Языковая практика учащихся в летнее время

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Реализация международного проекта "Лингвистический лагерь" в г. Гижицко (Польша) в рамках программы Европейского Союза "Молодежное сотрудничество в сфере образования" занимает особое место в международном сотрудничестве гимназии № 40 и Отдела образования г. Гижицко.

Работа первого Лингвистического лагеря (июнь - июль 2005 года) была признана успешной. Высокий уровень организации, четкость и слаженность взаимодействия, реализация поставленных целей - все это позволило Отделу образования г. Гижицко в рамках программы ЕС уже на следующий год представить качественно новый молодежный проект. Впервые в июле-августе 2006 года на территории г. Гижицко было организовано 4 международных лагеря: "Лингвистический", "Экологический", "Спортивный". Учащиеся и педагоги из четырех калининградских школ (120 человек) получили возможность стать участниками данного проекта.

Цели проекта:

  • приобщение учащихся к практике межгосударственного общения, к участию в диалоге культур;
  • осуществление практической реализации интеллектуального, личностного потенциала учащихся;
  • воспитание патриотизма, осознание учащимися миссии представителей культуры своей страны, своего народа;
  • укрепление взаимопонимания между молодежью России и Польши;
  • знакомство с культурой и традициями польского народа.

При организации учебной деятельности участникам проекта предстояло решить следующие практические задачи:

  • совершенствование умений и навыков владения русским языком (для учащихся, которые изучают русский язык как иностранный на протяжении нескольких лет);
  • совершенствование умений и навыков владения польским языком (для учащихся, которые изучают польский язык как иностранный на протяжении нескольких лет);
  • ознакомление с основными понятиями, грамматическими явлениями, фонетикой русского языка (для учащихся, которые ранее не изучали русский язык);
  • ознакомление с основными понятиями, грамматическими явлениями, фонетикой польского языка (для учащихся, которые ранее не изучали польский язык);
  • совершенствование умений и навыков владения английским языком.

Подготовительный этап включал:

  • разработку программы преподавания русского языка как второго иностранного для польских учащихся;
  • составление программы воспитательных мероприятий, которые помогли бы польской молодежи познакомиться с историей России, прошлым и настоящим г. Калининграда, традициями и обычаями русского народа;
  • формирование группы учащихся и педагогов, заинтересованных в реализации этого проекта.

Обучение русскому языку польских учащихся я осуществляла по авторской программе преподавания русского языка "Я и мой мир", разработанной специально для Лингвистического лагеря. Учащиеся, ранее не изучавшие русский язык, научились вести беседу и строить монологические высказывания по следующим темам: "Знакомство", "Моя семья", "Мой город", "Моя школа", "Мой друг", "Моя будущая профессия".

Обучение чтению велось по учебным пособиям для учащихся начальной школы: "Азбука", "Букварь".

Тренировочные упражнения, направленные на формирование и совершенствование лексических и грамматических навыков, носили личностно ориентированный характер.

На уроках широко применялась методика создания проектных работ. Это способствовало развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.

Обучение английскому языку польских учащихся я осуществляла по учебным пособиям, разработанным Оксфордским университетом New Hot Line (Tom Hutchinson), Countdown (Michael Duckworth, Kathy Gude). Данные учебные пособия развивают самостоятельность учащихся при изучении английского языка, умение определить ближайшие и отдаленные задачи собственного языкового развития, оценить достигнутые результаты.

Знакомство с культурой, обычаями и традициями русского народа осуществлялось во время внеклассных мероприятий, которые были разработаны и проведены педагогами гимназии № 40. Наиболее яркими и запоминающимися из них являются "Вечер русской песни", "День русской культуры", "Вечер веселых игр, "Скаутские игры". Учащиеся нашей гимназии активно принимали участие в праздничных мероприятиях, подготовленных учениками других школ г. Калининграда: "День Нептуна", "Веселые старты".

Как результат проделанной работы на торжественном закрытии лагеря учащимися был представлен творческий отчет. В концертную программу вошли стихотворения, песни, сценические постановки на английском, русском и польском языках. Зрителям были предъявлены лучшие проектные работы.

У учащихся была возможность познакомиться с историческим прошлым района Гижицко, его достопримечательностями, посетить крепость Бойен, совершить увлекательные путешествия на прогулочном кораблике по озерам Негочин и Кисайно, побывать в Миколайках, Святой Липке, в "Волчьем логове". Учащиеся также получили возможность послушать органный концерт в костеле в Святой Липке, концерт органной и камерной музыки в Евангелическом костеле в Гижицко, концерт духовых инструментов в Гижицко.

Вернувшись в Калининград, учащиеся, принимавшие участие в работе Лингвистического лагеря, разработали творческие проекты на английском языке, рассказывающие об истории и современности г. Гижицко, представили отчетные материалы и поделились своими впечатлениями в школьной газете.

По итогам работы 48 учеников гимназии № 40 были награждены Дипломами за активное участие в работе Лингвистического лагеря г. Гижицко (Польша).

Реализацию проекта "Лингвистический лагерь" следует признать успешной. Сегодня такая форма работы с молодежью является очень важной и актуальной. Она способствует формированию личностных качеств современного молодого человека, воспитывает патриота своей Родины, позволяет успешно адаптироваться к современной жизни.

Впечатления учащихся.

Курочкина Патриция:

Мне очень понравилось в Лингвистическом лагере. Занятия проходили очень интересно. На уроках мы много работали над лексикой и грамматикой. Мы учили стихи и песни на польском языке, в игровых ситуациях мы овладевали учебным материалом. И здесь у меня появилась прекрасная возможность пообщаться с новыми друзьями на их родном языке. Мне бы очень хотелось приехать сюда еще раз:

Дрик Александр:

Этот лагерь - самое чудесное место. У меня появилось много новых друзей. Мы обязательно будем писать письма друг другу и ждать новой встречи. Здесь было так здорово, что я не заметил, как быстро пролетело время. Хочется сказать "Спасибо" всем организаторам этого лагеря!

Марта Маслий (Польша):

Такой лагерь в г. Гижицко был организован впервые. Я очень рада, что это случилось в моем родном городе. Благодаря Лингвистическому лагерю у меня появилась прекрасная возможность пообщаться с моими новыми друзьями из России. Я уже была в Калининграде: ученики нашего лицея принимали участие в международном семинаре, который проходил в гимназии № 40. Теперь я с нетерпением жду новых встреч - ведь у меня появились друзья из этой гимназии!

Уроки, которые проводили для нас педагоги из Калининграда, были очень яркими и запоминающимися. Мы узнали очень много нового и интересного. А самым значительным событием для меня был творческий концерт, на котором мы показали все, чему научились: мы пели и читали стихи на русском и английском языке, участвовали в различных конкурсах. Хочется сказать "Спасибо" нашим учителям из России!

Марта Секта (Польша):

Мне очень понравилась организация работы на занятиях по английскому и русскому языку. У нас на уроках была очень доверительная атмосфера, что позволяло нам раскрыть все наши способности и таланты. Мы были очень активными участниками работы по созданию проектов. А как интересно было их представлять!

Мы узнали много нового о Калининграде. Мы обрели новых друзей. Теперь я буду ждать новых встреч.

Я благодарна всем организаторам этого замечательного лагеря и хочу пожелать им дальнейших успехов.