возрастали его умственные способности. Человек изучал природу для того, чтобы выжить, добыть пищу и огонь, не заблудиться в лесу, приручить животных. Постепенно накапливались знания и о природе.

(Слайд 3)

Это интересно. “У небольшого городка Сан-Раймундо на северо-востоке Бразилии была обнаружена скала с многочисленными древнейшими изображениями эпизодов охоты, бытовых сцен и культовых обрядов. Всего в мире насчитывается около 30 тысяч таких наскальных изображений”.

Вопрос: Что же знали первобытные люди о форме Земли в то время?

Ответ: Ничего, они об этом даже не задумывались?

(Слайд 4)

Мир древних цивилизаций (Приложение 1).

Древние люди изобрели колесо, плуг и парус, позже создали солнечные и водяные часы, занимались строительством (города, храмы, пирамиды, дворцы, плотины, каналы), научились превращать руду в металл и изготавливать различные изделия.

Самым важным достижением древнего человека было создание письменности (писать, читать, сохранять и передавать информацию).

Зародились науки: философия, астрономия, медицина, математика, разные виды искусств и религии. Эту эпоху можно назвать точкой отсчета существования географии.

Древние города возникали на реках, по которым шли основные транспортные пути. Начинаются путешествия по морю. Жители разных территорий могли обмениваться информацией. Накапливая знания и обобщая их, люди начали понимать существующие в природе закономерности. Они задумались о форме Земли и крае света. У разных людей представление об этом было разным.

(Слайд 5)

Вопрос: Рассмотрите рисунок и вспомните, кто из древних так представлял устройство мира?

Ответ: Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на спины слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Мир в представлении древних египтян: внизу – Земля, над ней – богиня неба; слева и справа – корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Вопрос: Чье представление вы видите на рисунке?

Ответ: Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. К югу от него раскинулось море, а на востоке расположены горы, окружённые морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо, по которому движутся Солнце, Луна, и пять планет.

Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу.

Земля у древних греков – это слегка выпуклый диск, напоминающий щит воина. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь в них на западе.

(Слайд 6)

С развитием техники и кораблестроения люди начали совершать более длительные путешествия. Из морей они стали выходить в океан. Появились предположения о шарообразности Земли.

Вопрос: Кто первым доказал, что Земля шарообразна?

Ответ: Древнегреческий учёный Аристотель (IVв. до н.э.).

Вопрос: Что же заставило людей думать о шарообразности Земли?

Ответ: Доказательства шарообразности Земли: Лунные затмения, наблюдения за уплывающим кораблём…

Вопрос: Как видит наблюдатель уплывающий корабль? Если бы Земля была плоской, вид корабля был бы таким же или другим?

Развитие мореплавания и дальние путешествия дали огромное количество информации о новых землях, которую необходимо было фиксировать. Так появились первые карты. Выдающимися путешественниками были древние греки.

V в. до н.э. – Др. греч. историк Геродот проводит исследование побережья Средиземного моря, Балканского п-ова, Малой Азии, юга Восточно-Европейской равнины. Дает первое деление суши на три части света: Европу, Азию, Африку [3,4].

Вопрос: Покажите на карте путь Геродота.

(Слайд 7)

IV в. до н.э. – Др. греч. астроном Пифей проводит исследование южных, западных и северных берегов Европы, Британский островов, возможно Скандинавии. Он устанавливает зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи [3,5].

Вопрос: Проследите путь Пифея по карте.

III в. до н.э. – Др. греч. учёный Эратосфен вводит слово “география”, составляет первую карту, проводит вычисление длины радиуса и экватора.

Вопрос: Рассмотрите карту. Какие земли были известны во времена Эратосфена?

II в. до н.э. – Др. греч. учёный Птолемей составил наиболее достоверную для своего времени карту мира.

(Слайд 8)

Средневековье.

Вопрос: В чем особенность этого времени?

Ответ: Постоянные воины, преследование инквизиции.

Но и в это тяжелое время совершаются открытия новых земель.

IX-X вв.– Норманы (шведы, датчане, норвежцы) исследуют северное побережье Европы, открывают Исландию, Гренландию, п-в Лабрадор, о. Ньюфаундленд [3,5].

Вопрос: Проследите по карте путь норманнов. Как вы думаете, на каком североамериканском острове в 1960 году было найдено древнее поселение норманнов?

Ответ: о. Ньюфаундленд.

1271 г. – Венецианский купец Марко Поло проводит исследование Азии и востока Африки (Средиземное море, Малая Азия, р.Тигр, Персидский залив, Аравийское море, Индия, Китай) [3,5,10].

1466 г. – Тверской купец Афанасий Никитин совершает путешествие в Индию [3].

Вопрос: Проследите путь А. Никитина по карте. Назовите географические объекты, по которым проходило его путешествие. Какое значение оно имело для Руси?

1487 г. – Португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш впервые совершает достижение южной оконечности Африки – мысов Доброй Надежды и Игольного [5].

(Слайд 9)

Эпоха Великих географических открытий.

1492 г. – Создание первого в мире глобуса Мартином Бехаймом (нем).

Испанский мореплаватель Христофор Колумб отправляется на поиски морского пути в Индию на запад через Атлантический океан [3,6].

Сообщение учащегося о первом путешествии Х. Колумба.

Вопрос: Проследите по картам четыре плавания Х. Колумба. Какие географические объекты были открыты европейцам?

1497 г. – Португальский мореплаватель Васко да Гама совершает открытие морского пути в Индию на восток вокруг Африки [7,10].

Вопрос: Проследите по карте за путешествием Васко да Гама. Какие новые акватории были открыты?

(Слайд 10)

1519 г. – Испанский мореплаватель Фернан Магеллан начинает первое кругосветное плавание [3,8,10].

Сообщение учащегося о Ф. Магеллане и его экспедиции.

Вопрос: По каким морям и океанам проходило данное путешествие?

1543 г. – Польский учёный Николай Коперник создает гелиоцентрическую систему мира.

Вопрос: Вспомните, в чем суть данной системы и каково ее значение?

Ответ: По системе Коперника в центре мира находится Солнце, вокруг которого вращаются известные в то время планеты. Мир, так же как в системах Аристотеля и Птолемея, ограничен сферой неподвижных звезд. Взгляды Коперника развили и другие ученые – Дж. Бруно, Г. Галилей. Многие идеи Коперника были верными.

(Слайд 11)

Новое время.

1644 г. – Голландец Абель Тасман и англичанин Джеймс Кук открывают Австралию [3,10].

XVII-XVIII вв – Русские путешественники (Дежнёв, Беринг, Лаптевы, Чириков, Челюскин, Шелехов), англичанин Маккензи проводят исследование полярных районов Евразии и Северной Америки [10].

1820г – Русские исследователи Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев открывают Антарктиду [3,9].

Вопрос: Итак, мы с вами совершили путешествие в историю географии. Открыты все материки и океаны. На карте не осталось белых пятен. Чем же теперь заниматься науке “география”?

Ответ: В наши дни ученые исследуют материки, Арктику, верхние слои атмосферы, глубины Земли. Запускаются шары-зонды, космические спутники, бурятся сверхглубокие скважины, Океан бороздят батискафы и исследовательские корабли. Люди изучают последствия влияния человеческой деятельности на природу Земли в целом, а также отдельных её частей.

IV. Закрепление нового материала. Отгадай кроссворд (Приложение 2).

V. Домашнее задание. §2, контурная карта с.6.

Список литературы:

  1. Н.А. Никитина, Е.А. Жижина “Поурочные разработки по географии. 6 класс”, Москва, “ВПКО”, 2010 г.
  2. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова “География. Начальный курс. 6 класс”, Москва, “Дрофа”, 2010 г.
  3. Ревенко М.В. “Энциклопедия географических открытий”. – М.: Издательский дом “Современная педагогика”, 2001. – 200 с.
  4. ru.wikipedia.org/wiki/Геродо...
  5. ru.wikipedia.org/wiki/Колумб,...
  6. ru.wikipedia.org/wiki/Васко_д...
  7. ru.wikipedia.org/wiki/Магелл...
  8. dic.academic.ru/dic.nsf/bse/157460/...
  9. Энциклопедия для детей. Том 3. География. – 3-е изд., Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2001. – 704 с.